Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Приобщение старших дошкольников к русскому народному творчеству

Кавская Валентина Эдуардовна

Важным средством нравственно- эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности и доступности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с ним удовольствие и эмоциональный заряд. Поэтому народное искусство можно использовать для развития ребенка и его творческих способностей.

Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальное искусство воспитывает эмоциональную чуткость, сопереживание, создает настроение радости, подъема. Народная музыка ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение и в итоге обеспечивает эмоционально- психологическое благополучие.

Знакомство с яркой фантазией народа в красочных образах и его праздниках украшает и делает одухотворённой жизнь ребенка. Каждому времени посвящались свои календарно- земледельческие праздники, связанные с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. Через развлечения и праздники ребенок, вступая в фольклорный мир, составляет первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах.

Календарные праздники- своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Для этих праздников необходимо красочное убранство зала, оформление в соответствии с временем года или в виде избы с экспонатами народного быта. Для каждого праздника детям и взрослым подбираются соответствующие костюмы, по возможности максимально приближенные к подлинным образцам. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми- забавами. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально- волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает детей к общению с прекрасным, формируя культурные интересы и потребности. Такие праздники и развлечения являются ненавязчивой формой приобщения детей к русскому народному творчеству.

Собрание (сбор) девушек и парней в закрытом помещении в осенне-зимний период называлось «посиделками», «вечёрками» или «беседами», которые начинались после уборки урожая, проводились  по вечерам в будни и в воскресные дни в специально снятой избе или по очереди в домах девушек и заканчивались к Рождеству.

Посиделочное время делилось на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки пряли, шили, вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. Праздничная часть начиналась с появлением парней.Что же делали на праздничной части посиделок? Водили хороводы, связанные с семейной темой, играли в спокойные игры. Посиделки были не такими шумными, как гулянья в весеннее- летний период. Кроме того, на характере посиделок сказывалось и время постов. Например, в Рождественский пост отменялись все шумные увеселения.

Пословицы и поговорки, понятные детям старшего дошкольного возраста.

                                               О дружбе.

üПтица сильна крылами, а человек друзьями.

üНе мил свет, коли друга нет.

üКрепкую дружбу топором не разрубишь.

üВерный друг лучше сотни слуг.

üСтарый друг лучше новых двух.

üНету друга- так ищи, а нашел- так береги.

üДружба и братство- дороже любого богатства.

                                                  О природе.

üМороз не велик, а стоять не велит.

üСолнце пригреет, и все поспеет.

üПервый снежок не лежок.

üСнег на полях- снег в закромах.

üЗимою шубка не шутка.

üЛето собирает, а зима подъедает.

üВода на лугу, сено в стогу.

                                                   О труде.

üЧто посеешь, то и пожнешь.

üБез трудов нет плодов.

ü Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

üДелу время- потехе час.

üКрасна птица опереньем, а человек рукодельем.

üМуравей невелик, а горы копает.

*Приложение 5.

                                      Анкета

         «Народное искусство в жизни вашей семьи»

                                Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения родительского собрания нам необходимо знать ваше мнение о теме предстоящего собрания. Заранее спасибо за участие в анкетировании.

Считаете ли вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной?

1)    Какие виды народного искусства вы знаете?

2)    Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки?

3)    Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?

4)    Какие русские народные промыслы вам знакомы?

5)    Поете ли вы ребенку колыбельные песни?

6)    Готовы ли вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?

                      Спасибо за сотрудничество!

Список использованной литературы

1.     Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. – Москва, 2008, 148с.

2.     Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред.Т.С.Комаровой.-М:Педагогическое общество России,  2000.- 256 с.

3.     Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях: Методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Г.В.Емельянова и др.; Под общей ред.Е.И.Якубовской.-СПб.: СПбАППО, 2008.-288с.

4.     Поют дети.Сост. Е.А. Краснопевцева.-М.: Сов. Россия, 1989.-80с.

5.     Бабушкины забавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений/ Л.Н. Капранова.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-157с.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»