Колосова Наталья Ивановна,
Воспитатель, ГБДОУ детский сад № 72, Санкт Петербург
( консультация для педагогического совета в детском саду)
Культура речи - важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.
Литературный язык требует к себе постоянного, бережного отношения. Насыщение речи штампами и казенными словами ведет к грамматической неупорядоченности, потери индивидуальности, эмоциональности, непосредственности. Накопленная веками сокровищница народного языка богата меткими изречениями, образными словами и словосочетаниями, пословицами, поговорками, фразеологизмами.
Обогащенная этими языковыми средствами речь любого человека становится выразительной, яркой, живой. Однако добиться этого можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству и развития умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.
Важнейшие источники развития выразительности детской речи- произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы ( пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки).
Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности выделять и замечать средства художественной выразительности. В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях.
Каждое из занятий по литературе должно знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включать творческие задания.
После чтения произведения дети должны отвечать на вопросы, выясняющие: как они поняли содержание произведения; заметили ли необычные слова и выражения, сказанные персонажами, какими словами характеризуются герои произведения; чем отличаются эти характеристики; насколько они совпадают с представлениями самих детей.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка и способствует использованию его в обыденном речевом общении и самостоятельно словесном творчестве. В старшем возрасте у детей формируется способность наслаждаться художественным словом, прививается любовь к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности.
Творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок помогают ребенку почувствовать и понять, что делает языковой материал поэтическим.
При целенаправленной работе можно развивать поэтический слух каждого ребенка. У детей повышается внимание к слову, его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к своей речи, прививается любовь к книге, как к помощнику в развитие речи.
Литература: сайт « Про детей( педагогика и психология)»,раздел «Культура речи», статья «Понятие образности речи»
Государственное Дошкольное Образовательное учреждение
детский сад № 72 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального
и художественно-эстетического развития воспитанников Кировского района г. Санкт-Петербурга.
Консультация для педагогического коллектива
«Учимся у книг»
Воспитатель: Наталья Ивановна Колосова.