Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Рачеева Елена Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №62
Кировского района Санкт-Петербурга
В сад полезно ходить, потому что в мегаполисе это нередко единственная возможность получить опыт игровых отношений с ровесниками.
И ходить в сад стоит совсем не ради занятий, которые там есть (хотя и это тоже полезно), а ради совместной игры, совместных прогулок, во время которых ребенок может получить такой ценный, хотя и небезболезненный опыт построения "горизонтальных" отношений, отношений со сверстниками.
Второй уровень развития социального интеллекта - это самостоятельное, без постоянной подстраховки взрослых общение с другими детьми. И тут могут быть затруднения или потребуется много времени, чтобы выработать сою линию поведения.
Дело в том, что в городах сейчас фактически разрушена игровая среда, отсутствует детская субкультура. Дети стали вообще значительно меньше гулять и перестали гулять самостоятельно во дворах, как было во времена нашего детства. И это абсолютно объяснимо - не та социальная ситуация, но сложившееся положение губительно действует на социализацию.
Для домашнего малыша это может быть целая история - привыкнуть к детскому саду. На что стоит обратить особое внимание? Как сделать так, чтобы ваша излишняя тревожность не помешала ребенку адаптироваться? Нужны ли какие-то специальные действия? Зачем вообще ходить в сад?
Для того чтобы без особых затруднений пойти в сад, нужно иметь опыт наблюдений за тем, как играют, ссорятся и мирятся другие дети, участвовать в занятиях под руководством педагогов.
Если вы хотите подготовить ребенка к саду, то лучшее, что можно для него сделать - это научить всему этому заранее, не в последние недели перед садом.
Есть дети, которые едва начав ходить и говорить, буквально прилипают к заборам детских садов, прося отвести их к деткам играть.
Такие малыши-коммуникаторы вряд ли будут испытывать сложности с привыканием. Только если, встретят в своей группе яркого, более взрослого лидера, который к ним недружественно настроен.
Есть детки, у которых друзья и подружки появляются после первых 2-3 дней в детском саду, но это скорее исключение, чем правило.
Есть понятие "социальный интеллект". Он включает в себя все навыки, связанные с умением общаться и способностью распознавать смысл взаимодействий людей.
Навыки бытовой самостоятельности. Гораздо проще пойти в сад ребенку, который умеет самостоятельно и относительно аккуратно есть, а также одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом и самостоятельно засыпать, научиться играть в игры с правилами и эти правила соблюдать. К сожалению, в большом городе, где дети не гуляют самостоятельно и не играют в "фанты" и "казаки-разбойники", детский сад - ну, еще может быть, дача - единственное место, где можно просто поиграть. А ведь игры - это то, что запоминается на всю жизнь.
Начнем с последнего вопроса. Зачем вообще ходить в сад? Самый распространенный ответ (но не единственный) - потому что обоим родителям необходимо работать. Но что дает детский сад самому ребенку?
Отправляя ребенка в садик, мы рассчитываем, что он научится там быть без нас, а значит, сможет и самостоятельно решать задачи, связанные с общением, находить выход из разных ситуаций. На решение этой сложной задачи требуется время.
Отсутствие опыта общения до сада затруднит привыкание. Бывают ситуации, когда ребенок до 3 лет не посещал ни детских занятий, ни садики раннего развития, ни группы подготовки (ЦИПР) при садике, и весь его социальный опыт ограничивается прогулками и общением в гостях. В этом случае малыш почти наверняка к саду не готов, и привыкание может быть затрудненным, за исключением детей явно социально одаренных.
Первый уровень развития социального интеллекта ребенок обычно получает в семье, на детской площадке, в гостях и на развивающих занятиях. Но в этих ситуациях всегда рядом мама или кто-то из близких взрослых, способных подстраховать, объяснить, выручить. .
Получены путевки в сад, оформлены медицинские карты, вы уже познакомились с заведующей и воспитателями. Все закончено, ребенок в саду? Нет, все только начинается.
Прежде чем начать водить малыша в сад, родителям стоит ответить себе на вопрос "Зачем?" и согласовать свои действия. Привыкать к тому, что он не единственный, не центр вселенной. Что есть другие "я", другие дети со своими желаниями и нежеланиями, и с ними надо научиться считаться;
Развитие речи и интеллекта. Гораздо легче идут в сад хорошо говорящие дети, которые умеют внятно выразить свои просьбы и умеют их формулировать. Последние месяцы перед садом старайтесь не предугадывать желания ребенка, а учить его сказать словами о своих предпочтениях и антипатиях.
Совпадение режимов. Ребенку гораздо проще пойти в сад, если время его утреннего пробуждения и укладывания на дневной сон совпадает с садовским режимом. Если же ритм жизни вашей семьи значительно отличается, старайтесь менять его за 1,5 – 2 месяца до начала посещения детского сада. Сложнее всего привыкнуть к саду тем деткам, которые не спят днем. Одно только несовпадение режимов может стать серьезным источником стресса и затруднить адаптацию.
Дети учатся договариваться с ровесниками. Строить так называемые горизонтальные связи. Уметь находиться в ситуации, когда никто не готов под тебя подстраиваться, как это делают мама и папа, бабушка и няня; учиться играть и распределять роли в игре, уметь действовать согласно взятой роли.
Напомним, что ведущая психическая деятельность дошкольного возраста - игра со сверстниками и развитие воображения, фантазии, творчества. Не стоит выбирать сад, каждый день в котором перегружен развивающими занятиями;
Часто в первый год посещения сада ребенок почти не играет с другими детьми, а лишь наблюдает за их игрой. Если вам воспитатель рассказывает, что ребенок в игры других ребят не включается, не стоит особенно расстраиваться. Наблюдение за игрой других детей - один из этапов социализации. Наблюдая, ваш малыш накапливает знания о способах поведения, о том, что в какой ситуации сказать или сделать. Позже количество перейдет в качество, и ребенок выработает собственную линию поведения, у него появятся друзья.