Методическая разработка
Планирование занятий по экологии
с использованием ТРИЗ и оригами
Степанова Ирина Васильевн,
воспитатель ГБДОУ №101
Выборгского района Санкт-Петербурга
Научно-техническая революция ХХ века в корни изменила жизнь на Земле и стала предпосылкой для коренных изменений в образовании. Вопросы создания педагогики творчества являются чрезвычайно актуальны. Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания систем работы по их активизации.
Воспитание творческой личности- потребность нашего времени. Для решения творческих задач необходимо развитое диалектическое мышление. Природа, ее многообразие, системность, целостность, служат прекрасным средством передачи и накопления у детей опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, развития мотивации у ребенка к познанию и творчеству. Освоение этих представлений укрепляет уверенность в себе, помогает личности утвердиться в мире, дает возможность выразить себя в общении с окружающими.
Практические семинары педагогов Мурашковска И.Н., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А. являются хорошей базой для овладения приемами и методами ТРИЗ, адаптированными для дошкольников, а также для создания собственных методических разработок.
Принципы построения занятий:
1.Интеграция разных видов деятельности детей (развитие речи, оригами, аппликация, рисование).
2.Системность. Организация познавательного процесса включает в себя рассмотрение объекта в его временном и функциональном плане. У объекта определяются составляющие и место функционирования (среда обитания).
3.Создание ситуаций, при которых ребенок должен создавать свои квалификационные конструкции, производить аналитико-синтетические действия, сужать поле поиска, выходить на оригинальные решения.
Система занятий по экологии представлена для подготовительной группы на 3 квартал.
МАРТ
Тема занятия:Агрегатные состояния вещества.
Задачи:
1. Углубить знания детей о свойствах воды, льда, пара.
2. Закрепить представление о том, как осуществляется переход воды в разные агрегатные состояния (газообразное-пар, твердое-лед).
3. Познакомить с законами диалектики: законом сохранения, переходом количественных изменений в качественные.
4. Продолжать знакомить с противоречиями и их разрешением.
Методические приемы ТРИЗ: МШ-мозговой штурм. ММЧ-метод маленьких человечков. Противоречия, способы их разрешения.
Продуктивные виды деятельности:Поделки для игр с водой-лодочки, корабли. Решение творческих задач.
Тема занятия:Путешествие на Крайний Север.
Задачи:
1.Обобщить знания детей о природных условиях Арктики и тундры, о приспособленности животных, растений и человека к условиям жизни Крайнего Севера.
2.Расширить знания детей о взаимосвязи обитателей Крайнего Севера, их пищевой зависимости друг от друга (экологические цепочки).
3. Продолжить знакомить с противоречиями, их разрешением.
Методические приемы ТРИЗ: МА-морфологический анализ (морфологическая таблица). МШ-мозговой штурм. Игра «Да-нет-ка» (линейная) на загаданный объект. Моделирование цепей питания живых организмов.
Продуктивные виды деятельности: Коллективная композиция «Во льдах Арктики» (белые медведи, моржи, тюлени, гренландский кит, рыбы). Решение творческих задач.
Тема занятия:Размножение комнатных растений.
Задачи:
1.Систематизировать знания детей о способах размножения комнатных растений (черенками, луковицами, отпрысками, корневищем).
2.Развивать умение соотносить потребности растений к условиям среды, делать выводы об изменении способов ухода за комнатными растениями.
Методические приемы ТРИЗ: МА-морфологический анализ (морфологическая таблица). Моделирование жизненных функций живых организмов.
Продуктивные виды деятельности: Коллективная композиция «Цветущие кактусы».
Тема занятия:Все нужны друг другу в лесу.
Задачи:
1.Обобщить представление детей о лесе как о природном сообществе.
2.Показать взаимосвязи растений ,животных, человека (экологические цепочки), проявления общих законов экологии.
3.Конкретизировать знания детей о типичных живых организмах леса, побудить к составлению загадок о них.
4.Воспитывать гуманное экологически целесообразное отношение к лесу.
Методические приемы ТРИЗ: Моделирование экологических цепочек. Опорные схемы А.А.Нестеренко при сочинении загадок.
Продуктивные виды деятельности:Коллективная композиция «В лесу» (волк, медведь, заяц, лиса, птицы)
АПРЕЛЬ
Тема занятия:Весна-чудесная пора.
Задачи:
1.Формировать систему знаний детей о сезонных изменениях в природе, выявлять различия между весенними месяцами.
2.Учить детей устанавливать ассоциативные связи определенного объекта к различным случайным объектам, объяснять практическое назначение свойств, используя элементы фантазирования.
3.Упражнять детей в составлении загадок о весне.
Методические приемы ТРИЗ:СО-системный оператор. МФО-метод фокальных объектов. Опорные схемы А.А. Нестеренко при сочинении загадок.
Продуктивные виды деятельности:Коллективная композиция из первых весенних цветов (подснежники, крокусы, тюльпаны). Загадки о весне. Описательный рассказ «Портрет апреля».
Тема занятия: Путешествие в пустыню.
Задачи:
1.Обобщить знания детей об условиях жизни в пустыне, приспособляемости живых организмов к данной природной зоне.
2.расширить знания о конкретных обитателях пустыни, их взаимозависимости (экологические цепочки).
3.Продолжать знакомить с противоречиями и их разрешением.
Методические приемы ТРИЗ: МА-морфологический анализ (морфологическая таблица). Моделирование цепей питания. Метод синектики (эмпатия).
Продуктивные виды деятельности: Экологический рассказ «Я живу в пустыне».
Тема занятия: Лекарственные растения.
Задачи:
1.Формировать систему знаний о лекарственных растениях.
2.Закреплять умение детей находить сходство и различие между растениями по функциям, месту произрастания.
3.Учить составлять новый образ растения.
Методические приемы ТРИЗ:СО-системный оператор. Прием типового фантазирования: дробления-объединения. Опорные схемы А.А.Нестеренко при сочинении загадок. Метод синектики (фантастическая аналогия).
Продуктивные виды деятельности:Коллективная композиция «Лекарственные растения» (календула, ромашка, одуванчик и др.) Загадки о лекарственных растениях. Рассказ «Мой зеленый доктор».
Тема занятия:У воды, на воде, в воде.
Задачи:
1.Обощить представление детей о водоеме как о среде обитания животных и растений.
2.Закреплять умение устанавливать взаимосвязи между живыми организмами, видеть приспособления их к жизни в этих условиях.
Методические приемы ТРИЗ: МА-морфологический анализ (морфологическая таблица). Моделирование цепей питания. Игра «Да-нет-ка» на загаданный объект.
Продуктивные виды деятельности:Коллективная композиция «У водоема» (лебеди, утки, цапли, журавли, лягушки, бабочки).
МАЙ
Тема занятия: Кто живет в море, океане.
Задачи:
1.Систематизировать знания детей об условиях жизни живых организмов в морях, океанах, их приспособленности к водной среде обитания.
2.Конкретизировать знания детей об обитателях морских глубин (их внешний вид, способы добычи пищи и защита от врагов), их взаимосвязи.
3.Управжнять детей в решении творческих задач.
Методические приемы ТРИЗ:СО-системный оператор. МА-морфологический анализ (морфологическая таблица). Игра «Да-нет-ка» (линейная).
Продуктивные виды деятельности:Коллективная композиция «Подводный мир» (различные виды рыб). Решение творческих задач.
Тема занятия:Летом на лугу.
Задачи:
1.Формировать представление о луге как о природном сообществе, о приспособленности животных и растений к этим условиям.
2.Учить выявлять взаимосвязи живых организмов (экологические цепочки).
3.Воспитание экологического сознания дошкольников.
Методические приемы ТРИЗ: Моделирование экологических цепочек. Игра «Разнообразие мира живого».
Продуктивные виды деятельности: Коллективная композиция «Летом на лужайке» (цветы-василек, одуванчик, клевер, ромашка; насекомые-бабочки, божьи коровки).
Тема занятия: Круговорот воды в природе.
Задачи:
1.Обобщить знания детей о круговороте воды в природе.
2.Расширить знания детей о значении воды в живой и неживой природе.
Методические приемы ТРИЗ:СО-системный оператор. ММЧ-метод маленьких человечков. Метод синектики (эмпатия).
Продуктивные виды деятельности:Экологическая сказка «Путешествие капельки воды».
Тема занятия: Планета-наш общий дом.
Задачи:
1.Формировать обобщенные представления о живом, проявлениях жизни (питание, дыхание, движение, выделение, рост, развитие, размножение).
2.Упражнять детей в классификации живых организмов, в умении использовать модели при доказательстве.
3.Обощить знания детей о представителях растительного и животного мира, занесенных в «Красную книгу».
4.Развитие диалектического способа мышления детей.
Методические приемы ТРИЗ:игра «Мир вокруг нас». Моделирование «Классификация животных».
Продуктивные виды деятельности: Коллективная композиция «Зоопарк» (медведь, лиса, заяц, попугай, фламинго, слон, жираф).