Способы организации детей для выполнения физических упражнений
Бойко Марта Александровна,
воспитатель ГБОУ начальная школа-детский сад №687
Центрального района Санкт-Петербурга
«Центр реабилитации ребенка»
Формирование здоровья детей и полноценное развитие их организма – одна из основных задач современного общества. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития. Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способности успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении и семье. Наиболее управляемым фактором внешней среды является физическая нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершенствование организма ребенка.
Успешное решение учебно-воспитательных задач и повышение двигательной активности во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии.
1.Рациональный выбор организации детей для решения задач физического воспитания:
а) Учет уровня сформированности двигательного навыка, физических возможностей детей.
б) Обеспечение безопасности детей, возможности страховки.
в) Учет условий и оборудования детского сада.
г) Учет подготовки самого воспитателя.
д) Учет возрастных особенностей детей.
е) В зависимости от сложности самого физического упражнения.
Вывод: воспитатель для каждого физического занятия выбирает нужный способ организации.
2.Характеристика способов организации.
а) Фронтальный.
Все дети выполняют одно и то же движение одновременно.
Обеспечивает:
- постоянное взаимодействие воспитателя и детей;
- высокую двигательную активность;
- закрепление двигательных навыков.
Недостатки:
- слабый контроль за качеством выполнения;
- затруднён индивидуальный подход к каждому ребенку.
Применяется:
Во всех возрастных группах во время выполнения упражнений, не требующих прямой страховки.
б) Индивидуальный.
Каждый ребенок делает упражнение по очереди. Остальные дети активно наблюдают.
Обеспечивает:
- строгий контроль за качеством выполнения воспитателем.
Недостатки:
- маленькая двигательная активность детей.
Применяется:
Редко. Только в старшей группе при разучивании сложных физических упражнений, требующих страховки, на первом этапе разучивания.
в) Посменный.
Одна подгруппа детей (3-6 человек) выполняет упражнение, остальные наблюдают.
Обеспечивает:
- высокий контроль за качеством выполнения.
Недостатки:
- Двигательная активность невысокая.
Применяется:
Во всех возрастных группах при разучивании и ознакомлении с новыми упражнениями.
г) Поточный.
Дети без остановки друг за другом переходят от одного спортивного снаряда к другому, выполняя одно или несколько физических упражнений. Может быть организован в один или два потока по кругу.
Обеспечивает:
- высокую двигательную активность;
- развитие выносливости.
Недостатки:
- Затруднительно наблюдение за детьми и исправление у них ошибок.
Применяется:
Начиная со средней группы на этапе закрепления и совершенствования.
д) Групповой.
Группа делится на несколько подгрупп. Каждая подгруппа выполняет своё физическое упражнение. Через определенное время дети меняются.
Обеспечивает:
- высокую двигательную активность;
- приобретение навыков самостоятельного выполнения упражнений.
Недостатки:
- ограничены возможности воспитателя контролировать выполнение упражнений, оказывать помощь, исправлять ошибки.
Применяется:
В старшем возрасте, когда повторяются уже разученные упражнения.
Использование разных способов организации детей на физкультурных занятиях помогает добиваться лучших результатов в усвоении движений.