Экологическое воспитание дошкольника
Евдокимова Светлана Анатольевна
Дошкольное детство - это период игры. Об этом говорят и пишут психологи, об этом знают все педагоги. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Именно поэтому психологи называют её ведущей деятельностью дошкольного детства.
Дидактические игры содержат определённую умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности детей, умение использовать приобретённые знания в новых ситуациях, развивать их память, внимание. Дидактические игры чаще всего - это совместные игры, которые требуют 2-3, а то и большее количество участников. Все совместные игры развивают в ребёнке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам. Игра доставляет ребёнку большую радость, потому что она даёт ему возможность активно действовать. Во время совместных игр происходит приятное общение и проникновение воспитателя в мир дошкольников. Очень нравится детям такие игры природоведческого содержания, как «Зоологическое лото» и «Ботаническое лото». Эти игры помогают запомнить названия растений, животных, особенности их жизни.
Детям всех возрастов интересны разрезные картинки с изображением цветов, грибов, овощей, ягод и фруктов. Взрослый должен ввести ребёнка в игру: рассмотреть вместе с ним картинки-образцы, назвать изображение предметов, описать из особенности (окраска, форма, размер), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона. Малышам 3-4 лет можно предложить обвести пальцем предметы по контуру - это улучшит восприятие их формы. Игра с разрезными картинками воспитывает в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижение цели. Ребёнок тренирует своё восприятие, оггачивает умение анализировать детали изображение и сопоставлять их. Всё это - важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребёнка.
С дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно-дидактические игры. Одна из таких игр «Вкусные загадки» или «Отгадай на вкус».
- «Давайте с вами поиграем» - говорит воспитатель 3-4 детям.
- «Я буду загадывать вам вкусные загадки, а вы их отгадывать. Ну-ка закройте глаза и откройте рот».
Воспитатель кладёт детям в рот по кусочку заранее приготовленной моркови. Дети хрустят ею, улыбаются и, конечно, сразу отгадывают, что это, а воспитатель спрашивает, как же они догадались. Определить ребёнку морковь на вкус не сложно - у всех детей большой опыт в этом. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда её ешь, сладкая. Дальше кладём детям в рот то лук, то капусту, то свёклу. Дети отгадывают и говорят, как они распознали «съедобную» загадку.
После обеда с детьми можно поиграть в игру «Из чего состоит винегрет», «Какие овощи положил повар в борщ» и т.д.
Аналогичным образом ребёнку можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ощупь. При закрытых глазах в руки ему кладут яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, ребёнок должен отгадать его. Ту же морковь можно в этот раз определить по другим признакам: её форме (продолговатой, заостренной с одного и круглой с другого конца), твёрдой и гладкой поверхности. Лук выдает себя круглой формой, гладкой поверхностью и шелестом чешуек.
Дошкольнику интересно узнать, что же ему кладут в руки - толи огурец, толи помидор, отличить апельсин от яблока или лимона, не спутать грушу с яблоком. Игра тренирует сенсорные способности ребёнка и может долго его занимать, если её разнообразить: класть в руки то хорошо знакомые, то малоизвестные предметы, то один плод, то два плода для сравнения и т.д.
Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь ребёнка и различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Например, во время игры «Овощной магазин» воспитатель подходит к ребёнку-продавцу и просит продать то, что «растёт на грядке в огороде, сидит в земле долго, сама круглая с хвостиком, твёрдая, цветом тёмнопретёмно красная». Ребёнок наверняка отгадает, что это свёкла. Если же нет, то воспитатель подсказывает, что её кладут в борщ, в винегрет, так и другая еда от
неё становится тёмно-красной. Чтобы развивать понимание не только чужой речи, но и языка самого ребёнка, ему тоже нужно предложить придумывать загадки-описания.
Ребёнок начинает рассказ про капусту или лук и мы слышим, как трудно это ему даётся. Хорошо знакомые, много раз виданные предметы с трудом поддаются описанию, перед ребёнком стоит трудная задача выделить их отдельные качества, признаки и особенности. Здесь нам на помощь приходит метод моделирование. Модель помогает ребёнку сравнивать, анализировать и обобщать.