Занятие по окружающему миру в средней группе
с использованием исследовательской технологии
Вода прозрачная, но может менять цвет
Куксова Евгения Эриковна воспитатель без категории
ГБДОУ №24 Санкт-Петербурга
Цель: Расширять знания детей о свойствах воды.
Задачи:
- Развитие фантазии
- Знакомство с понятием прозрачность.
- Формирование представления детей о влиянии красок на воду.
- Расширение знаний детей о свойствах красок.
Материал: прозрачные пластиковые мисочки, гуашь разных цветов, маленькие пластиковые ложечки, изображения (формат А4) моря, озера, реки с разными оттенками воды.
В. – Скажите дети, а вы слышали про город Цветногорск?
Д. – Нет!
В. – Это такой город, в котором живут только художники. Все в нем необычных цветов. Например, там есть озера всех цветов радуги. Вы когда-нибудь такое видели?
Д. – Нет….
В. – Вот и я не видела! Но, мне рассказывал мой друг художник Разукраскин. А еще он позвал меня к себе в гости, вместе с моими друзьями. Хотите отправиться в Цветногорск?
Д. – Да!
В. – Чтобы нам туда попасть, надо позвать Разукраскина. Это очень легко, на раз, два, три громко кричим: «Радугу Разукраскин разукрасил». Раз! Два! Три!
Д. – «Радугу Разукраскин разукрасил»!
В. – Не пришел. Наверно надо по быстрее, и четко произнося, каждое слово. Раз! Два! Три!
Дети повторяют скороговорку быстрее, и появляется художник Разукраскин. (Игрушка или в исполнении помощника, или ребенка из старшей группы).
Разукраскин - Здравствуйте! А вот и я! Для чего вы меня позвали?
Д. – Мы хотим в Цветногорск.
Разукраскин – О! Я обязательно покажу дорогу, но только тем, кто отгадает мою загадку.
Слушайте ребята:
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски)
Разукраскин – какие вы молодцы все отгадали! А теперь, чтобы попасть в Цветногорск повторяйте со мной:
Мы по радуге пойдем, (Дети топают ногами)
В Цветногорск мы попадем. (Разводим руки в стороны)
Есть озера там такие, (Делают круг руками)
Разноцветные смешные. (Хлопают в ладоши)
Сосчитай же сколько их! (Загибают пальчики)
Красное, Оранжевое, Желтое,
Зеленое, Голубое, Синее, Иииии?….фиолетовое
Разукраскин: Вот мы и попали в Цветногорск! Подводит детей к столу с семью прозрачными мисочками с водой (прозрачной). А вот и наши знаменитые разноцветные озера…… Ой! А что, это с ними стало? Вся вода в них пропала?
В. – Да нет же, вода осталась, но она, почему то вся прозрачная.
Разукраскин – А что значит прозрачная? Дети подскажите.
Дети отвечают
В – все правильно дети. Прозрачный это такой, который есть, но его не видно или почти не видно. Вот и воду в наших озерах почти не видно, но если присмотреть она немного искажает то, что за ней. Так мы и понимаем, что там есть вода.
Разукраскин – теперь понятно. Но как сделать озера снова всех цветов радуги.
В – легко. Мы их РАЗУКРАСИМ! Дети, вы знаете, чем можно разукрасить воду?
Д – красками?
В – Правильно! Итак, начнем! Каждое озеро своего цвета для него предназначается своя краска. Воспитатель берет первую баночку с краской, немного берет ложечкой, опускает в воду и размешивает. Дети наблюдают.
В – Что изменилось?
Ответы детей
В – Если добавить больше краски, то цвет будет более насыщенный. Смотрите. (Демонстрирует) Хотите попробовать? Под контролем воспитателя дети пробуют окрасить воду самостоятельно. Воспитатель обращает внимание детей на изменение прозрачности воды, в зависимости от количества использованное краски.
В – ну что, дети, кажется, мы справились! Как тебе Разукраскин?
Разукраскин – по-моему, стало лучше чем, было! Спасибо вам ребята.
В и Д – пожалуйста, до скорой встречи!
Художник Разукраскин уходит.
В. Ну что понравились вам разноцветные озера?
Д. – Да.
В. – А в нашей природе вода в озерах, какого цвета?
Ответы детей
В – Правильно. Вода может принимать разные оттенки: зеленый, голубой, синий. А можно также озера красить краской в природе?
Д – нет
В – Правильно. Краска может, навредить рыбам и другим существам, живущим в воде. А их очень много. Природу надо беречь и любить. А вот дома мы можем устраивать любые водоемы, вот в таких же мисочках. Вы даже, можете показать, своим родителям, чему сегодня научились.