Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Технологии освоения современной музыки
в содержании музыкального образования
и воспитания дошкольников

Цель: описать основные  методы и технологии освоения современной музыки детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать психологическую, музыковедческую, педагогическую литературу по изучению проблем освоения современной музыки дошкольниками.

2.Изучить особенности применения технологий освоения современной музыки на музыкальных  занятиях и их влияние на  формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

3. Обобщить изученный материал.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

Основной целью музыкальных занятий в дошкольном учреждении является формирование основ музыкальной культуры, как части общей духовной культуры дошкольника. Что же мы понимаем под "музыкальной культурой?"  Это эмоциональная отзывчи­вость на  произведения музыкального искусства,  формирование интереса к музы­ке, эстетических эмоций, хорошего вкуса, представлений о красоте во всех видах музыкальной деятельности: вос­приятии, исполнительстве, творчестве, музыкаль­но-образовательной и музыкально-игровой деятельности.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

- воспитание любви и интереса к музыке

- развитие общей музыкальности детей

- приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности

- развитие творческого отношения к музыке.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.

В дошкольном детстве важно заложить основы музыкальной культуры, сформировать эталоны красоты, ведь от этого зависит  последующее музыкальное и об­щее развитие человека. Чем раньше ребенок полу­чает возможность накапливать опыт восприятия музыки, тем бо­гаче его словарь, тем успешнее достигается его развитие.

Жизнь не стоит на месте и диктует нам свои правила. Музыкальные руководители используют современные детские песни не только для исполнения, но и для танцев, театрализованных постановок, для игры на детских музыкальных инструментах. Как показывает практика, заводные ритмы детской современной эстрады привлекают сегодняшних дошколят больше, чем те старые добрые песни, которые пели в дошкольном детстве их  мамы и папы. Ничего плохого в этом нет, ведь иной ритм жизни, иная мода на музыку и, к сожалению, иные ценности, все это откладывает свой отпечаток на подрастающее поколение.  Главное, чтобы музыка, которую слушают и исполняют наши дети, была правильно подобрана.

Музыкальное произведение, выбранное для дошкольника должно иметь художественную значимость, воспитательную направленность, соответствовать возрасту, быть педагогически целесообразной и востребованной в жизни современного ребенка.

Но мы ведь не только поем и танцуем под современные ритмы, мы еще и слушаем музыку. А она, как известно, делится на песенный и академический репертуар.  И тут возникает вопрос, как правильно подобрать музыку для слушания? А все также, руководствуясь критериями отбора.

Г.В. Свиридов, Д.Б. Кабалевский, Алябьев, Д.Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г. А. Струве - все это золотой фонд советской музыки, можно сказать, что эти композиторы наши современники, ведь многих из них мы помним.

На сегодняшний день появились куда более интересные способы разобраться в музыке, почувствовать и понять ее.  Давайте поговорим о технологиях.

Технологий  множество, но и тут необходимо выбрать ту, которая позволит раскрыть музыку, поможет разобраться в стилях, расширить представление о ней, достигнуть воспитательного эффекта. Основные требования, которые предъявляются к современным педагогическим технологиям – это системность, управляемость, эффективность и во производимость.

Какие же они, технологии, которые помогают музыкальному руководителю приобщать своих воспитанников к музыкальной культуре, будь это современная или классическая музыка.

«Игровая технология»,  включенная в обучение, придает учебной задаче конкретный смысл, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентирует их на решение поставленных задач. В процессе игры повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей. С помощью этой технологии педагог приобщает детей к музыкальной культуре, расширяет музыкальный кругозор, активизирует слуховое восприятие детей, формирует знание о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука.

Всеми нами любимый «Музыкальный театр». Эта  форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Конечным итогом является постановка детского мюзикла. Технология дает возможность музыкальному руководителю  искать собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать  и радовать себя общением с детьми и музыкой.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, я создаю новую проблемную ситуацию, побуждаю детей интересоваться окружающим, добывать информацию, самостоятельно искать ответы на вопросы. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений о музыке, ее строе, ладе, мелодии, темпе. В своей работе я не раз прибегала к проблемно-поисковой технологии.  Во время слушания музыки уже знакомого автора, я играла с детьми в игру «Сыщик». Проблема заключалась в том, что после того, как в библиотеке уборщица нечаянно столкнула с полок папки с портретами,  и они перепутались, сотрудники библиотеки не смогли  найти среди них портрет определенного композитора. Ребятам предлагается превратиться в сыщиков и помочь установить истину. Детям на выбор дается 5-6 портретов композиторов. Из них они выбирают того, фамилию которого озвучил музыкальный руководитель, или чье музыкальное произведение только что прозвучало. Дети спорят, выдвигают различные версии,  обосновывают свои мысли (не было усов, был с бородой, был коротко стриженный, не было очков, более молодой и т.д.) Когда все-таки пропажа обнаруживается, дети очень радуются. По моему мнению проблемно-поисковая ситуация позволяет ребенку лучше запомнить объект его поиска, несколько раз проговорив фамилию, рассмотрев детали портрета композитора, и конечно же прослушав его музыкальное произведение.

Самая интересная - технология проектной деятельности. Педагоги, активно использующие проектную технологию, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта.

Проекты бывают игровые, экскурсионные, повествовательные и конструктивные. В своей деятельности я планирую использовать все виды проектов.

Мною за последние 2 года были разработаны 5 краткосрочных проекта: «Малые олимпийские игры», «День Победы»,  «Широкая Масленица», «День России», «Гендерное  воспитание». Эти проекты были рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Реализуя проект, я и мои коллеги ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, дать возможность насладиться качественной современной музыкой. Дети одинаково эмоционально реагируют на разную музыку, главное, чтобы она была понятна дошкольникам.

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,  в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию с использованием современных информационных технологий (аудио ресурсы,  мультимедийные презентации, электронные учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы, обучающие компьютерные программы, интернет справочники, интерактивная доска). Показ информации на экране вызывает у детей огромный интерес. Движение, звук, мультипликация  привлекают внимание, стимулируют познавательную активность, предоставляют возможность индивидуализации обучения.

 

 

Ссылки на источники

1. Воробьева Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. – М.: Детство-Пресс, 2003

2. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. – М., 1978.

3. Рапуто А. Г. Использование в образовательном процессе сюжетного подхода в компьютерных презентациях. // Информатика и образование. – 2008. – № 2.

4. http://www.resobr.ru/materials/1462/26688/

5. Гогоберидзе А.Г.Деркунская В. А. Библиотека программы "Детство" М.: Детство-Пресс, 2013 г.

6. Шолина И.Н. Теоретические основы процесса приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении. М., 2001

7. Судаков, В. Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия произведений советской музыки  Л., 1977.

8. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке общая ред. М.Е. Тараканова. М.: Советский композитор, 1982. — 232 с.
9. Кабалевский  Д. Композиторское образование и современная музыка Советская музыка. 1972.

10. Шацкая В.Н. «Детский голос: экспериментальные исследования» – М., 1970.

11. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1997.

12. Петрушин В.И. Учебный комплект Психология и педагогика художественного творчества  М., 2006 г.

13. Петрушин В.И  Музыкальная психология М.,  2006 г.

14. Сухомлинский В.А.Трудность и радость познания // Работница.1968.№ 9.

15. http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/2011-09-18-11-37-19/54-2011-09-18-11-35-34/599-suhomlinskiy-?tmpl=component&print=1&page=

16. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.:  2010.

17. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С.Пб.: 2011 г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»