Использование пальчиковой живописи в адаптационный период
(Для тех , кому 3 - 4 - 5 лет)
Белякова Валентина Михайловна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ №27
Калининского района Санкт-Петербурга.
Рисование пальчиками - увлекательное, оригинальное и очень весёлое занятие. Только на первый взгляд это очень просто:
окунай подушечки пальцев в густую гуашевую краску и наноси её на бумагу,
Но это только на первый взгляд.
На самом деле, эта техника может быть самой развивающей.
На такого рода организованную образовательную деятельность выделяется
15 - 20 минут.
В силу своих возрастных особенностей дети быстро утомляются, неусидчивы.
Если предложить детям занимательные сюжеты, то малыши легко включаются в игровые ситуации и эмоциональное сотворчество.
Персонажи Тяпа и Ляпа, весёлые и любопытные лягушата заимствованы
у И.А.Лыковой, автора программы "Цветные ладошки".
Они - то"Помогают белкам шишки собирать", то "Ёжику находят грибы".
Организовать такую деятельность можно в парах, тройках, подгруппах
5 - 6 человек. Сначала задания просты. Далее их можно усложнять.
Рисуем одним пальчиком: ставим пятнышки, проводим полоски.
Потом пробуем рисовать двумя пальчиками одновременно левой и правой руками.
Поскольку адаптационный период в сентябре, то и темы организованной совместной деятельности, берутся по сезону, "Как Тяпа и Ляпа арбуз выбирали", "Путешествие на соседний огород" и другие. Таким образом, в своей деятельности можно охватить такие лексические темы как "Овощи-фрукты","Ягоды-грибы","Дары леса" и другие.
Для этого нужна лишь подготовка педагога и художественные материалы:
- густые гуашевые краски
- индивиуальные или коллективные (тонированные) рабочие листы - полуфабрикаты, на которых предложен педагогом незаконченный сюжет.
Как пример привожу конспект совместной организованной деятельности.
"Как Тяпа и Ляпа на соседнем огороде побывали".
Цель: адаптировать детей в новой обстановке, прививать коммуникативные навыки:слаженность, умение договариваться,ответственность за общую работу.
Прививать умение слышать и понимать простую инструкцию,выполнять несложные и интересные задания.
Педагог: "Сегодня, я познакомлю вас с новой сказкой.
Жили были два весёлых лягушонка Тяпа и Ляпа, мальчик и девочка".
( На ковролине выставляются фигурки сказочных лягушат ). Их наряды выполнены в технике "пальчиковая живопись".
"Лягушата были очень весёлыми и любопытными, поэтому попадали в разные ситуации: то среди мухоморов заблудятся, а то путешествовать по радуге отправятся ...
На этот раз погода была чудесная.
На дворе стояла осень и лягушата решили отправиться в соседний огород.
Грядки были уже почти убраны и лишь посередине стояло грустное Пугало
( Последовательно выставляются фигурки персонажей на ковролине )...
Одежда его полиняла от дождя и выгорела на солнце.
Лягушата расквакались: "ква - рошее Пугало, надо его только сделать ква-расивым!"
Педагог: Давайте поможем лягушатам и обновим (раскрасим) одежду Пугала.
Украсим её пятнышками и полосками.
(Дети выполняют задание под контролем Педагога. При необходимости используем влажные салфетки для рук).
Педагог: Ну вот, ребята наше Пугало преобразилось, повеселело.Расквакались, развеселились лягушата: "Какое ква-расивое, ква-рошее Пугало. Какой ква-роший огород".
Доброе Пугало сказало: "Вам пора домой, скоро солнце сядет".
Лягушата подняли голову и увидели большое солнышко.
"Солнышко ещё высоко" - сказал Тяпа.
"Даже очень" - сказала Ляпа.
Мудрое Пугало сказало: "Глупенькие, это ... (даём детям подумать) подсолнух .
В нём много - много чёрных семечек".
Педагог: Давайте обмакнём пальчики в жёлтую краску и нарисуем полоски - лепестки для подсолнуха. Затем наберём чёрную краску и поставим в середине
пятнышки, это семечки.
(Завершив работу помогаем детям протереть пальчики).
Cолнце уже садилось за лес Лягушата расквакались"Какие ква-расивые рисунки!" и довольные, что день прошёл не напрасно, попрощавшись
с Пугалом, Тяпа и Ляпа поскакали домой.
Вам же, на прощание, оставили цветные карандаши и книжки - раскраски про щедрые Дары осени.
Рисуйте на здоровье!