Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Принципы взаимодействия воспитателей и семей
с детьми с ЗПР согласно ФГОС ДО

Ванеева Ольга Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №121
Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Актуальность: Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" вступившему в силу с 1 января 2014 года одним из основных принципов, согласно которым был разработан новый стандарт образования, является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. А одной из задач, на решение которой и направлен новый стандарт: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Данный документ ориентирует на взаимодействие работников детского сада с родителями: родители должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, в реализации программы, , чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Именно взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Тем более, что в новом ФГОС, в разделе «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», прописано что дети должны приобрести в результате посещения ДО такие качества как: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др., что не возможно без поддержки семьи и личного положительного примера родителей. Сотрудничество же педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. К сожалению, на данном этапе взаимодействие детского сада и родителей, эта одна из самых сложных проблем возникающая в процессе воспитания ребенка. Особенно это актуально для семей, в которых есть дети с задержкой психологического развития (в дальнейшем ЗПР). Многие из таких родителей встретившись с серьезными трудностями, связанными с воспитанием и обучением своих детей считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет и посещал детский сад, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и в лучшем случае прогулка. При этом есть категория родителей, которые зная, что все задания, конкурсы, консультации и совместные мероприятия в детском саду имеют только рекомендательный характер, пренебрегают советами педагогов, и полностью перестают заниматься с ребенком дома, понадеявшись на специалистов детского сада – дефектологов и логопедов. Но надо помнить, что понятие «задержка» в развитии подразумевает временный характер нарушения, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. Считается что, факторы риска возникновения у ребенка ЗПР условно можно разделить на основные группы: биологические и социальные. Среди биологических факторов выделяются две группы: медико-биологические и наследственные. Нередко, ЗПР может быть вызвана и перенесенными инфекционными заболеваниями в младенческом возрасте, тяжелыми соматическими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами. Но наиболее часто причиной вызывающей или усугубляющей задержку психического развития у детей называют педагогическую запущенность, которая может быть спровоцирована множеством социальных факторов: - нежеланная беременность; - одинокая мать или воспитание в неполных семьях; - частые конфликты и несогласованность подходов к воспитанию; - наличие криминального окружения; - низкий уровень образованности родителей; - проживание в условиях недостаточной материальной обеспеченности и неблагополучного быта; - факторы большого города: шум, длительная дорога на работу и домой, неблагоприятные экологические факторы Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития: Поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников); Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии; Ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована; Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот; Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях. Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недостатками. Позднее, когда начинается обучение чтению, недостатки восприятия проявляются в смешении близких по очертаниям букв и их элементов. Еще большее отставание прослеживается в формировании интеграции зрительно-слуховой, которая имеет важнейшее значение при обучении грамоте. Каких-либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается. Имеются некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков (что говорит о недостатках фонематического слуха), наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах. Дети испытывают трудности при выделении звуков в слове. На основании этой характеристики мы видим, что ребенок и его семья ежедневно сталкивается с множеством трудностей, как в общении внутри семьи, так и при взаимодействии с внешним миром. И именно тут в ступает в силу социальный фактор, который усугубляет задержку развития у ребенка. Некоторые авторы приводят несколько неправильных моделей воспитания в семьях, имеющих ребенка с проблемами в развитии, вот две основные: 1.Родители не уделяют должного внимания ребенку, предоставляют его самому себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, развитию неадекватных реакций у ребенка. 2. Чрезмерная опека родителей. Ребенка жалеют, балуют, оберегают от трудностей, стремятся все выполнить за него. Это делает ребенка беспомощным и также приводит к еще большему отставанию в развитии. При ежедневном общении воспитателей с родителями очень важно акцентировать их внимание на том, что ребенку нужна не только забота, но и психологический комфорт, а также от родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребёнку полезным для него образом, основываясь на личном примере. Согласно статье Волковой Т.О. в общении родителей с воспитателями можно отметить следующие особенности: – разные родители с разной частотой обращаются к воспитателям; в результате одни из них общаются с ним чуть ли не ежедневно, а другие практически не общаются; – родителей, прежде всего интересуются тем, что и как ел ребенок, реже - его успехами в занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности; – воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с сотрудниками, поскольку каждое их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией; – воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата. Родители при этом нередко демонстрируют агрессивную - в адрес педагога или собственного ребенка - реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение; – воспитатели не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы; – значительное время занимает общение воспитателей с родителями на отвлеченные темы; – не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями. Нередко устанавливается традиция обращения друг к другу на «ты» и по имени, не соблюдаются ограничения на обсуждение других сотрудников и ситуации в детском саду. В конечном счете, это вредит репутации самого воспитателя, снижает уважение к детскому саду и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую он проявляет по отношению к ребенку. Родители должны видеть в воспитателе внимательного, знающего, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами. Таким образом, основной формой взаимодействия воспитателя и родителей остается личная беседа, но это не единственный способ наладить связь детского сада и семьи. Формы взаимодействия с семьей Примеры взаимодействия Родительское собрание №1 Знакомство с родителями, анкетирование, знакомство со специалистами составление плана совместных мероприятий. Индивидуальные консультации Индивидуальные особенности ребенка, пути решения имеющихся проблем. Ежедневные личные беседы Обсуждение прошедшего дня, отмечаем достижения ребенка, просим помочь преодолеть конкретные трудности в домашней обстановке Наглядно-информационное оформление раздевалки План образовательной деятельности, режим дня воспитанников, оформление информационных стендов, стендов с работами детей. Тематические консультации по желанию родителей. «Особенный ребенок», « Генеративный ребенок», «Почему ребенок дерется» Организация выставок совместного творчества родителей и детей. «Осенняя поделка», «Я знаю ПДД», « Елочные украшения», «Пасхальные яички» и др. Дни открытых дверей и открытые занятия. «Моя семья», « Мой домашний любимец», «Наши герои» Совместные праздники «Осенины», «Новый год», «Рождество» и т.д Спортивные праздники «Зимние забавы», «Паповоз», «Веселые старты» Сайт группы Страница в интернете дублирующая всю информацию . Стенгазеты «23 февраля», « Для мамочки, любимой!» Мастер-классы Вечерние занятия по лепке и аппликации. Вечера вопросов и ответов Таким образом, весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает активное участие в нем родителей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, что особенно актуально для детей с ЗПР. Родителям важно знать, что особенный ребенок требует особенного подхода и ежедневного внимания. Микроклимат в семье, заинтересованность родителей в развитии своего ребенка, активное взаимодействие родителей с воспитателями , их участие в жизни группы и заинтересованность в успехах своего ребенка играют ведущую роль в успешной подготовке детей к школе, а также адаптации их в новой социальной среде. Литература: 1. Взаимодействие педагога с родителями детей с ЗПР.» Волкова Т.О. 2.Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М., 2003. 3.Данилина Т. Современные подходы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание. 2000. № 1. С.41-48; № 2. С.44-49.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»