Приобщение старших дошкольников к русскому народному творчеству
Кавская Валентина Эдуардовна
Важным средством нравственно- эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Ценность народного искусства определяется тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности и доступности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с ним удовольствие и эмоциональный заряд. Поэтому народное искусство можно использовать для развития ребенка и его творческих способностей.
Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальное искусство воспитывает эмоциональную чуткость, сопереживание, создает настроение радости, подъема. Народная музыка ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение и в итоге обеспечивает эмоционально- психологическое благополучие.
Знакомство с яркой фантазией народа в красочных образах и его праздниках украшает и делает одухотворённой жизнь ребенка. Каждому времени посвящались свои календарно- земледельческие праздники, связанные с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. Через развлечения и праздники ребенок, вступая в фольклорный мир, составляет первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах.
Календарные праздники- своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Для этих праздников необходимо красочное убранство зала, оформление в соответствии с временем года или в виде избы с экспонатами народного быта. Для каждого праздника детям и взрослым подбираются соответствующие костюмы, по возможности максимально приближенные к подлинным образцам. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми- забавами. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально- волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает детей к общению с прекрасным, формируя культурные интересы и потребности. Такие праздники и развлечения являются ненавязчивой формой приобщения детей к русскому народному творчеству.
Собрание (сбор) девушек и парней в закрытом помещении в осенне-зимний период называлось «посиделками», «вечёрками» или «беседами», которые начинались после уборки урожая, проводились по вечерам в будни и в воскресные дни в специально снятой избе или по очереди в домах девушек и заканчивались к Рождеству.
Посиделочное время делилось на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки пряли, шили, вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. Праздничная часть начиналась с появлением парней.Что же делали на праздничной части посиделок? Водили хороводы, связанные с семейной темой, играли в спокойные игры. Посиделки были не такими шумными, как гулянья в весеннее- летний период. Кроме того, на характере посиделок сказывалось и время постов. Например, в Рождественский пост отменялись все шумные увеселения.
Пословицы и поговорки, понятные детям старшего дошкольного возраста.
О дружбе.
üПтица сильна крылами, а человек друзьями.
üНе мил свет, коли друга нет.
üКрепкую дружбу топором не разрубишь.
üВерный друг лучше сотни слуг.
üСтарый друг лучше новых двух.
üНету друга- так ищи, а нашел- так береги.
üДружба и братство- дороже любого богатства.
О природе.
üМороз не велик, а стоять не велит.
üСолнце пригреет, и все поспеет.
üПервый снежок не лежок.
üСнег на полях- снег в закромах.
üЗимою шубка не шутка.
üЛето собирает, а зима подъедает.
üВода на лугу, сено в стогу.
О труде.
üЧто посеешь, то и пожнешь.
üБез трудов нет плодов.
ü Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
üДелу время- потехе час.
üКрасна птица опереньем, а человек рукодельем.
üМуравей невелик, а горы копает.
*Приложение 5.
Анкета
«Народное искусство в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения родительского собрания нам необходимо знать ваше мнение о теме предстоящего собрания. Заранее спасибо за участие в анкетировании.
Считаете ли вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной?
1) Какие виды народного искусства вы знаете?
2) Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки?
3) Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?
4) Какие русские народные промыслы вам знакомы?
5) Поете ли вы ребенку колыбельные песни?
6) Готовы ли вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?
Спасибо за сотрудничество!
Список использованной литературы
1. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. – Москва, 2008, 148с.
2. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред.Т.С.Комаровой.-М:Педагогическое общество России, 2000.- 256 с.
3. Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях: Методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Г.В.Емельянова и др.; Под общей ред.Е.И.Якубовской.-СПб.: СПбАППО, 2008.-288с.
4. Поют дети.Сост. Е.А. Краснопевцева.-М.: Сов. Россия, 1989.-80с.
5. Бабушкины забавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений/ Л.Н. Капранова.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-157с.