В мире прекрасного. «Санкт–Петербург в душе моей»
(город музеев, театров и талантов)
Костромеева Татьяна Александровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №5
комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,………….
(А.С.Пушкин из поэмы «Медный всадник»)
Какой глубокий смысл и сколько прекрасного заложено в этом стихотворении, это практически путеводитель по нашему прекрасному Санкт–Петербургу.
С чего начинается любовь к нашему городу?
С прекрасного «Заячьего острова», где был заложен наш город?
Или любовь начинается с вечной памяти погибшим войнам и мирных жителей, которые отстояли Ленинград от нацистских захватчиков?
Но я считаю, что любовь к величественному Санкт–Петербургу закладывается и начинается с малого: с культуры семьи, с милого дворика, с истории твоей улицы.
Красота города начинается рядом с нами. Ни одно здание не станет уникальным, без души людей, живущих в нём. Живя в своём доме, мы создаём историю всего «Города».
Планируя свою работу по знакомству с Санкт-Петербургом, я учитывала отдалённость нашего района от центра города, контингент родителей, их образовательный уровень. Я знакомлю родителей с планами занятий, и они становятся моими союзниками и партнерами в деле познания детьми истории и культуры нашего города.
Пример:
Тема встречи; «Мы городом своим должны гордиться».
В ходе занятия показываем родителям рисунки, аппликации детей – выпускников, а также фотоальбом экскурсий, на которых побывали наши дети. Рекомендуем родителям посетить с детьми музеи: Кукол, Хлеба, Игрушек, Железнодорожный музей. Также я провожу консультации по теме «Мой любимый город».
В родительском уголке есть папки – передвижки по разным темам («Почему так названы улицы?» и «Правила юного петербуржца») и большая подборка стихов о Петербурге под названием «Выучи вместе с нами». Совместно с родителями мы проводим познавательно – развлекательные мероприятия: «Осенний бал», «Масленица», «С днём рожденья. Город», «Мы - будущие защитники Отечества», «День Победы», конкурс – викторина «Знаешь ли ты свой город».
Внимание детей я привлекаю к объектам, которые расположены на ближайших улицах: дом, двор, детский сад, кинотеатр, почта, школа, аптека и т.д. Рассказываю об их назначении, подчёркиваю, что все эти здания созданы для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомим детей, постепенно расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям узнают кем, когда и в честь кого они воздвигнуты.
Знакомство с родным городом мы начинаем с истории улицы, на которой живёт ребёнок. Детям я объясняю, что у каждого человека есть родной дом, город, село, где он родился и живёт. Знакомлю их с центральной улицей нашего микрорайона – проспектом Науки. Рассказываю о достопримечательностях нашего района (Пискарёвский мемориал, Политехнический университет, Лесотехническая академия), вместе рассматриваем открытки, фотографии.
В этой работе мне помогают родители. В выходные дни они вместе с детьми посещают рекомендуемые места нашего района. После таких прогулок дети приносят рисунки «Дом, в котором я живу», «Моя улица». Родители помогают воссоздать историю этих мест.
Нами была проведена интересная работа по ознакомлению с улицами, проспектами, площадями города. Сначала дети рисовали свой дом на своей улице, а затем мы сравнивали рисунок и оригинал.
Одним из домашних заданий для детей и родителей была задача узнать, почему улица, на которой они живут, так называется. На совместных мероприятиях я рассказывала детям, откуда пришли названия старинных улиц: Гончарная, Свечной переулок, Дровяной переулок, Фонарный переулок и т.д..
После этих занятий мы с детьми придумали игру «Придумай название улицы» (Сирень – Сиреневый бульвар). Дети очень любят игру на подбор прилагательных «Дом, какой?» (старинный, новый и т.д.) Мы рассматривали разные дома в нашем городе и сравнивали их с домами в деревнях. Находили сходства и различия, а так же придумали новую игру: « Город – не город».
Дети любят игру на подбор глаголов «Что можно делать в городе» (гулять, смотреть, любоваться и т.д.). В результате расширяется глагольный словарь, обогащается и активизируется речь детей.
У нас в группе прижилась игра на знакомство с театрами города «Цветик-семицветик». Каждый лепесток в этой игре разного цвета и закреплен за одним из театров. Эта ассоциация помогает запомнить названия театров, и дети с родителями стараются их посетить. После посещения они либо рисуют всё, что им понравилось, либо делают поделку совместно с родителями. В конце каждого месяца мы устраиваем выставку детских работ.
Большое внимание мы уделяем сказочному Санкт–Петербургу. Слово «сказка» - от слов «сказывать, рассказывать». Через сказку легко донести любую информацию. Очарованию сказки поддаются дети всех возрастов. Они внимательно слушают, но сами пересказывать затрудняются. С этой задачей помогает справиться театральная деятельность. Детям нравится инсценировать сказки - таким образом, уходит смущение. Даже самый застенчивый ребёнок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь, пополняется и активизируется словарь и конечно, развивается внимание и память. У нас в группе много театральных игр - «Перчатки», «Под грибом», и т.д. Дети их очень любят.
На подобных занятиях желательно включить магнитофонную запись «Русь в музыкальных и художественных образах». Серия путешествие к истокам». В начале, с детьми я обыгрываю потешки, использую игры с пальчиками, учу водить кукол за ширмой, учу короткие пьески, использую разные песни. Например:
Всё то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят,
Беседуют между собой балконы,
И, у платформы выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад - Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
………………………………………………………..
(С.Я.Маршак)
(Желательно, чтобы это педагог либо пропел, либо прозвучала запись, чтобы дети прочувствовали своеобразие ритмики песни). Поставленные спектакли мы показываем детям других групп, а затем родителям.
В процессе занятий я подбираю такие постановки, чтобы были задействованы все дети, т.к. каждый родитель хочет видеть своего ребёнка на сцене. Кроме постановок мы с детьми придумываем сюжеты для спектаклей - это помогает в развитии воображения, фантазии и, конечно, связной речи.
Пример:
Знакомый детям текст мы переделываем на свой лад -придумываем новых героев и их новые поступки, приключения и заканчиваем сюжет обязательно добром.
Для занятий с детьми мы пробрели настольные игры: «История Петербурга», домино «Санкт–Петербург», «Твой Петербург», «Прогулка по городу», игра – лото «Расскажи про свой горд». «Государственные символы России».
В группе мы создали уголок старинного летнего сада, с куклами в костюмах Петровского времени. В работе я использую много игр с пазлами (виды города, живопись и т.д.) – всё это лучше помогает детям запомнить названия исторических мест, памятников, названия картин и фамилии художников. Для подробного знакомства с художниками и их творчеством мы приобрели игру-лото «Русская зима» и сборник «Шедевры русского искусства (50 художников)».
В группе есть выставка иллюстраций картин художников: Шишкина, Левитана, Репина. Картинная экспозиция меняется в зависимости от знакомства с авторами, от времени года и т.д. Знакомим детей с видами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет.
Дети, которые посетили по моей рекомендации Русский музей, радостно сообщили, что они видели картины художников Шишкина и Васнецова, как у нас в группе.
Я организовала выставки детских работ на темы: «Мой любимый город», «Любимая мама», «Моя семья», «День победы», фотовыставку «Я и мой город».
Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающее влияние на речь, имеются дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнение той или иной грамматической формы. Это игры «Наш город», «Плыл кораблик по волнам», «Кому, что нужно». В таких играх я побуждаю детей поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Дети более уверенно и полно рассказывают о том, что им хорошо известно.
Большой интерес вызывает у детей игра «Поездки и путешествия» (в прошлое Санкт–Петербурга). Каждая тема подкрепляется различными играми: сюжетно–ролевыми, словесными, дидактическими и продуктивными видами деятельности (поделки, альбомы, коллажи, рисунки).
Для знакомства с городом мы широко используем экскурсии совместно с родителями. Это любимый вид деятельности детей. Во время экскурсии они знакомятся с достопримечательностями города.
Так, как наш район удалён от центра, экскурсии у нас автобусные.
Дети в поездке закрепляют тот теоретический материал, которые они получают в группе и в семье. Золотой осенью мы обычно ездим в Летний сад. Дети знают, что это первый сад в городе, знают его основателя – Петра 1. Также мы учим стихотворение Анны Ахматовой «Я к розам хожу в тот единственный сад…». После экскурсии мы играем в словесные игры, которые расширяют словарный запас детей, учат подбирать относительные прилагательные, способствуют развитию зрительного и слухового внимания, логического мышления. Это такие игры, как: «Сад, какой?», «Что можно делать в саду?», игра–викторина «Ответь правильно» и т.д.
С экскурсиями мы обязательно посещаем Петропавловскую крепость, дети знают, что здесь был заложен наш город. Словарь детей обогащается, они узнают новые слова: куртины, бастионы, кронверк, скульптура, ботик, собор, казематы.
Знакомя детей с историей Санкт-Петербурга, с архитектурой прошлого и настоящего, символикой с названием улиц, а также с его жителями и их профессиями мы рассказываем, что родной город славен не только своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, но и людьми. Рассказываем о подвиге ленинградцев в дни Великой Отечественной войны, о 900 днях блокады, посещаем Пискарёвское кладбище.
Вся работа проводится для того, чтобы дети были успешными в жизни, знали и любили свой город, интересовались его прошлым, мечтали о будущем и были активными его созидателями и приумножали его богатство как духовное, так и историческое.