Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Михайлова Алла Ивановна,
воспитатель ГБДОУ д/с №31
Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Совершенствование познавательной деятельности дошкольников - одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность,то нужно создавать условия для её саморазвития.
Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.
Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в любой ее форме.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление. В процессе познания «задействованы» все таланты, способности познающего субъекта в их единстве и взаимодействии. В процессе познания участвуют органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция др. Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной.
Для формирования познавательных способностей детей необходимо развивать такие психические процессы как восприятие, память, внимание. Рассмотрим их по отдельности:
Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Существует три вида восприятия: простые, сложные и специальные. К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цветов.
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Развития восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируется лучше, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств, /т.е. сенсорные эталоны./Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма цветов и др. На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. Для этого можно использовать такие игры: игра «Сделай так» - по образцу построить из кубиков такое же строение, по образцу нарисовать узоры, игра «Собери пирамиду.»-одна пирамидка предназначена для работы, а вторая выступает в роли эталона, игра «Расскажи о животных» - в течение 5 секунд показать карточки на которых нарисованы животные, потом попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих животных, игра «Круг, квадрат, треугольник» - собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленые круги, желтые круги, красные круги и другие задания.
Второй психический процесс развития познавательных способностей детей - Память.
Память является одним из основных свойств личности. Выделяются три вида памяти:
Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т.д.
Словесно-логическая, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины.
Эмоциональная, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует еще разделение памяти на виды: Кратковременная память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго. Долговременная память, требующая больших усилий, но позволяющая сохранить информацию на многие годы. Механическая, смысловая, двигательная, зрительная, слуховая память. В дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение носит в основном непроизвольный характер /дошкольник не заботится о том, чтобы все, что воспринимает, мог легко и точно припомнить впоследствии/, Но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно - образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно- логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов.
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдение во время прогулок. Такие игры как: игра «Какой игрушки не хватает?» - дается 1 минута на запоминания 4-5 игрушек, затем ребенок отворачивается, убираем 1 игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек, ничего не убирать, а только поменять игрушки местами. Игра «Прогулка в картинках» - во время прогулки на улице обращаем внимание детей на дорожные знаки, рекламные щиты и др. По возращении зарисовать то, что он запомнил. Игра «Запоминаем вместе» - один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое и т. д. Так же используется для развития памяти методика воспроизведения рассказа. При воспроизведении рассказа обязательно нужно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы.
Третий психический процесс развития познавательных способностей детей - Внимание.
Внимание - это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников.
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения с взрослыми начинает формироваться произвольное внимание и требует от человека волевых усилий. В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае возникает послепроизвольное внимание. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо цели. Следовательно, оно является непроизвольным. Ученые-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Объем внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники сосредоточивает внимание на привлекательных картинках обычно на 12-15 секунд. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем здоровые и спокойные. Для развития внимания могут быть использованы такие игры: Игра «Найди одинаковые предметы», игра « Найди игрушку», игра «Что появилось?» - например 2 куклы, ребенок описывает первую куклу, потом вторую, сравнивает обеих кукол по названным свойствам, игра «Какого предмета в ряду не хватает?» - на первой странице расположено несколько рядов самых разных предметов. На следующей странице в каждом из рядом какого-то предмета не хватает. Ребенку сначала предлагается посмотреть внимательно на ряд картинок на первой странице. А перевернув страницу, просим его так же внимательно посмотреть на ряд этих же предметов и ответить на вопрос: «Что изменилось?» или «Что появилось?».
В результате развития всех этих психических процессов, усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это - одна из важнейших основ компетентности ребенка - дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тихомирова А.В. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Тихомирова Л.Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей.– Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
3.Карпова С.И., Мамаева В.В Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2007.