Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка

Планирование занятий по экологии
с использованием ТРИЗ и оригами

Степанова Ирина Васильевн,
воспитатель ГБДОУ №101
Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Научно-техническая революция ХХ века в корни изменила жизнь на Земле и стала предпосылкой для коренных изменений в образовании. Вопросы создания педагогики творчества являются чрезвычайно актуальны. Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания систем работы по их активизации.

Воспитание творческой личности- потребность нашего времени. Для решения творческих задач необходимо развитое диалектическое мышление. Природа, ее многообразие, системность, целостность, служат прекрасным средством передачи и накопления у детей опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, развития мотивации у ребенка к познанию и творчеству. Освоение этих представлений укрепляет уверенность в себе, помогает личности утвердиться в мире, дает возможность выразить себя в общении с окружающими.

Практические семинары педагогов Мурашковска И.Н., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А. являются хорошей базой для овладения приемами и методами ТРИЗ, адаптированными для дошкольников, а также для создания собственных методических разработок.

Принципы построения занятий:

1.Интеграция разных видов деятельности детей (развитие речи, оригами, аппликация, рисование).

2.Системность. Организация познавательного процесса включает в себя рассмотрение объекта в его временном и функциональном плане. У объекта определяются составляющие и место функционирования (среда обитания).

3.Создание ситуаций, при которых ребенок должен создавать свои квалификационные конструкции, производить аналитико-синтетические действия, сужать поле поиска, выходить на оригинальные решения.

Система занятий по экологии представлена для подготовительной группы на 3 квартал.

 

МАРТ

Тема занятия:Агрегатные состояния вещества.

Задачи:

1. Углубить знания детей о свойствах воды, льда, пара.

2. Закрепить представление о том, как осуществляется переход воды в разные агрегатные состояния (газообразное-пар, твердое-лед).

3. Познакомить с законами диалектики: законом сохранения, переходом количественных изменений в качественные.

4. Продолжать знакомить с противоречиями и их разрешением.

Методические приемы ТРИЗ: МШ-мозговой штурм. ММЧ-метод маленьких человечков. Противоречия, способы их разрешения.

Продуктивные виды деятельности:Поделки для игр с водой-лодочки, корабли. Решение творческих задач.

 

Тема занятия:Путешествие на Крайний Север.

Задачи:

1.Обобщить знания детей о природных условиях Арктики и тундры, о приспособленности животных, растений и человека к условиям жизни Крайнего Севера.

2.Расширить знания детей о взаимосвязи обитателей Крайнего Севера, их пищевой зависимости друг от друга (экологические цепочки).

3. Продолжить знакомить с противоречиями, их разрешением.

Методические приемы ТРИЗ: МА-морфологический анализ (морфологическая таблица). МШ-мозговой штурм. Игра «Да-нет-ка» (линейная) на загаданный объект. Моделирование цепей питания живых организмов.

Продуктивные виды деятельности: Коллективная композиция «Во льдах Арктики» (белые медведи, моржи, тюлени, гренландский кит, рыбы). Решение творческих задач.

 

Тема занятия:Размножение комнатных растений.

Задачи:

1.Систематизировать знания детей о способах размножения комнатных растений (черенками, луковицами, отпрысками, корневищем).

2.Развивать умение соотносить потребности растений к условиям среды, делать выводы об изменении способов ухода за комнатными растениями.

Методические приемы ТРИЗ: МА-морфологический анализ (морфологическая таблица). Моделирование жизненных функций живых организмов.

Продуктивные виды деятельности: Коллективная композиция «Цветущие кактусы».

 

Тема занятия:Все нужны друг другу в лесу.

Задачи:

1.Обобщить представление детей о лесе как о природном сообществе.

2.Показать взаимосвязи растений ,животных, человека (экологические цепочки), проявления общих законов экологии.

3.Конкретизировать знания детей о типичных живых организмах леса, побудить к составлению загадок о них.

4.Воспитывать гуманное экологически целесообразное отношение к лесу.

Методические приемы ТРИЗ: Моделирование экологических цепочек. Опорные схемы А.А.Нестеренко при сочинении загадок.

Продуктивные виды деятельности:Коллективная композиция «В лесу» (волк, медведь, заяц, лиса, птицы)

 

АПРЕЛЬ

Тема занятия:Весна-чудесная пора.

Задачи:

1.Формировать систему знаний детей о сезонных изменениях в природе, выявлять различия между весенними месяцами.

2.Учить детей устанавливать ассоциативные связи определенного объекта к различным случайным объектам, объяснять практическое назначение свойств, используя элементы фантазирования.

3.Упражнять детей в составлении загадок о весне.

Методические приемы ТРИЗ:СО-системный оператор. МФО-метод фокальных объектов. Опорные схемы А.А. Нестеренко при сочинении загадок.

Продуктивные виды деятельности:Коллективная композиция из первых весенних цветов (подснежники, крокусы, тюльпаны). Загадки о весне. Описательный рассказ «Портрет апреля».

 

Тема занятия: Путешествие в пустыню.

Задачи:

1.Обобщить знания детей об условиях жизни в пустыне, приспособляемости живых организмов к данной природной зоне.

2.расширить знания о конкретных обитателях пустыни, их взаимозависимости (экологические цепочки).

3.Продолжать знакомить с противоречиями и их разрешением.

Методические приемы ТРИЗ: МА-морфологический анализ (морфологическая таблица). Моделирование цепей питания. Метод синектики (эмпатия).

Продуктивные виды деятельности: Экологический рассказ «Я живу в пустыне».

 

Тема занятия: Лекарственные растения.

Задачи:

1.Формировать систему знаний о лекарственных растениях.

2.Закреплять умение детей находить сходство и различие между растениями по функциям, месту произрастания.

3.Учить составлять новый образ растения.

Методические приемы ТРИЗ:СО-системный оператор. Прием типового фантазирования: дробления-объединения. Опорные схемы А.А.Нестеренко при сочинении загадок. Метод синектики (фантастическая аналогия).

Продуктивные виды деятельности:Коллективная композиция «Лекарственные растения» (календула, ромашка, одуванчик и др.) Загадки о лекарственных растениях. Рассказ «Мой зеленый доктор».

 

Тема занятия:У воды, на воде, в воде.

Задачи:

1.Обощить представление детей о водоеме как о среде обитания животных и растений.

2.Закреплять умение устанавливать взаимосвязи между живыми организмами, видеть приспособления их к жизни в этих условиях.

Методические приемы ТРИЗ: МА-морфологический анализ (морфологическая таблица). Моделирование цепей питания. Игра «Да-нет-ка» на загаданный объект.

Продуктивные виды деятельности:Коллективная композиция «У водоема» (лебеди, утки, цапли, журавли, лягушки, бабочки).

 

МАЙ

Тема занятия: Кто живет в море, океане.

Задачи:

1.Систематизировать знания детей об условиях жизни живых организмов в морях, океанах, их приспособленности к водной среде обитания.

2.Конкретизировать знания детей об обитателях морских глубин (их внешний вид, способы добычи пищи и защита от врагов), их взаимосвязи.

3.Управжнять детей в решении творческих задач.

Методические приемы ТРИЗ:СО-системный оператор. МА-морфологический анализ (морфологическая таблица). Игра «Да-нет-ка» (линейная).

Продуктивные виды деятельности:Коллективная композиция «Подводный мир» (различные виды рыб). Решение творческих задач.

 

Тема занятия:Летом на лугу.

Задачи:

1.Формировать представление о луге как о природном сообществе, о приспособленности животных и растений к этим условиям.

2.Учить выявлять взаимосвязи живых организмов (экологические цепочки).

3.Воспитание экологического сознания дошкольников.

Методические приемы ТРИЗ: Моделирование экологических цепочек. Игра «Разнообразие мира живого».

Продуктивные виды деятельности: Коллективная композиция «Летом на лужайке» (цветы-василек, одуванчик, клевер, ромашка; насекомые-бабочки, божьи коровки).

 

Тема занятия: Круговорот воды в природе.

Задачи:

1.Обобщить знания детей о круговороте воды в природе.

2.Расширить знания детей о значении воды в живой и неживой природе.

Методические приемы ТРИЗ:СО-системный оператор. ММЧ-метод маленьких человечков. Метод синектики (эмпатия).

Продуктивные виды деятельности:Экологическая сказка «Путешествие капельки воды».

 

Тема занятия: Планета-наш общий дом.

Задачи:

1.Формировать обобщенные представления о живом, проявлениях жизни (питание, дыхание, движение, выделение, рост, развитие, размножение).

2.Упражнять детей в классификации живых организмов, в умении использовать модели при доказательстве.

3.Обощить знания детей о представителях растительного и животного мира, занесенных в «Красную книгу».

4.Развитие диалектического способа мышления детей.

Методические приемы ТРИЗ:игра «Мир вокруг нас». Моделирование «Классификация животных».

Продуктивные виды деятельности: Коллективная композиция «Зоопарк» (медведь, лиса, заяц, попугай, фламинго, слон, жираф).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»