Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Роль дидактической игры в воспитании культурно-гигиенических навыков

Скворцова Татьяна Ивановна,детский сад №5
комбинированного вида

Калининского района Санкт-Петербурга

А.С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.»

В своей работе серьезное внимание уделяю игре – основной деятельности ребенка. Одним из видов игры является дидактическая игра. Д/и давно применяется в воспитании детей. Под Д/и мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой – дать детям определенные знания и навыки.

Д/и по сравнению с другими играми имеет одну характерную особенность: цель Д/и – учить детей, тренировать, развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера. Д/и носит обучающий характер, и поэтому эти игры мы вводим прежде всего в часы совместной деятельности. Поскольку Д/и помогает в усвоении новых знаний и в закреплении пройденного материала, она становится очень целесообразным дополнением, а также специальным видом деятельности. Истоки Д/и, сочетающей элементы обучения и игры, следует искать в народной педагогике. В материнских обучающих играх, в потешках, игровых песенках, прибаутках. Кто из нас не помнит с ранних лет:

 «Идет коза рогатая, идет коза бодатая,

Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.

 Кто кашки не ест, кто молока не пьет?

 Того забодает-забодает!»

Или: «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…»

Игры-шутки-потешки: «тяп-тяп-тяпушки…», «люли-люли, прилетели гули…», «баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай…» и многие другие.

Работу с детьми в младшей группе начинаю с воспитания культурно-гигиенических навыков. Одной из первых Д/и по воспитанию культурно-гигиенических навыков была игра «Утром рано Таня встала». В этой игре знакомила детей с принадлежностями утреннего туалета. Учила, как пользоваться ими, как одеваться. Для этой игры приготовила душистое мыло, красивое полотенце, зубную щетку и пасту. И конечно, саму куклу Таню, одетую в красивую ночную рубашечку и халатик. А кроме того, одежду для Тани: сорочку, колготки, тапочки. Кукла Таня сама проводила все действия. А помогала ей Аня - девочка, которая хорошо умеет самостоятельно одеваться.

На протяжении всей игры мы проговаривали различные потешки, прибаутки: «Таня утром рано встала, одеваться сразу стала». Приговаривая эти слова, снимали с куклы рубашку, надевали колготки, тапки, платье. А пока воспитатель немного помогал Ане это делать, дети, как бы помогая нам, повторяли «Мама песню напевала, одевала дочку. Мама песенку допела, мама девочку одела».

Когда одели Таню, пошли к Мойдодыру.

«Я сегодня утром рано, умывалась из-под крана» - говорила кукла Таня.

Тогда спросила детей, а что Таня забыла сделать? Правильно, засучить рукава. «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить». Один из ребят показал, как надо правильно засучивать рукава. Дети помогали Тане словесно правильно мыться, приговаривая знакомую еще с яслей потешку «Водичка-водичка! Умой мое личико..». Напомнили Тане, чтобы не забыла зубки почистить и вместе с ней показали, как это надо делать.

Когда убедилась, что дети уже сами вполне овладели навыками умывания, используют это в своей игре с куклой, я провела еще подобные игры, но уже с усложнением. Перед этими играми читали стихи: «Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать…», «Каждый должен с малых лет приучать себя к порядку! Убирать свою постель, выполнять зарядку». Такие Д/и я проводила, приучая аккуратно и правильно есть за столом, вежливо благодарить. В этих играх участвовали игрушки: куклы, Мишка-Ушастик, Зайка-Пушистик, слоненок. Они действовали, как настоящие дети. Проводя игру «Приготовим овощной суп» или «Учимся заваривать чай», где  познакомила детей с предметами чайной и кухонной посуды. Провела игру «Обед игрушек в д/с». Предварительно были прочитаны стихи  

«Рая, Машенька и Женька! Мойте руки хорошенько.

 Не жалейте мыла, я уж стол накрыла…»

Целью этой игры были не только воспитание умений правильно пользоваться приборами, но и воспитание культуры поведения за столом. Во время игры спрашивала: «Как должна сидеть кукла Таня?» Ножки вместе, дружные, тапочки «не убегают» с ног. «Что забыл сказать Зайка-Пушистик?(Спасибо)». Во время игр присутствовали потешки.

Такого же типа игры проводила, обучая детей последовательности одевания.

Д/и «Вышла Таня на прогулку», где дети во время одевания куклы сами называли последовательность одевания.

Овладевая родным языком таким путем, ребенок уже не будет ошибаться в точности обозначения, а это весьма важно, так как неправильное употребление слова влечет за собой ошибки в области мысли и в практической деятельности.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»