Выражение эмоций и чувств детей в изобразительной деятельности
Лазарева Людмила Ивановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №8
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Постановка проблемы и актуальность.
Современная ориентация системы дошкольного образования требует от педагога умения видеть в ребенке целостную (пусть только начинающую формироваться) личность. В Концепции дошкольного воспитания в разделе «Обучение дошкольников» отмечена необходимость формирования культуры чувств и определена цель - согласование рождающихся у ребёнка эмоций с социально заданными формами эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребёнок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему.
Ребёнок, таким образом, впервые начинает переживать радость познания, красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех. Осваивается язык эмоций. Обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и потребность к овладении собственными эмоциями, т. е. рождается культура чувств.
Положение детей в обществе, особенности его социализации, ведущий тип их отношения к окружающему миру и, как следствие, ведущий вид деятельности существенным образом определяют отличие детской изобразительной деятельности от соответствующей деятельности взрослых.
Познание и эмоциональное отношение ребенка к окружающему миру является источником мотивов в изобразительной деятельности. Постепенное развитие мотивов и деятельности есть одновременно и процесс развития личности.
В собственной изобразительной деятельности дети пытаются познать и отразить окружающий их мир. У дошкольников превалируют при этом тенденции самовыражения, желание выразить отношение к окружающему (рисует для себя и поэтому неважно как). Как только стремление к самовыражению начинает согласовываться со стремлением к общению, ребёнок идёт со своим рисунком к взрослому. Ребёнок хочет, чтобы его поняли, и старается сделать изображение понятным для других.
Важную роль играет так же и жизненный опыт детей, который с возрастом обогащается. Ребёнок начинает осознавать, осмысливать свои непосредственные ощущения, первые жизненные впечатления, которые запечатлевает на листе бумаги, ведь даже при очень малом объеме изобразительных умений дети умеют относительно свободно выражать свои впечатления, чувства, желания.
В трудные, критические моменты жизни мы нередко обращаемся к искусству. И оно не только на время отвлекает от проблем, но и позволяет по-другому на них взглянуть, осмыслить, пережить их. Когда же мы свободно выражаем себя в творчестве, оно становится богатейшим источником самопознания, радости, силы и здоровья.
В современной медицине большое распространение получает термин «изотерапия». Речь идёт о восстановлении здоровья человека (и ребёнка и взрослого) при помощи занятий изобразительным искусством. Изображая свои переживания, человек как бы заново проживает и «выплёскивает» отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизводя свои чувства, он может и откорректировать своё отношение к тому, что вызывает у него неблагоприятные эмоции. Уже сама возможность ребёнку выразить себя через рисунок, даёт огромное облегчение. А самое главное - процесс творчества помогает не только решить многие явные проблемы, но и обнаружить скрытые. Рисование открывает те стороны личности, о которых человек иначе никогда бы не узнал: это вытесненные чувства, переживания, ожидания. В процессе их осознания он обновляет душу, лучше узнаёт себя и получает возможность жить более полной жизнью.
Зная, как дети любят рисовать, как они сами - спонтанно, интуитивно - находят этот путь и тем самым получают возможность выразить собственные переживания, воплотив их в художественном образе, какой мощный позитивный заряд при этом получают, я выбрала темой своего исследования «Выражение эмоций и чувств детей в изобразительной деятельности».
Содержательная часть.
Природа наградила человека органами чувств, и он постоянно пользуется этим даром для познания мира. Непосредственно контактируя с окружающей реальностью, мы получаем наиболее достоверную информацию о мире. Свойства предметов и явлений, воздействуя на наши органы чувств, порождают разнообразные ощущения: мы различаем цвета, вкусы, запахи и т. д. Ощущения - начало познания, мостик между органами чувств человека и энергией внешнего раздражения; они дают материал, который отображается и обрабатывается в мозге.
Действуя, человек не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на людей и сам испытывает воздействие. Он переживает то, что с ним происходит. Переживание этого отношения к окружающему составляет сферу эмоций. Эмоции в переводе с французского языка означает волнение, возбуждение, от латинского - «потрясаю, волную».
«Эмоциональное развитие ребёнка начинается очень рано, с рождения, а предпосылки эмоциональных реакций закладываются в период внутриутробного развития. В дошкольном возрасте чувства отличаются большим разнообразием, устойчивостью, сложностью. Эмоции, чувства, развиваясь в процессе общения и деятельности, органично вплетаются в процесс личностного развития ребёнка. Изобразительное искусство и собственная деятельность - благодатнейшее средство для их развития», - считает Г.Г. Григорьева (1, С. 19).
Одна из первых задач, которая встаёт перед ребёнком, - выделить себя из окружающего мира, отделить «я» от «не - я».
Познание внутреннего мира начинается, как и любое познание, с наблюдения. При самонаблюдении вектор внимания направлен на себя. Что же можно наблюдать в себе? Многое: как меняются чувства, желания, ощущения, настроение, увлечения и пристрастия, как развиваются способности и т. п.
При самонаблюдении ребёнок словно делает опись элементов, составляющих его внутренний мир. При этом происходит развитие самосознания ребёнка.
«Сознание невозможно без воображения, - пишет Давыдов В.В., - а само воображение «организует» восприятие». (2, С.132)
Л.С. Выготский выделяет четыре формы связи воображения с действительностью. Первая форма заключается, по мнению ученного, в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.
«Творческая деятельность воображения, - пишет Л.С. Выготский, - находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет тот материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, который располагает его воображение»
Вторую форму связи воображения с реальной жизнью Л.С. Выготский видит в адекватности готового продукта фантазии, продукта деятельности с каким-то явлением действительности.
Третья форма связи - эмоциональная связь. Характеризуя её, Л.С.Выготский отмечает, что эмоция обладает способностью подбирать впечатления, мысли, образы, которые созвучны настроению, владеющему человеком в данную минуту. Однако и воображение влияет на чувства. Образы фантазии вызывают не воображаемые, а реальные чувства.
Четвёртая форма связи характеризуется тем, что созданный человеком новый, ранее не существовавший продукт начинает воздействовать на другие вещи и на самого человека, т.к. он становится реальностью». (3, С.10)
Изобразительная деятельность помогает ребёнку в появлении и совершенствовании его деятельности.
Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех её структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.
Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для её появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребёнка. С развитием деятельности растёт, развивается, изменяется сам ребёнок.
«Развитие детской изобразительной деятельности, - отмечает
Г.Г. Григорьева, - ...теснейшим образом связано с развитием общей мотивационно - потребностной сферы личности ребёнка». (1, С. 37)
Ясно выражены две тенденции в рассмотрении вопросов детской изобразительной деятельности. В одном случае источником его называют внутреннее самозарождающиеся силы ребёнка; в другом - приобретение детьми определённых умений и навыков при обучающем воздействии педагога, позволяющих создать изображение.
«Содержание детских рисунков говорит нам о том, что ребёнок является социальным существом: его волнуют все проявления человеческой жизни. Детские рисунки свидетельствуют о ценностных ориентациях семьи и всей социальной среды, оказывающей влияние на ребёнка, а также о внутренней позиции, которая формируется у самого ребёнка. Рисующий ребёнок проявляет себя как представитель своей страны, нации, как носитель мужского или женского пола и как индивидуальность. Содержание его рисунков отражает то, что значимо именно для него в мире». (4, С. 56-57)
«Создавая рисунок, дети отмечают, почему им нравится изображение, что в них интересного, почему они радуют их, и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение не только эстетической оценки, но и общественной направленности... имеет важное значение для нравственного воспитания детей». (5, С.118)
В.М. Бехтерев в 1910 году впервые в отечественной литературе заговорил о значении изучения детских рисунков в оценке динамики развития ребёнка, в первую очередь психического.
Л.С. Выготский назвал рисование «графической речью».
Эмоции влияют на творческую изобразительную деятельность человека, играя в ней роль эмоциональной составляющей. Они лежат в основе вдохновения, интеллекта, мыслительных процессов и организуют их. Эмоциональность - бесценный дар природы, обеспечивающий человеку возможность активного реагирования на прелести окружающей нас действительности.
Своеобразие детской деятельности определяет и своеобразие развития личности ребенка в ее условиях. Моя деятельность по данной теме нацелена, в первую очередь, на развитие когнитивной, эмоциональной, нравственно-волевой сфер личности ребенка-дошкольника, что считаю приоритетом современной науки дошкольного воспитания и образования.
1. Двигательная сфера
Для того, чтобы ребенок научился контролировать свои движения, он должен овладеть следующими умениями:
-произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении, различать и сравнивать мышечные ощущения,
-определять соответствие характера ощущений ("напряжение-расслабление", "тяжесть-легкость");
-менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
У детей эти умения тренирую с помощью психогимнастики.
Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций - мышления, эмоций, движения, а с помощью моих комментариев подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психофизического функционального единства.
Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно, а должно отражать процесс овладения навыками контроля двигательной и эмоционалными сферами. Продумываю их так, чтобы выполнить задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения - путем подражательного контроля за моими действиями, тренировать ребенка направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научать различать и сравнивать их, определять характер физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями, изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу-воображения и чувств.
В последовательности психогимнастических упражнений соблюдаю чередование и сравнение противоположных по характеру движений: напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний.
Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
Стараясь вовлечь детей в игру, включить в работу их внутреннее внимание, направить его на осознание того, что-происходит в них во время игры, я гибко изменяю свою позицию: то становлюсь участником игры-драмы, активно увлекающемся и показывающим, то просто наблюдаю, но ни в коем случае не заставляю, не оцениваю.
Моя экспрессия при показе упражнений совершенно необходима, так как она облегчает детям подражание и, эмоционально заражая их, усиливает их ощущения. Сосредоточение внимания хотя был на одной паре ощущений в каждом занятии желательно и необходимо. Овладение своим телом помогает детям приобрести навык формообразующих движений, когда ребенок, овладевая способом изображения одного предмета одновременно будет усваивать способ изображения любого сходного по форме предмета, то есть обобщенный способ действия.
2. Эмоциональная сфера
Известно, что эмоции играют важную роль в жизни человека, в осуществлении деятельности. От того, какие переживания вызывают у человека жизненные проблемы, ситуации, деятельность, зависит и характер их решения, преодоления трудностей, достижения результата.
Способности детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование.
Дети, а часто взрослые, плохо понимают, что испытывают они сами или их близкие, и не могут правильно назвать эмоции, а тем более выразить.
Почему мы бываем неспособными понимать свои и чутко улавливать чужие эмоции? Потому что этому надо тоже учиться, в процессе обыденной жизни осознание настоящих эмоций, чувств и стремлений у каждого из: нас затруднено, поскольку на некоторые из них наложены запреты общества или личной совести в виде моральных норм.
Пока эмоции детей непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения - самоё удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать.
Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:
-понятно и социальноприемлемым способом выражать свои чувства, желания, мнения, быть открытым для чувств, переживаний и мнений других;
-различать и сравниватьэмоциональные ощущения, определять их характер (приятно-неприятно, беспокойно, страшно и т.п.), одновременно направлятьсвое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие, произвольно и подражательно "воспроизводить" или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Достижение этих целей начала с изготовления игры с изображением эмоций. Для младшего возраста - 6 основных эмоций. Для старшего - 12. Если дети младшего возраста изображали, в основном, эмоции мимикой своего лица, то в старшем мы начали их рисовать.Очень люблю, когда дети рисуют.Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на духовный мир в целом. Оно развивает глаза и пальцы, усугубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. В рисунке повествовать значительно легче. Рисуя,ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Нарисовав событие, ему легче потом рассказать онем.
Если в младшем возрасте дети рисовали немного, то в старшем - достаточно.
Для осознания детьми чувств, желаний, взглядов провела занятия "Любимая сказка" и "Вкусное - противное". Оказалось, если название сказок совпадало, любимые сцены рисовались разные - у детей появилось собственное мнение. Когда рассмотрели рисунки о вкусном - противном, сделали вывод: те продукты, которые для одних противны, для других вкусны.
Мне очень понравилось занятие "Спорящие люди". Мы беседовали с ребятами о спорах: как они возникают, кто чаще всего является инициатором спора в группе, дома, чем они заканчиваются обычно. Пришли к решению - споры необходимы и даже полезны. В результате их выясняются мнения, желания других людей. Необходимо терпеливо и бережно относиться к оппоненту понимая и принимая его мнение, после окончания беседы дети нарисовали спорящих людей.
По схеме занятия "Спорящие люди" бело проведено занятие о злости. Спросила у детей, когда они бывают злыми, почему. Потом рисование. Хочу обратить ваше внимание на точное изображение эмоций. На занятия по рисованию «Мое настроение» ребята не только учились технике рисования, но и развивали умение направлять свое внимание на свои внутренние ощущения.
Иногда тема одного занятия наталкивает на другое. Изображали с мальчиками подарки, полученные на 23 февраля. И тут же с девочками «Что бы я хотела получить в подарок 8 Марта». Отличная подсказка для родителей.
Рисование «Что ты предпочитаешь делать» было интересным не только для меня и детей, но и для родителей.
Замечательным показалось мне занятие, на котором мы с детьми рисовали обиду и радость. У каждого ребенка обида и радость своя. Дети не заглядывали в листы рядом сидящих сверстников, а рисовали сами.
Прежде чем приступить к изображению рассказала детям о том, что я чувствую, когда меня обижают. Затем говорили ребята.
В подготовительной группе повторила занятие. Рисунки свидетельствуют о том, что дети научились переживать свою обиду, справляться с ней.
Для многих родителей явились откровением рисунки на тему «Безобразное», «Когда у меня хорошее(плохое) настроение», «Красивое», «Кем я стану, когда вырасту», «Моя семья».
Меня же удивили рисунки детей «Если бы я был воспитателем».
3. Сфера общения
Центральной задачей данного блока является формирование у детей самосознания личности. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность развиваю тренировкой следующих умений:
-улавливать, понимать и различатьчужие эмоциональные состояния;
- сопереживать(т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать-прочувствовать его эмоциональное состояние);
- отвечать адекватными чувствами(т.е. в ответ на эмоциональное состояние сверстника, проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такогозначения словам, как взрослые. Поэтому стараюсь не упустить это благодарное время для развития уребенка сострадания, общительности, доброты, коммуникативности.
В упражнения включаю обмен ролями партнеров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера. В таких упражнениях ребенок тренируется точновыражать и проживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, овладевает главным инструментом установления эмоционального контакта и регуляции общения - умением сопереживать.
В этот раздел включила также уверенность детей в себе, своих силах. Многие думают, что уверенность и неуверенность даны от природы, что это неизменные качества. Но это не так, природа тут ни при чем. Кого очень любили в детстве, тот создал в своем сознании представление о себе как о человеке, достойном любви, то есть добром и умном. А кого не любили, кому внушали: «Ты глуп, неряха, лентяй, бездельник» - тот и вправду приобретает дурные качества, потому что поведение человека в основном зависит от того, каким он представляет себя. У каждого из нас есть некая модель самого себя, мы постоянно сравниваем свое поведение с этой моделью - и так и поступаем.
Поэтому если мы хотим, чтобы какой-нибудь человек изменился в лучшую сторону, то мало ругать его - надо помочь ему создать лучшее представление о себе, "исправить" ту модель, которая заложена в его сознании. Внешние причины действуют только через внутренние - это один из законов человеческой психика.
Представление о себе как о хорошем, умном, добром человеке настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем, его всеми силами. Мы принимаем критику, но только доброжелательную и только от того человека, который верит в нас и любит нас. Но когда нас хотят унизить, то есть понизить в собственных глазах, внушить нам, что мы дурны, все в нас восстает против этого. Наша психика сама охраняет нас, сохраняет самое дорогое в человеке - представление о самом себе, образ самого себя, Если кому-нибудь удастся это наше представление ухудшить, мы действительно станем хуже, наше стремление быть хорошим уменьшится. Наше представление о себе состоит из трех слагаемых, зависит от трех причин:
- от того, насколько успешны все наши действия,
- от того, как относятся к нам люда, чье мнение и отношение намдорого,
-от того, насколько мы сами умеем правильно оценивать свои успехи и отношение других людей к нам.
Ничто не укрепляет веру в себя, как успех. Начала с самого важного - замечала пусть даже небольшие, крошечные успехи детей. Всегда говорила, если что-то не получалось: "Ничего страшного, ты только учишься. В следующий раз обязательно получится». А когда ребенок достигал этого - не забывала отметить.
Если отношение людей к нам почему-либо неблагоприятно, если нас никто не любит, особенно те люди, которые нам дороги, нам очень трудно достичь уверенности в себе. Я говорю детям: "Понаблюдайте за людьми и за собой и увидите: все люди вокруг нуждаются в нашей любви, в нашем внимании, заботе, поддержке. Все: и папа, и мама, и друзья. Если перестать думать о том, как относятся ко мне, а больше думать о том, как я отношусь к людям, помогаю ли им, поддерживаю ли их, то очень скоро эта вера в людей, которую мы рассеиваем вокруг себя, отраженно возвратится к нам: отношение к нам переменится. Каким бы слабым не чувствовал себя ребенок, если он окажет поддержку другому, он станет увереннее в себе.
И, конечно же, играю с детьми в игры, направленные на гармонизацию осознания имени, притязания на признание, на гармонизацию осознания детьми прав и обязанностей. Игры беру из книги О.В. Хухлаевой "Лесенка радости", "Учим детей общаться" Н.В.Клюевой, "Слово на ладошке" Н. Пикулевой.
4. Сфера поведения
Цель сферы поведения: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.
Ставлю перед собой следующие методические задачи:
-показ-проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями;
-выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;
-приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликта;
-развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.
Составляя тренинговые упражнения для поведенческих игр, варьирую их в следующем диапазоне:
-проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами;
-отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место ранее в саду или дома;
-загадки на решение различных конфликтных ситуаций;
-самостоятельные игры-фантазии с проекцией внутренних эмоциональных проблем и актуальных переживаний.
Источниками сюжетов беру не только психологические ситуации, но и любимые детские книга. Особенно хороши рассказы Л.Толстого, К.Ушинского, Н.Носова и др. Организуя разнообразную деятельность, стараюсь установить доверительный контакт с детьми. Так, проявляя внимание и интерес к детскому рисунку, побуждаю ребенка к комментированию нарисованного. Это очень важный момент в воспитательном процессе. Ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при рисовании. Такое повторное переживание делает восприятие явлений более ярким и точным.
Выявляю, что привлекло внимание ребенка, какое отношение ребенка к наблюдаемому, чем оно обусловлено.
Очень способствуют такие пересказы установлению доброжелательного дружеского отношения между мной и детьми.
Таким образом, постепенное выполнение правил и соблюдение норм поведения, благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными переживаниями, начинает восприниматься ребенком как нечто само по себе положительное, выступать в обобщенной форме, которую можно обозначить словом "надо". Это и есть та первая моральная инстанция, которая выступает для него не только как знание (надо поступать так—то), но и как непосредственное переживание необходимости поступать так, а не иначе. Именно в этом переживании представлено в своей первоначальной форме чувство долга, так как теперь ребенок не может следовать непосредственному желанию, если оно противоречит его моральным чувствам уже без всякого влияния со стороны взрослых ребенок - дошкольник может испытывать стыд и неловкость, недовольство собой, если поступил плохо. И, напротив, гордость и удовлетворение, если он поступил согласно требованиям своего морального чувства. Если ребенок достиг этого, могу с уверенностью утверждать, что у него появились задатки самосознания.
Познавая мир предметов, явлений, жизнь человека, ребёнок испытывает разные чувства и с помощью рисунка выражает своё отношение к ним. Это отношение имеет эмоционально-положительный или отрицательный характер, связано с чувствами человека: чувством радости, грусти, восхищения, возмущения, любви, ненависти и другими. В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей, к коллективу, а также своим собственным высказываниям, результату своей деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности. – М.: Кафедра, 2000г.
2.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М: ИНТОР, 1996г.
3.Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991г.
4.Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981г.
5. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в
детском саду. - М: Педагогика, 1984г.