Организация работы в центрах активности в группах раннего возраста
Струц Ульяна Олеговна
Одна из основных задач дошкольного возраста – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения.Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Интерьер групп соответствует эстетическим и гигиеническим требованиям. Мебель, предметно-игровая и развивающая среда соответствует психофизиологическим особенностям детей данного возраста. Оформление – приближено к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика). Предметно-игровая среда - разнообразная, многофункциональная и вариативная.
Игровая комната разделена на развивающие центры.
В центрах двигательной активности сконцентрировано крупногабаритное оборудование для развития таких основных видов движений, как ползание, лазание, бросание, катание на велосипеде, ходьба, бег – это машины, волокуши, каталки-качалки, мячи разного размера, мешочки с песком, кольцеброс. Также имеется оборудование для выполнения общеразвивающих упражнений - флажки, султанчики, платочки, гимнастические палки; для развития дыхания – волшебные бутылочки, вертушки; для профилактики плоскостопия - массажные дорожки, нагрудные знаки для подвижных игр. Все оборудование подобрано с учетом возрастных особенностей детей, ярко оформлено, доступно руке ребенка. Дети самостоятельно меняют содержание центра, выбирают то или иное оборудование для игр, используют его в других центрах группы. Больше всего этот центр интересен подвижным, активным малышам.
В центре воды и песка имеется оборудование для ознакомления детей со свойствами неживой природы – тазы, ведерки, различные емкости, леечки, сачки, плавающие игрушки и предметы, губки, совочки, грабельки, фигурки из полиэтилена для аппликации с водой. Работа в центре песка и воды, организуется воспитателем. Этот центр открыт не каждый день, поэтому как только его открывают, у детей тут же возникает интерес к этому центру активности.
Центр ознакомления с живой природой представлен в виде подиума, аквариум с обитателями водного мира, цветы с крупными и мелкими листьями, мини – огород, где выращиваем с детьми лук, рассаду овощей и цветов. Все зависит от текущего времени года. Здесь же полка с необходимым оборудованием для ухода за растениями, образцами природного материала, с которыми мы знакомим детей при изготовлении поделок на занятиях по изобразительной деятельности, альбомы, знакомящие детей с временами года. Над подиумом расположен модуль, который знакомит детей с основными признаками времен года, наглядность для ознакомления с частями суток. На календаре (в виде часов) стрелкой отмечается состояние погоды в течение суток.
В центре конструирования имеются различные виды строительного материала (большой и маленький, пластмассовый и деревянный). На полке размещены образцы построек, которые дети выполнили на последних занятиях. Выше на полке расставлены игрушки, изображения которых соответствуют реальным объектам нашего мира, приближенные к ним по внешнему облику – игрушечные животные, люди. Персонажи сказок. Игрушки выполнены из разнообразных, безопасных для здоровья материалов, из некоторых можно извлечь звуки, обследовать поверхность (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость или мягкость. Рядом с полкой размещен макет города (с домами, дорогой, светофором). Дети с воспитателем или самостоятельно дополняют город постройками, прокатывают машинки, обыгрывают правила дорожного движения. Этот центр очень привлекает мальчиков, так как они с самого раннего детства увлечены постройками по схемам, манипулированию с разными видами конструктора.
Центр музыкальной и театрализованной деятельности представлен в виде окошечка с раздвижной шторкой. Здесь мы размещаем материал для режиссерских и театральных детских игр: мелкие игрушки плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей, нагрудные знаки с героями сказок; для проведения развлечений с детьми – настольный, пальчиковый, плоскостной (фланелеграф) театр, куклы – бибабо, перчаточные куклы. Также здесь имеются озвученные и неозвученные музыкальные инструменты, нестандартное оборудование - музыкальные коробочки, бутылочки, погремушки – веселушки, музыкальная шкатулка, рядом предусмотрен «уголок ряженья», огороженный яркими лентами, на стене большое зеркало, крючки с разноцветными платочками, сарафанами, юбками, головными уборами, украшениями; стул с карманами для расчесок, бутылочек. Материал уголка используем как для обыгрывания сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Автобус», «Дом»), так и для инсценирования сказок, потешек, музыкальных игр. Элементы костюмов, аксессуары позволяют ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавать себя такого знакомого и незнакомого одновременно.
Игровой центр соседствует с уголком ряженья, он оборудован специальной детской игровой мебелью для сюжетно-ролевых игр. Содержание уголка меняется набором кукол, одежды, посуды, мебели, предметов домашнего обихода, фруктов, крупного строительного материала, игрушек – заменителей. В этом центре деятельность кипит в течении всего дня, и больше всего интересен девочкам. Кормят кукол импровизированным обедом, укладывают кукол спать.
В центре изобразительного творчества имеется разнообразный материал. Размещена доска для рисования мелом, фломастерами. На полках размещены альбомы с детскими рисунками, оформлена мини - выставка поделок детей.
В центре сенсорного развития размещены различные игры и пособия, изготовленные из «нестандартных» предметов (крышек, пробок, прищепок, пуговиц, шнурков, липучек и других хозяйственных предметов), специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, застежки. Дидактический стол используем для прокатывания шариков с горки, учим различать, располагать втулки и формы по цвету на столе.
Центр развития речи представлен дидактическими играми, разнообразными альбомами, картинками, способствующими развитию речи детей. Содержание уголка меняется в соответствии с поставленными задачами определенной тематики.
Не секрет,что все,что окружает ребенка, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому нам так важно создать условия, которые в полной бы мере способствовали реализации развития детей, их возможностей, способностей. По ФГОС предметно-пространственная развивающая среда организуется с учетом пяти образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической. Мы постарались создать что-то свое, особенное, эстетически привлекательное, чтобы детишки уже с порога почувствовали тепло и уют. И кажется, нам удалось придать группам свое неповторимое лицо.