Андреева Татьяна Николаевна,
воспитатель ГДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
Художественно – продуктивная деятельность приобщает ребенка к миру красоты, развивает творчество, фантазию и воображение. В художественно – продуктивную деятельность входят аппликация, лепка, разнообразное конструирование и рисование.
Мы остановимся на совместной художественной деятельности по рисованию. В совместной деятельности дети осваивают различные технические навыки, знакомятся с разными изобразительными средствами. Педагог определяет цели и содержание деятельности. В содержании совместной художественной деятельности должна учитываться преемственность и взаимосвязь с другими видами деятельности : музыкальной, театральной, словесной. Это усиливает интерес ребенка к дальнейшему действию. Так же учитываются методы и приемы, которые используются в художественной деятельности.
Структура организации совместной художественной деятельности:
1. Создание игровой ситуации
2. Процесс выполнения и анализ изображения предмета ( показ воспитателя, проба на отдельном листочке)
3. Выставка, рассматривание и оценка работ.
Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. И именно поэтому все появившиеся в последние годы дошкольные программы ориентированы на эту характерную особенность. Выражается это в том, что проводимые занятия с детьми строятся на игровой основе (сюжет, загадка, дидактическая игра, игровая ситуация, сказочный персонаж и т.д.). Особенно это необходимо в младшем возрасте.
В структуру такой совместной художественной деятельности включаются разные виды игр: подвижные , дидактические, игры превращения, игры на моторику, а так же слушание музыки, стихов, детских песен, загадки. Занятия можно выстроить в небольшие разделы : «Удивление», «Загадка», «Открытие», «Путешествие». Такая форма занятий способствует более быстрому и прочному усвоению материала детьми во всех возрастных группах т.к. отталкивается от интересов детей и предполагает частую смену деятельности.
В младшей группе к детям приходят сказочные герои или отправляются к ним в гости. Так однажды пришел в гости к ребятам котенок Пушок (механическая игрушка), который так увлекся игрой в клубочек , что не заметил , как размотал его. Дети с радостью помогли котенку. Они наматывали нитку на клубок (пособие настоящий клубок). В совместной деятельности с детьми закрепляется прием рисования круглой формы по спирали, цвет, величина, внешний вид котенка и его повадки.
Слитное рисование круга нам помог снеговик. Эти приемы легко усвоены детьми, при помощи введения в совместной деятельности игровых персонажей. В дальнейшем стали использоваться детьми на других занятиях по рисованию – «Веселые цыплята», «Воздушные шары».
В среднем возрасте детям предоставляется возможность самостоятельно решить поставленную задачу, находить несколько вариантов решения. Большое внимание уделяется работе с карандашом. В этой возрастной группе используются совместная художественная деятельность – путешествия, которые позволяли оказаться в разных местах : сказка, речка, лес и т.д. Во время проведения совместной художественной деятельности дети читают и слушают стихи, музыку, закрепляются знания об окружающем мире. Например, на занятии «Путешествие в сказочный лес» используются подвижная игра «Гори, гори ясно», дидактическая игра «Домик для бабочки», игра превращение «Красивая бабочка». Все эти игровые приемы помогают детям в дальнейшей работе, украшение крыльев бабочки. Это совместная деятельность поможет детям закрепить теплые и холодные тона, а так же познакомиться с зеркальным изображением.
В старшем возрасте закрепляются ранее приобретенные навыки и умения. Предоставляется возможность рисовать разными материалами, знакомиться и используют в работе новые техники рисования. Педагог знакомит с необычными средствами изображения : свеча, расческа. Зубная щетка, ватные палочки и др. Это раскрепощает детей в процессе их деятельности и помогает развить воображение и фантазию.
В этом возрасте дети самостоятельно превращаются в учеников или волшебников художников. Вводятся новые виды занятий : монотипие, граттаж, рисование стихов, оттиски, новый образ (превращения формы или предмета)
Конспект по художественно – продуктивной деятельности (рисование \гуашь) в младшей группе
Тема : «Смешной снеговик»
Программное содержание:
1. Привлечь внимание детей к образу снеговика.
2. Упражнять детей в рисовании предметов круглых форм разных по размеру.
3. Передавать в рисунке строение предмета состоящего из нескольких частей (образ смешного снеговика) соблюдая элементарные пропорции.
4. Упражнять в закрашивании круглой формы слитными линиями: сверху вниз , слева на право всем ворсом. Располагать изображение крупно по середине листа.
5. Создать радостное настроение , желание нарисовать смешного снеговика.
Материал :
1. Белая гуашь
2. Тонированная бумага голубого цвета
3. Кисти и салфетки по количеству детей
4. Музыка для стимулирования творческих способностей детей
Дополнительная работа:
1. Игры с игрушками
2. Рассматривание иллюстраций
3. Чтение художественной литературы: Сутеев «Снеговик»
4. Наблюдение за снегом. Игры со снегом на прогулке. Лепка снеговика из снега
5. Связь с другими видами деятельности
Организация детей для деятельности:
Дети свободно передвигаются по группе, сидят на ковре. Работа выполняется за столом.
Ход деятельности :
Ребята, кто - то стучится, сейчас посмотрим, кто там. Смотрите, какая блестящая коробочка, она холодная. И письмо здесь есть, давайте прочитаем:
«Отгадайте загадку и коробочка откроется».
Меня из снега слепили
Вместо носа ловко
Вставили морковку
Кто это? (снеговик) Правильно.
Кто из снега вдруг возник?
Ой, ведь это снеговик! (открыть коробочку)
С красным носом и метлой
Он пришел играть с тобой.
Вот какой веселый снеговик (показ). Давайте рассмотрим снеговика.
Какого цвета снеговик? (белый)
Из чего состоит снеговик? (из комочков)
(Показ) Первый комочек какой? (большой), затем (поменьше), потом (маленький). Маленький комочек – голова, что есть на голове? (глазки нос-морковка, рот, «шапочка»)
Ребятки, скажите какой формы комочки? (круглые)
Посмотрите, ребятки снеговик принес свои фотографии (модель)
Давайте, слепим снеговика по фотографии. Приготовьте пальчик – обведем большой комочек, затем поменьше и маленький. Молодцы. Ребята, наш снеговик очень хочет, чтоб мы его нарисовали. Нарисуем его портрет. (Да). Тогда давайте сядем за столы. Давайте я вам покажу, а вы мне помогать будете.
Воспитатель рисует снизу вверх разные комочки, спрашивая у детей какой следующий. После показа дети закрашивают комочки, и выполняют самостоятельно задание на своих листах. В процессе работы воспитатель помогает словом ребенку. Кто первый выполнит задание, предлагается дополнить рисунок (дорожка, снежинки). Молодцы ребята. Какие красивые получились снеговики. Наш снеговик очень рад (рассматривание детских работ).