Автор: Перова Вера Николаевна, старший воспитатель, ГДОУ д/с № 62
Скачать статью в формате Word (2 Mб)
Скачать статью в формате PDF (0.6 Мб)
Оглавление
Предисловие ………………………………………………………………………………….3
Первый год обучения:
Раздел I Теоретические основы методики развития речи …………………………………4
- Предмет, задачи, содержание методики…………………………….….5
- Роль родного языка и речи в развитии ребенка………………………..7
- Развитие речи детей в зарубежной педагогике………………………..10
Развитие методики в России
Раздел II Система работы по развитию речи в детском саду……………….17
- Цель и задачи развития речи……………………………………………18
- Методические принципы развития речи………………………………19
Процесс формирования речи детей строится с учетом
общедидактических и методических принципов обучения.
- Программа развития речи………………………………………………20
- Средства развития речи…………………………………………………22
- Методы и приемы развития речи………………………………………25
Раздел III Методика развития связной речи………………………………….27
- Понятие, задачи, значение, функции связной речи…………………..29
- Задачи и содержание обучения связной речи………………………….32
- Беседа как метод обучения диалогической речи………………………34
- Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания
по предметам и игрушкам, по картине………………………………..35
Раздел IV Методика развития словаря……………………………………….44
- Понятия, смысл, значение словарной работы…………………………46
- Особенности развития словаря детей дошкольного возраста……….48
- Задачи и содержание словарной работы………………………………50
- Общие вопросы методики словаря……………………………………51
Раздел V Формирование грамматического строя речи……………………..53
1. Грамматический строй родного языка, значение для речевого развития
детей…………………………………………………………………….56
2. Особенности усвоение детьми грамматического строя русского языка……………………………………………………………………..58
3. Пути формирования ГСР у детей………………………………………59
4. Диагностика уровня речевого развития детей…………………………61
Раздел VI Методика воспитания звуковой культуры речи………………….63
- Понятие звуковой культуры речи, значение…………………………..64
- Особенности усвоения ЗКР дошкольниками………………………….66
- Этапы обучения правильному звукопроизношению………………….68
Задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР
- Методы и приемы обучения ЗКР………………………………………69
- Диагностика по ЗКР в разных возрастных возрастах…………………71
Второй год обучения:
Раздел VII Методика ознакомления детей с художественной литературой..74
- Роль детской художественной литературы…………………………….76
- Особенности восприятия детьми литературных произведений………77
- Задачи и содержание ознакомление детей с художественной
Литературой………………………………………………………………78
4. Методика художественного чтения и рассказывания,
заучивание стихотворений……………………………………………..79
5. Использование художественной литературы вне занятий……………..84
Раздел VIII Подготовка детей к обучению грамоте…………………………..86
- Сущность подготовки к обучению грамоте…………………………….88
- Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте………………..92
- Ознакомление детей со словом………………………………………….94
- Ознакомление детей с предложением…………………………………..95
- Ознакомление со словесным составом предложений………………….96
- Ознакомление со слоговым и звуковым строением слова…………….97
- Подготовка к обучению письму…………………………………………99
Раздел IX Методическое руководство развитием речи детей в дошкольных учреждениях…………………………………………………………………….104
- Роль заведующей в организации работы по развитию речи детей…..105
- Создание условий для правильного развития речи………………..….106
- Формы методической работы…………………………………………..108
Приложение ……………………………………………………………………112
Предисловие.
Уважаемый студент!
Данная тетрадь по изучаемому вами курсу «Методика развития детской речи» предназначена для самостоятельного выполнения заданий, которые помогут утвердиться в своих знаниях, обеспечат необходимую подготовку к сдаче экзамена по предмету.
Разнообразные задания помогут в закреплении полученных знаний, развитию интереса к изучаемым темам.
Разделы тетради соответствуют программному содержанию учебной программы, выполнять задания следует по мере прохождения учебного материала прямо в тетради. В данной тетради даны задания на изучение речевых навыков и умений детей, а также задания на обобщение данных своих наблюдений. Даны задания творческого характера: разработка занятий, планирования работы с детьми в разных возрастных группах.
Желаем успехов. Надеемся, что данная тетрадь будет Вам полезна.
«Теоретические основы методики развития речи»
Темы:
«Предмет, задачи, содержание методики»
«Роль родного языка и речи в развитии ребенка»
«Развитие речи детей в зарубежной педагогике»
«Развитие методики в России»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Предмет методики развития речи детей и задачи курса.
· Основы методики
· Истоки зарождения и становления методики развития речи детей дошкольного возраста.
Литература основная:
1. М.М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 1997г.
2. Е.И.Тихеева «Игры и занятия малых детей» - М., 1965г.
3. Е.И.Тихеева «Развитие речи детей»/раннего и дошкольного возраста/ - М., 1981г.
4. К.Д.Ушинский «О первоначальном преподавании русского языка»// Избр.пед.соч. – Т.1.- М., 1974г.
5. К.Д.Ушинский «Родное слово» //соч. –Т.2
Литература дополнительная:
1. Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольников. – М., 1994г.
2. Лямина Г.М. Физиологические основы развития речи // Физиология высшей нервной деятельности ребенка / Под ред. З.Н.Коларовой. – М., 1968.
3. Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развитияречи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку // Развитие речи дошкольника. – М., 1990.
«Предмет, задачи, содержание методики».
1.1 Продолжите определение – МРР - это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2 Заполните схему:
1.3 Какими знаниями и умениями должен овладеть студент педагогического колледжа в ходе профессиональной подготовки?
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4 Назовите научные основы методики развития речи.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5 Назовите смежные науки объектом, которых является речь, язык, речевая деятельность. Обоснуйте ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.6 Заполните схему:
1.7 Продолжите определения:
Язык – это ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Речевой навык – это ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое умение – это __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Роль родного языка и речи в развитии ребенка»
1.8 Объясните почему овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.9 Раскройте функции которые выполняет язык и речь.
Группы функции |
Функциональные характеристики родного языка |
|
|
|
|
|
|
1.10 Как вы считаете, какова роль слуха и зрения в развитии речи детей?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.11 Заполните таблицу:
Этап |
Характеристика |
Подготовительный (до1)
|
|
Преддошкольный (1 - 3)
|
|
Дошкольный (до 7)
|
|
Школьный (7-17)
|
|
«Развитие речи детей в зарубежной педагогике».
«Развитие методики в России»
1.12 Воспользовавшись дополнительной литературой, заполните таблицу
|
Труды |
Задачи по р/р, основные принципы, методы и приемы по р/р |
Я.А. Коменский (__________г.г.) |
|
|
И.Г.Песталоцци (__________г.г.) |
|
|
Ф. Фребель (__________г.г.) |
|
|
М. Монтессори (__________г.г.) |
|
|
1.13 Воспользовавшись дополнительной литературой, заполните таблицу.
|
Труды |
Задачи по р/р |
Основные принципы |
Методы и приемы по р/р |
Л.Н. Толстой |
|
|
|
|
К.Д. Ушинский |
|
|
|
|
Е.Н. Водовозова |
|
|
|
|
А.С. Симонович |
|
|
|
|
Е.И. Тихеева |
|
|
|
|
Е.А. Флерина |
|
|
|
|
Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике.
№ п/п |
Вопросы по теме |
Варианты ответов |
1. |
Кто автор руководства по дошкольному воспитанию «Материнская школа или О заботливом отношении юношества в первые шесть лет»
|
· Я.А.Коменский · И.Г.Песталоцци · Ф.Фребель · М.Монтессори
|
2. |
В чем заключалось достоинство Метода Монтессори?
|
· в обогащении содержания жизни детей · в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе работы с искусственным дидактическим материалом · в обучении связной речи |
3. |
В каком году, и под каким названием создал учебное заведение Фридрих Фребель? |
· 1825г. «Детский дом» · 1840г. «Детский сад» · 1849г. «Дом ребенка» |
4. |
Определите последовательность задач по обучению родному языку по И.Г.Песталоцци |
· обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах · обучение звуку, или средству развития органов речи · обучение слову, или средству ознакомления с отдельным предметом |
Развитие методики в России.
№ п/п |
Вопросы по теме |
Варианты ответов |
1. |
Отметьте годы жизни Е.И.Тихеевой |
а) 1824 – 1870г.г. б)1840 – 1933г.г. в) 1869 – 1936г.г. г) 1867 – 1944г.г. |
2. |
.Кто создал систему первоначального обучения отечественному языку, в который входили такие вопросы, как - роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности - цели преподавания, дидактические принципы - средства, методы и приемы обучения. |
а)Е.Н.Водовозова б)К.Д.Ушинский в)Н.К.Крупская г) Е.А.Флёрина
|
3. |
Кто автор программы наблюдений с методическими рекомендациями с искусственным дидактическим материалом? /по Фребелю/
|
а)Е.Н.Водовозова б)К.Д.Ушинский в)Н.К.Крупская г) Е.А.Флёрина д)Е.И.Конради е) А.С.Симанович ж) Е.И.Тихеева
|
4. |
.Какую из работ написала А.С.Симанович?
|
а) Родное слово б) Детский мир в) О детском языке г) Развитие речи дошкольников |
6. |
. Кто был куратором дошкольного воспитания в Наркомпросе?
|
. а)Е.Н.Водовозова б)К.Д.Ушинский в)Н.К.Крупская г) Е.А.Флёрина д)Е.И.Конради е) А.С.Симанович ж) Е.И.Тихеева з)Р.И.Жуковская
|
6. |
С чем был связан научный интерес Е.А.Флериной?
|
а) наблюдения детей в природе, за трудом взрослых, на строительстве, в быту и т.д. б) обучение детей диалогической речи в) развитие детского изобразительного творчества и развития речи г) изучение проблем ГСР, словаря, ЗКР |
7. |
Кто из исследователей (Е.А.Флерина,М.М.Конина) работал над проблемой по ознакомлению детей с художественной литературой: о чтении, рассказыванию и заучиванию наизусть литературных произведений.
|
а)Е.Н.Водовозова б)К.Д.Ушинский в) Е.И.Конради г) А.С.Симанович д) Е.И.Тихеева е)Р.И.Жуковская |
Задание: решите кроссворд:
По горизонтали:
1.К числу, каких задач относятся: исследование процессов овладения детьми родного языка, речью, речевым общением; изучение закономерностей обучения родной речи; определение принципов и методов обучения?
4.Положение материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Какая это основа?
5.Какую основу составляет учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющие механизмы формирования речи?
7.Какую основу составляет теория речи и речевой деятельности?
10.Наблюдение, беседа, изучение опыта работы воспитателей, опытно-педагогическая работа, педагогический эксперимент – какие это методы?
По вертикали:
2. Речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию – это речевой …
3.Способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков – это речевые …
6.Назовите методы, к которым относятся: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; моделирование; анализ и обобщение материала.
8.Какие задачи определяются следующими вопросами: чему учить, как учить, почему так, а не иначе?
9.Учение о языке как знаковой системе – это … основа методики.
«Система работы по развитию речи в детском саду»
Темы:
«Цель и задачи развития речи»
«Методические принципы развития речи.
«Процесс формирования речи детей строится с учетом
общедидактических и методических принципов обучения»
«Программа развития речи»
«Средства развития речи»
«Методы и приемы развития речи»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Научные основы программы развития речи и ее структуру.
· Задачи развития речи дошкольников, лингвистическое и психолого-педагогическое обоснование задач.
· Содержание программных требований к различным сторонам речи и их усложнение по возрастным группам.
· Преемственность программ развития речи и обучения родному языку в детском саду и школе.
· Методические принципы работы по развитию речи дошкольников.
· Методы и приемы развития речи детей в детском саду.
Литература основная:
1. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. –С.-Петербург, 1996г.
2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». –М., 2006.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М., 2006.
4. Программа «Развитие» (основные положения)/ Науч.рук.Л.А.Венгер. –М.,1994.
5. Радуга. Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада /Сост.Т.Н.Доронова. –М., 1993.
6. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред.Сохина ФА.. –М., 1984г.
7. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. –М., 1994г.
Литература дополнительная:
1. Логинова В.И. Проблемы методики развития речи в трудах К.Д.Ушинского //Дошкольное воспитание. – 1979. - № 1.
2. Ушинский К.Д. Употребление «Родного слова» в начальных русских школах 60-х годов. Рецензии и другие отзывы на «Родное слово»// Собр.соч. – М.; Л., 1948. – Т.6. – с.346
«Цель и задачи развития речи».
2.1 Какова основная цель по развитию речи?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2 Назовите задачи развития речи. Дайте краткую характеристику каждой задаче..
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Методические принципы развития речи.
Процесс формирования речи детей строится с учетом общедидактических и методических принципов обучения».
2.4 Что такое методические принципы? Назовите их и раскройте их содержание.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Программа развития речи».
2.5 Дайте определение программы развития речи.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.6 Раскройте содержание программ.
«Программа воспитания и обучения в детском саду»________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
«Детство»____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
«Радуга»_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
«Развитие»____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Школа – 2100_________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
«Средства развития речи».
2.7 Что является основным средством речевого развития ребенка? Почему?
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.8 Назовите виды деятельности, в которых осуществляется речевое общение детей дошкольного возраста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.9.Какие виды игровой деятельности используются для речевого развития? Коротко раскройте их основную цель.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.10 Продолжите определение:
Обучение – это _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.11 Назовите основную форму организации обучения речи и языку. Почему именно эта форма обучения является основной формой обучения?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2.12 Назовите виды занятий по развитию речи.
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.13 Какие требования предъявляются к проведению занятий по развитию речи:
1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________7.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________8.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема «Методы и приемы развития речи».
2.13 Заполните таблицу.
Методы |
Содержание
|
|
Наглядные методы
|
|
|
|
|
|
Словесные методы
|
|
|
Практические методы
|
|
|
|
|
2.14 Назовите приемы и раскройте их в таблице.
Группы приемов
|
Содержание |
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
3. |
|
«Методика развития связной речи»
Темы:
«Понятие, задачи, значение, функции связной речи»
«Задачи и содержание обучения связной речи»
«Беседа как метод обучения диалогической речи»
«Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания
по предметам и игрушкам, по картине.
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Понятие связной речи, ее функции и формы, характеристику диалогической и монологической речи. Речь ситуативная и контекстная.
· Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного возраста.
· Задачи и содержание обучения детей связной речи.
· Развитие речевого общения и диалогической речи в раннем возрасте и у детей дошкольного возраста.
· Воспитательно-образовательное значение беседы, виды, тематику и содержание бесед, структуру обобщающей беседы, приемы активизации мышления и речи в процессе беседы.
· Особенности восприятия и понимания картин, типы картин для детских садов, требования к картинам.
· Особенности познавательной деятельности при описании предметов и игрушек, требования к подбору предметов и игрушек.
Литература:
1. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь. – СПб, 1992г.
2. Гербова В.В. Рассказывание по восприятию Д/в № 9, 1975г.
3. Гербова В.В. Составление описательных рассказов. Д/в № 9, 1981г.
4. Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов. Д/в № 5, 1989г.
5. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. –М., 1982г.
6. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста пересказыванию. –М., 1982г
7. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников.
8. Любимова Н.В. Обучение описанию пейзажа . Д/в № 4, 1973г.
9. Люблинская А.А. Восприятие картинки //Очерки психического развития ребенка. –М., 1965г Развитие речи детей дошкольного возраста /Под.ред. Ф.А.Сохина. –М., 1984г.
10. Лямина Г.М. Развитие речи детей в раннем возрасте. –М., 1964г.
11. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред.Ф.А.Сохина. – М., 1984г.
12. Ушакова О.С. Связная речь.// Развитие речи детей дошкольного возраста. –М., 1984г.
13. Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Д/в № 12, 1987г.
14. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. –М., 1961г.
Литература дополнительная:
1. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь. – СПб, 1992г.
2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978.
3. Короткова Э.П. Учим рассаматривать картины.. –М., 1982г
4. Ушакова О.С. Развитие связной речи //Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М., 1987г.
5. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста . –М., 1984г.
«Понятие, функции связной речи».
3.1 Продолжите определения:
Связная речь – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Высказывание – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2 Укажите в каких значениях употребляется термин «связная речь».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3 Укажите основные функции связной речи, в каких формах она существует.
1.____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________2.____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3.4 Назовите две формы коммуникативной функции. Дайте им краткую характеристику.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.5 Раскройте взаимосвязь монологической и диалогической речи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.6 Заполните таблицу:
Вид речи |
Характеристика |
Ситуативная речь |
|
Контекстная речь |
|
3.7 Почему связная речь оказывает влияние на эстетическое воспитание? Приведите примеры.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Задачи и содержание обучения связной речи».
3.8 На что направлена работа по развитию диалогической речи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.9 Раскройте группы диалогических умений.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.10.Отметьте основные признаки монологической речи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.11.Какие умения необходимы для достижения связной речи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.12.Заполните таблицу:
Тип речи |
Функции связных высказываний |
Структура связного высказывания |
Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Беседа как метод обучения диалогической речи».
3.13 Продолжите определение:
Беседа – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.14 В чем состоит ценность беседы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.15.Что включает в себя содержание беседы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.16.Исходя из дидактических игр, Е.А.Флерина классифицировала беседы. Какие три типа бесед она выделила?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.17.Чем определяется тематика бесед?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания по предметам и игрушкам, по картине».
«Рассказы по игрушкам».
3.18 Объясните, почему в основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.19 Кем была разработана методика обучения рассказывания по игрушкам? В чьих исследованиях и методических разработках были внесены уточнения в методику обучения?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.20 Какие виды игрушек используют для обучения детей монологической речи?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.21 Какие виды занятий по игрушкам вы знаете?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Рассказывание по картине».
3.22 Какие серии картин специально разработаны для формирования умений описывать картины и составлять рассказы-повествования? Назовите их, дайте краткое содержание этим картинам.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.23.Какие требования предъявляются при отборе картин?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.24.В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине. Назовите виды рассказов и дайте краткое содержание.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.25.Определите возрастную группу, составьте конспект занятия исходя из программных задач
Конспект занятия для_________ группы по развитию речи
Тема: Рассматривание картины «кошка с котятами»
Программное содержание:
1.Закрепить знание детей о домашних животных /кошка/. Учить отличать по характерным особенностям /усы, хвост, уши/.
2.Обогащать представление детей о поведении, питании кошки и котят.
3.Закреплять четкое произношение звука К /кошка, котята, котенок, клубок, молоко, лакает, корзина/.
4.Развивать эмоциональную отзывчивость, положительное отношение к животным.
5.Учить использовать в речи предлоги «на», «под».
Материал к занятию:
Ход занятия:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опрос по теме: «Обучение детей рассказыванию»
1.Для занятий по составлению рассказов по игрушкам в начале года воспитатель подготовила материал:
· лодочка пластмассовая и деревянная
· флажок из бумаги и материала
· матрешки в красном и зеленом сарафане
В какой группе ведется занятие?
2.Воспитатель подготовила к занятию по составлению описательного рассказа следующие игрушки:
· кукла в зимней одежде
· кукла в легком платье
· грузовик
· пожарная машина
В какой возрастной группе проводится это занятие?
3. В какой возрастной группе воспитатель предлагает детям следующие игрушки для составления сюжетного рассказа:
· мишка,
· мяч
· кукла
· холодильник
· газовая плита
· грузовик
· легковая машина
4. Воспитатель на занятии по пересказываниюберет новое произведение: Л.Толстого «Пожарные собаки». (приложение № 1)
Определите группу.
5. Для пересказа на занятии взят новый рассказ Л.Толстого «У Розки были щенки». (приложение № 2)
Определите группу.
6. Воспитатель на занятии по составлению описательного рассказа по картине в конце года использует такие приемы:
а/ образец рассказа воспитателя
б/ план в виде вопросов перед ответом каждого ребенка
в/ подсказ
г/оценка рассказа ребенка
Берется картина «Детский сад» из серии «Мы играем».
В какой возрастной группе используется?
7. На занятии составляютсюжетный рассказ по картине «Подарок маме на 8 Марта!! Используются такие приемы:
а/ план для составления рассказа
б/ воспитатель после ответа 3-х детей дает свой образец
в/ оценивает рассказы детей
8.Назанятии составляют сюжетный рассказ по картине «Кошка с котятами». Использует:
а/ свой образец
б/ план в виде вопросов
в/ подсказывающие вопросы
г/ оценку рассказов /сама оценивает и привлекает к ней детей/
В какой возрастной группе используются? (приложение №4)
9.В какойвозрастной группе стоят такие задачи: Учить передавать короткие рассказы, сказки, впервые услышанные на занятии.
10.В «Программе воспитания и обучения» записано: Развивать способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам. О какой группе идет речь?
11.В какой возрастной группе учим детей, составлять небольшие рассказы на сюжет, предложенный воспитателем?
12.Воспитатель ведет занятие составление рассказа на тему: «Как Ваня заблудился в лесу». После названия темы дает время для обдумывания и начинает опрашивать детей. В какой группе идет занятие?
13.Воспитатель впервые предлагает детям такой рассказ «Моя комната» /по памяти/. Назовите группу.
14.Воспитатель проводит игру «Чудесный мешочек». Ребенок должен достать игрушку, рассказать о ней. Воспитатель дала образец, неоднократно повторяет план рассказа о каждой игрушке. В какой возрастной группе проходит занятие?
15.В какой возрастной группе воспитатель спланировала на месяц следующие занятия:
1-неделя – пересказ знакомой сказки «Репка»
2-неделя – составление описания игрушки /пирамида, мишки разные/
3-неделя – пересказ нового произведения «Кубик на кубик» /Я.Тайц/ (приложение № 5)
16. Определите возрастную группу.Занятия по рассказыванию чередуются следующим образом:
1-неделя – составление сюжетного рассказа по картине
2-неделя – пересказ рассказа Пришвина «Еж», впервые прочитанного на занятии (приложение № 6)
3-неделя – пересказ знакомой сказки
4-неделя – рассказывание по памяти «Моя елка»
5-неделя - творческий рассказ на тему: «Как дети нашли ежа»
17.Рассматривание картины «Кошка с котятами» и рассказывание детей по вопросам воспитателя. Какая это возрастная группа?
18.План по рассказыванию на месяц во IIполугодии составлен следующим образом:
1-неделя – пересказ нового произведения «Умная галка» Л.Н.Толстого (приложение № 3)
2-неделя – составление описательного рассказа по картине
3-неделя – пересказ знакомой сказки
4-неделя – придумывание сюжетного рассказа по игрушкам: кукла, мяч, грузовик
Задание: решите кроссворд
По горизонтали:
1.Назовите тип монолога: связный рассказ о каких-нибудь событиях.
6.Связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
7.Осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
8.Чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и говорением другого.
10.Как называется речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
12.Какая функция осуществляется в двух формах – диалоге и монологе.
По вертикали:
2.Как называется заключительная беседа?
3.Функция, помогающая ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяющая и регулирующая нормы поведения в обществе.
4.Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
5.Логическое изложение материала в форме доказательства.
9.«Адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя и читателя»
11.Беседа, предваряющая получение новых знаний.
«Методика развития словаря »
Темы:
«Понятия, смысл, значение словарной работы»
«Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»
«Задачи и содержание словарной работы»
«Общие вопросы методики словаря»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Понятие развитие словаря
· Знать определение словарной работы
· Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
· Выделять задачи словарной работы
· Знать содержание словарной работы с детьми дошкольного возраста
· Знать принципы словарной работы
· Задачи и этапы работы с детьми в разных возрастных группах.
Литература основная :
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старших дошкольников //Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности. –М., 1986г.
2. Кабан Ж. Обогащение и активизация словаря детей в процессе трудовой деятельности / Д/в № 11, 1985г.
3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973г.
4. Логинова В.И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред.Сохина ФА.. –М., 1984г.
5. Логинова В.И К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых//Умственное воспитание детей дошкольного возраста. –Л., 1976г.
6. Савельева Н.П. Обогащение словаря в процессе трудового воспитания //Д/в 1969г. № 11
7. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред.Сохина ФА.. –М., 1984г.
8. Типовая программа воспитания и обучения детей в детском саду. –М, 2006г.
9. Е.И.Тихеева «Развитие речи детей»/раннего и дошкольного возраста/ - М., 1981г.
10. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. –М., 1994г.
11. К.Д.Ушинский «Родное слово» /книга для детей/
12. Яшина В.И. Некоторые вопросы методики словарной работы в средней группе детского сада // Вопросы дошкольной педагогики. –М., 1975г.
Литература дополнительная :
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.,.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. –М., 1981г.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. –М., 1984г.
4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973г.
5. Логинова В.И., Мишарина Л.А. Формирование представлений о труде взрослых //Дошкольное воспитание. – 1978. - № 10
6. Люблинская А.А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий // Очерки психического развития. –И., 1965г. -.393-412
7. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. – М., 1983г.
8. Эльконин Д.Б. Развитие словаря и грамматического строя речи // Психология детей дошкольного возраста. –М., 1964г. – с.134 – 147
«Понятия, смысл, значение словарной работы».
4.1 Продолжите определения:
Словарная работа – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие словаря – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2 Продолжите определение:
Слово – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.3 Заполните схему:
4.4 Продолжите определение:
Смысл – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.5 Когда ребенок может освоить значение слова, что для этого необходимо?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.6 На что направлена словарная работа в детском саду?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Особенности развития словаря детей дошкольного возраста».
4.7.Составьте схему, в которой будет отражен рост развития словаря ребенка от 1 до 7 лет.
4.8.Заполните таблицу:
Возраст |
Характеристика |
Первая ступень |
|
Вторая ступень |
|
Третья ступень |
|
Четвертая ступень |
|
4.9.Назовите особенности понимания значений слов дошкольников.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Задачи и содержание словарной работы».
4.10 Выберете правильный ответ:
«В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах…»
1 – М.М. Кониной 3 – В.И. Ядэшко
2 – Е. И. Тихеевой 4 – К.Д. Ушинского
4.11.Заполните схему:
4.12 Раскройте содержание словарной работы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Общие вопросы методики словарной работы».
4.13 Назовите принципы словарной работы. Что они определяют?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.14 Назовите две группы методов. Что включают в себя эти методы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Методика словарной работы в разных возрастных группах».
4.15 Ответьте на вопросы в соответствии со своей возрастной группой ДОУ.
______________________группа
-Какие задачи ставятся в словарной работе в данной возрастной группе?
-Укажите, особенности есть в речи детей данной группы (приведите примеры)
-Выделите основные этапы работы.
-Выделите требование, предъявляемые к занятию.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: решите кроссворд.
По вертикали:
1. Какой словарь усваивают дети при ознакомлении с названиями частей тела, лица; названиями игрушек, посуды, мебели, одежды.
4. Подберите синоним к слову «Дети» для младшей и средней групп.
5. Наиболее благотворный возраст для обогащения словаря детей.
6. Как называется развитие значений слов, представляющее по словам Л. С. Выготского «грандиозную сложность».
9. Содержание слова в речи, в определенном контексте.
10. Подберите синоним к слову «убегать» для старшей группы.
По горизонтали:
2. Метод, к которому Е. И. Тихеева сформулировала ряд требований.
3. Названия явлений неживой природы, растений, животных – какой словарь усваивают дети.
7. Сколько основных задач выделяют в словарной работе.
8. На владение каким запасом опирается свободная устная и письменная речь.
11. Что происходит в содержании детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром и обогащением словаря.
12. Что обеспечивает содержание общения.
«Формирование грамматического строя речи»
Темы:
«Грамматический строй родного языка, значение для речевого развития
детей»
«Особенности усвоение детьми грамматического строя русского языка»
«Пути формирования ГСР у детей»
«Диагностика уровня речевого развития детей»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Понятие «грамота», и ее значение
· Особенности усвоения ГСР детьми
· Определять периоды формирования ГСР
· Должен знать причины и устранение грамматических ошибок
· Знать методы и приемы по формированию ГСР
· Должен составлять диагностику по ГСР
Литература основная:
1. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Д/в № 9, 1993г.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. –М., 1981г.
3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // вопросы изучения детской речи. –М., 1961. – Ч.II. –Гл.XII. -.459-467
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М., 2006г.
5. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматической правильности речи // Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. –М., 1976.
6. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина. –М., 1984. –С.105-123
7. Тамбовцева А.Г. Формирование структуры предложений (средний дошкольный возраст) //Д/в №2, 1987г.
8. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей // Д/в № 2, № 3, 1988г.
9. Ядэшко В.И. развитие речи детей от трех до пяти лет. –М., 1966г
Литература дополнительная:
1. Калмыкова Л. Работа по формированию грамматического строя речи // Д/в « 1, 1982.
2. Лямина Г.М. Особенности грамматического строя речи у маленьких // Д/в № 8, 1968г.
3. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. _М., 1986г. –С.93-95
4. Федоренко Д.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
5. Эльконин Д.Б. Развитие речи //Психология детей дошкольного возраста. –М., 1974г.
«Грамматический строй родного языка, значение для речевого развития детей».
5.1 Продолжите определения:
Грамматика – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Морфология – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словообразование - это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Синтаксис - это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.2 В чем состоит значение ГСР?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.3 Овладение грамматическим строем, оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, почему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.4 Формирование грамматического строя происходит успешно при условии «правильной организации предметной деятельности» - докажите это высказывание. Приведите примеры.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Особенности усвоение детьми грамматического строя русского языка».
5.5 Почему процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный и связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.6 Отметьте возрастные особенности овладения синтаксической стороной речи.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.7 Отметьте и раскройте основные периоды формирования грамматического строя русского языка.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Пути формирования ГСР у детей».
5.8 Чем определяются пути формирования ГСР? Перечислите их.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.9 Какими факторами определяются грамматические ошибки школьников?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.10 Охарактеризуйте пути формирования ГСР.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.11 Перечислите этапы усвоения грамматических средств.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.12 Раскройте содержание занятий, направленные на обучение детей грамматическим навыкам.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.13 Перечислите и раскройте методы и приёмы формирования грамматически правильной речи.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.14 Как вы считаете, почему формирования ориентировки в звуковой форме слова является важным условием усвоения ребёнком грамматического строя языка?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Диагностика уровня речевого развития детей».
5.15 Составьте диагностику по уровню речевого развития детей по вашей возрастной группе.
Укажите: задание, цель, материал, критерии оценки, инструкцию к проведению, сводную таблицу уровня развития.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: решите кроссворд.
По вертикали:
1.Наука о строе языка, о его законах.
4.Один из ведущих приемов обучения грамматическим навыкам.
6.Назовите период предложений, состоящих из аморфных слов-корней в формировании грамматического строя русского языка по А.Н.Гвоздеву.
8.Образование детьми новых слов - это …….
9.Возраст, где основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов ( в, на, за, под, около) и глаголов.
По горизонтали:
2.Деятельность, в которой происходит усвоение грамматических форм.
3.Какое значение слова дает представление о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии.
5.Метод направленный на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования.
7.Одно из условий грамотной речи детей создание благоприятной ……..
«Методика воспитания звуковой культуры речи»
Темы:
«Понятие звуковой культуры речи, значение»
«Особенности усвоения ЗКР дошкольниками»
«Этапы обучения правильному звукопроизношению»
«Задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР»
«Методы и приемы обучения ЗКР»
«Диагностика по ЗКР в разных возрастных возрастах»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Понятие ЗКР
· Должен выделять разделы по ЗКР
· Определять значение ЗКР
· Знать особенности ЗКР в разных возрастных группах
· Определять причины речевых нарушений
· Определять этапы обучения ЗКР
· Выделять методы и приемы по обучению ЗКР
· Должен составлять диагностику по ЗКР
Литература основная:
1. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте. //Развитие речи и речевого общения дошкольников. –М., 1995.
2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка //Вопросы изучения детской речи. –М.. 1961.
3. Максаков А.И. Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи //Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина. –М., 1984.
4. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. –М., 1968.
5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. –М., 1994г.
8. Эльконин Д.Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте //Психология детей дошкольного возраста. –М., 1964.
Литература дополнительная :
1. Гвоздев А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка// вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. –М., 1987.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М., 2006.
4. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. – М., 1983
«Понятие звуковой культуры речи, значение».
6.1 Продолжите определение:
ЗКР - это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2 Почему воспитание ЗКР является одной из важнейших задач развития речи в ДОУ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.3 Заполните схему:
6.4 Составьте схему в которой будут отражены разделы по ЗКР?
6.5 Как вы считаете, что в первую очередь важно усвоить детям, линейные звуковые единицы или просодемы? Ответ обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.6 Раскройте задачи по ЗКР.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности усвоения ЗКР дошкольниками».
6.7 Выберите правильный вариант ответа:
«В педагогической и психологической литературе процесс овладения со звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста описан достаточно полно в работах…»
1 Д.Б. Эльконина 3. Ф. Фребеля
2 А.Н. Гвоздева 4. Я.А. Коменского
6.8 Составьте схему в которой будут отражены особенности ЗКР у детей разного возраста.
6.9 Каковы причины неправильности звукопроизношения у детей?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.10 Перечислите предпосылки для успешного формирования звуковой стороны речи детей.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.11.Почему речедвигательный аппарат имеет большое значение в произношении ребенка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Этапы обучения правильному звукопроизношению».
6.12 Воспользовавшись дополнительной литературой заполните таблицу:
Этап |
Название |
Характеристика этапа, работа на данном этапе |
I |
|
|
II |
|
|
III |
|
|
IV |
|
|
«Методы и приемы обучения ЗКР».
6.13 Назовите основные методы и приемы формирования правильного звукопроизношения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.14.Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа. Назовите их.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.15.Опишите структуру занятия по изучению одного звука:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.16.Заполните таблицу. Покажите отличие построения занятий в средней и старшей группах.
Возраст |
Структура занятия, приемы работы |
Средний дошкольный возраст (5 лет) |
|
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) |
|
Составьте картотеку упражнений на артикуляцию губ, щек, челюсти, языка.
«Диагностика по ЗКР в разных возрастных группах».
6.17 Составьте диагностику по ЗКР для своей возрастной группы.
Укажите: задание, цель, материал, критерии оценки, инструкцию к проведению, сводную таблицу уровня развития.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: решите кроссворд.
По горизонтали:
1.Этап предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи.
5.Понятие ЗКР включает в себя фонематическую и … правильность речи. 7.Определенная последовательность сочетания звуков, при котором оно становится словом и приобретает определенный смысл.
9.Под контролем чего формируется речь?
10.Выделение паузами, повышение голоса, большая напряженность и долгота произношения группы слов или отдельных слов.
13.Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, придающий речи различные оттенки.
14.Сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение и тембр речи.
По вертикали:
2.Надлинейные звуковые единицы (ударение, элементы интонации).
3. Причины речевых нарушений: прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией.
4.Сколько этапов включает в себя обучение звукопроизношению.
6.Ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
8.Деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
11.Внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.
12.Равномерное чередование ударных и безударных слогов.
«Методика ознакомления детей с художественной литературой»
Темы:
«Роль детской художественной литературы»
«Особенности восприятия детьми литературных произведений»
«Задачи и содержание ознакомление детей с художественной
литературой»
«Методика художественного чтения и рассказывания,
заучивание стихотворений»
«Использование художественной литературы вне занятий»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.
· Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
· Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
· Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
· Формы работы с книгой в детском саду.
· Методику художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей.
· Особенности восприятия содержания и формы поэтического произведения.
· Требования к отбору поэтических произведений, методику заучивания наизусть стихотворений, приемы обучения выразительному чтению стихов.
· Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.
Литература основная:
1. Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы //Д/в 1981г. № 3
2. Аникин В.П., Круглова Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. –Л., 1983г.
3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. –М., 1992г.
4. Еникеева В.А. Рассматривание иллюстраций в книге. //Система эстетического воспитания в детском саду. -М., 1962г.
5. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения //Избр.психолог.труды:В 2т. –М., 1986г.-Т.1
6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки., -М., 1976г.
7. Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания //Вопросы эстетического воспитания в детском саду. –М., 1960г.
8. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. –М., 1972г.
9. Панкратова З.Л. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми //Д/в № 1, 1974г.
10. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4-7 лет // Эстетическое воспитание в детском саду. –М., 1985г.
11. Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений //Д/в № 7, 1970г.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду. -М., 2006г.
13. Репина Т.А. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений детьми дошкольного возраста //Во Вопросы эстетического воспитания в детском саду. –М., 1960г.
14. Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду //В Вопросы эстетического воспитания в детском саду. –М., 1960г.
15. Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду. –М., 1972г.
16. Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой //Развитие речи детей дошкольного возраста. –М., 1984г.
17. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Творческий Центр «Сфера», -М., 2007г.
18. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. –М., 1961г.
Литература дополнительная:
1. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1970.
2. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду //Содержание обучения и воспитания детей в детском саду. – М., 1978г.
3. Жуковская Р.И. Чтение книги в детском саду. – М., 1955.
4. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1951.
5. Ладыженская Т. Загадки как средство развития, обучения и воспитания //Дошкольное воспитание . – 1976. - № 11.
6. Мельникова М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
7. Панкратова Л.Я. Обучение выразительному чтению наизусть и развитие выразительности и образности речи // Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.
8. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. – Кишинев, 1986.
«Роль детской художественной литературы».
7.1 «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» - В.А. Сухомлинский. Как вы понимаете эту цитату?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
72.Раскройте значение художественной литературы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.3. Назовите функции художественной литературы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Особенности восприятия детьми литературных произведений».
7.4 Какие три стадии выделила О.И. Никифорова в развитии восприятия художественного произведения?
1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.5 Когда появляется у ребенка интерес книге, как он проявляется?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.6.Заполните таблицу:
Возрастная группа |
Возрастные особенности восприятия |
Младшая |
|
Средняя |
|
Старшая |
|
«Задачи и содержание ознакомление детей с художественной литературой».
7.7 Какую цель ставит перед собой художественная литература?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.8 Раскройте задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.9 Перечислите критерии отбора литературы для чтения и рассказывания.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Методика художественного чтения и рассказывания, заучивание стихотворений».
7.10 Перечислите и раскройте основные методы и формы ознакомления детей с художественной литературой?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.11Какие существуют типы занятий по ознакомлению детей с художественной литературой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.12 Перечислите и раскройте сущность занятия по ознакомлению детей с художественной литературой (Сколько частей? Какие выдвигаются требования?). Методы и приемы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.13.Какова роль предварительной работы в ознакомлении детей с художественной литературой?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.14 Заполните таблицу:
Возрастная группа |
Воспитательные |
Образовательные |
Навыки |
младшая |
|
|
|
средняя |
|
|
|
старшая |
|
|
|
7.15 Составьте конспект занятия по ознакомлению детей с русской народной сказкой. Возрастная группа на выбор студента.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.16 Как вы считаете, что важно в дошкольном возрасте при заучивании стихотворений, точно передавать содержание произведения или учить воспринимать и оценивать и воспитывать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус? Свой ответ обоснуйте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.17. Какие задачи ставятся при работе с заучиванием стихотворений?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.18. Какие методические требования предъявляются к заучиванию стихов?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.19. Заполните таблицу:
Возрастная группа |
Особенности заучивания стихотворений |
Подбор произведений |
Методы и приемы |
Младшая |
|
|
|
Средняя |
|
|
|
Старшая |
|
|
|
7.20.Составьте конспект занятия по заучиванию стихотворения. Возрастная группа на выбор студента.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Использование художественной литературы вне занятий».
7.21 Какие задачи ставятся при использовании литературных произведений вне занятий?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.22 Каким образом должен быть организован уголок самостоятельной художественно- речевой деятельности детей?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.23 Как устроен уголок в вашей возрастной группе? Какие «+» вы можете выделить, укажите «-».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.24 Составьте диагностику по ознакомлению детей с художественной литературой.
Укажите: задание, цель, материал, критерии оценки, инструкцию к проведению, сводную таблицу уровня развития.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Подготовка детей к обучению грамоте»
Темы:
«Сущность подготовки к обучению грамоте»
«Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте»
«Ознакомление детей со словом»
«Ознакомление детей с предложением»
«Ознакомление со слоговым и звуковым строением слова»
«Подготовка к обучению письму»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Чем определяется сущность, задачи и содержание подготовки к обучению чтению и письму.
· Знать психологическую характеристику процессов чтения и письма.
· Знать основные направления работы по подготовке к обучению детей грамоте в детском саду.
· какие методические приемы применяются для ознакомления детей с линейностью и дискретностью речи
· Последовательность работы при ознакомлении детей со звуковым строением слова
Литература основная:
1. М.М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 1997г.
2. Белякова Г.П. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложений // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Подякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984г. – с.181-192
3. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. –М., 1978г., с.10-16, 21-52, 86-113
4. Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. – М., 1990г.
5. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте //Развитие речи детей дошкольного возраста. –М., 1984г. – с.161-173
6. Сохин Ф.А. Задачи развития речи //Развитие речи детей дошкольного возраста. –М., 1984г. – с.12-16
7. Типовая программа воспитания и обучения детей в детском саду. –М, 2006г.
8. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. –М., 1991г.
9. Тумакова Г.А. Формирование представлений детей о звуковой форме слова //. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Подякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984г. – с.192-202
10. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / Под редакцией А.В.Запорожца, А.П.Усовой. –М., 1963г. – с.213-227
11. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М. 1976г.
Литература дополнительная:
1. Архангельская Н.В., Карлсен Е.Г. О подготовке к обучению грамоте в детском саду //Подготовка детей в детском саду к школе. –М., 1955г.
2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. –М., 1983г.
«Сущность подготовки к обучению грамоте».
8.1 Продолжите определение:
Чтение – это ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.2 Что является основой для обучения грамоте детей? Ответ обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.3 Перечислите и раскройте какие показатели определяют уровень осознания речи и готовности к обучению грамоте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.4 «Формирование речевых умений и навыков и осознание явлений языка и речи - взаимосвязанные стороны единого процесса». Обоснуйте ответ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.5 Как называется метод обучения грамоте разработанный К.Д.Ушинским? В какой форме проходило обучение? В чем заслуга его методики?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.6. В конце XIX и начале XXвека последователи К.Д.Ушинского внесли усовершенствования в аналитико-синтетическийметод обучения грамоте. Какому варианту обучения они отдали предпочтение?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.7 Кто создал оригинальный метод обучения чтению в первом классе, способствующий формированию правильного отношения к звуковой основе языка?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.8 Раскройте сущность аналитико-синтетического метода в обучении грамоте, какой принцип лежит в его основе. (приведите примеры)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.9 Перечислите задачи обучения грамоте. С какой группы мы даем эти знания?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.10 Каково значение развития фонемного слуха и фонемного восприятия для овладения чтением и письмом, какие трудности могут возникнуть при отсутствии данных элементов?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.11 Перечислите периоды обучения грамоте. Сколько дней длится каждый период? Назовите основные задачи, которые ставятся в каждом периоде.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте».
8.12 С помощью предложенных дат, напишите становление обучения грамоте в России (до 1944, после 1944, 1950, 1962, 1970, 1984).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.13 Заполните таблицу:
Возрастная группа |
Задачи обучения грамоте по программе 1984 года |
Задачи обучения грамоте по программе 1985 года |
Вторая младшая группа |
|
|
Средняя группа |
|
|
Старшая группа |
|
|
Подготовительная группа |
|
|
«Ознакомление детей со словом».
8.14 Каких два основных момента можно выделить при формировании представлений о слове?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.15 С какой возрастной группы можно начинать знакомить детей с понятием «слово»? Приведите примеры.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.16 Составьте конспект по ознакомлению детей со словом . (возрастая группа на выбор студента)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Ознакомление детей с предложением».
8.17 При работе над ознакомлением с предложением надо ли его выделять из потока речи? Ответ обоснуйте, приведите примеры.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.18 Какие приемы используются для закрепления представлений о предложении:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.19.Как графически изображают предложение? Какая работа проводится в дальнейшем?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.20.Составьте конспект занятия по ознакомлению детей с предложением. Возрастая группа на выбор студента.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Ознакомление со словесным составом предложений.
8.21.С чего начинается обучение детей словесному составу предложений?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.22.Что лежит в основе обучения?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.23. Дайте определение линейности и дискретности речи?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.24.Какие приемы обучения используются на протяжении обучения?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Ознакомление со слоговым и звуковым строением слова».
8.25 Какое чтение предполагает первоначальное обучение грамоте? Почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
8.26 Раскройте методику обучения грамоте в работе по членению слов на слоги (что дается сначала, потом).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.27 Какие приемы используются в обучении ?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.28 Когда знакомят детей с понятием ударение?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.29 Какие упражнения можно предложить для закрепления ударного слога?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.30 Какую задачу необходимо решить при ознакомлении со звуковым строением слова?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.31 Заполните таблицу:
Возрастная группа |
Содержание обучения |
Младшая - средняя |
|
Старшая |
|
«Подготовка к обучению письму».
8.32 Выделите главные задачи подготовки руки к письму в подготовительной группе.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.33.Приведите упражнения для индивидуальной работы по подготовке к письму.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.34 Составьте диагностику по обучению грамоте детей.
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.35 Составьте перспективное планирование по обучению грамоте.
№ |
Дата |
Тема |
Содержание |
|
|
|
|
Задание: решите кроссворд:
По горизонтали:
4.Соединение звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения.
5.Какой принцип чтения лежит в основе звукового аналитико-синтетического метода обучения?
7.Какое восприятие, по мнению Д.Б.Эльконина необходимо в умении делать анализ звуковой стороны слова?
9.Любимый детьми жанр литературного произведения, который часто используется при знакомстве детей с буквами.
10.Сестра букваря.
13.Законченная мысль, высказывание.
14.Писатель, граф, составивший в 1874 году «Новую азбуку».
По вертикали:
1.Сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами.
2.Графическое изображение устной речи.
3.Чтобы вызвать интерес детей и активизировать их мыслительную деятельность на занятии по обучению грамоте, мы используем игру. В качестве чего она выступает в данной ситуации?
6.Для восприятия чего необходим фонематический слух?
8.В каком возрасте детей впервые знакомят с терминами «слово», «звук»?
11.Разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки.
12.Составная часть слова.
«Методическое руководство развитием речи детей в дошкольных учреждениях»
Темы:
«Роль заведующей в организации работы по развитию речи детей»
«Создание условий для правильного развития речи»
«Формы методической работы»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Условия для развития речи детей
· Планирование работы по развитию речи
· Развитие речи и обучение родному языку
· Уровень развития речи детей
· Руководство заведующей работой по развитию речи в детском саду
Литература основная:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. –М., 1981г
2. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулва В.И. Заведующий дошкольным учреждением. –М., 1984. –С.20-24
3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобатина И.И. Воспитатель-методист детского сада. –Минск,1975г.
4. ЛахтерС., Бородич А.М. Организация методической работы по развитию речи в детском саду //Д/в № 10, 1971.
«Роль заведующей в организации работы по развитию речи детей»
9.1.Какова роль заведующей и старшего воспитателя в руководстве работой по развитию речи.?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.2.Назовите задачи методической работы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.3.Что необходимо знать администрации детского сада для решения поставленных задач?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Создание условий для правильного развития речи»
9.4.Какие гигиенические условия необходимо создать в детском саду для правильного развития речи?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.5.Назовите требования, которые предъявляются к речи взрослых.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.6.Что оценивает заведующая /старший воспитатель/ при анализе речи воспитателя?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.7.Назовите пути совершенствования речи взрослых, работающих с детьми.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.8.Какие пособия необходимы для развития речи детей? Где они хранятся?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Формы методической работы»
9.9 В какой форме осуществляется контроль и методическая помощь воспитателям?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.10.Назовите пути повышения уровня знаний и мастерства воспитателей.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.11.Какие формы работы проводятся для пропаганды знаний по развитию речи детей среди родителей?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.12.Назовите основные направления работы старшего воспитателя по развитию речи.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.13.Как проводится работа по изучению и распространению передового опыта?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.14.Существует несколько видов инспекторско-методической проверки детских садов. Назовите их.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.15.С учетом чего составляются вопросы по развитию речи при проведении тематической проверки7
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.16.Составьте примерную схему акта тематической проверки по методике развития речи.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение
Приложение № 1.
Л. Толстой
Пожарные собаки.
(Быль)
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть.
Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; её звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина.
Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба.
Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали её - не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и вскоре выбежала с чем-то в зубах.
Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Приложение № 2
Л.Толстой
У Розки были щенки.
У Розки были щенки на дворе, на сене. Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке, и Розка снесла щенка во рту на место.
Приложение № 3.
Л.Толстой
Умная галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. А в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
Приложение № 4.
Приложение № 5.
Я. Тайц
Кубик на кубик.
Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую
башню.
Прибежал Миша: - Дай башню!
-Не дам!
- Дай хоть кубик!
- Один кубичек возьми.
Миша протянул руку - и хвать самый нижний кубик! И вмиг - трах-трах-рах! - вся Машина башня раз-
ва-
ли-
лась!
Приложение № 6.
М. Пришвин
Ёж.
Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
- А. ты так со мной! - сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал - ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт уменя и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе, наконец, место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу, и здравствуйте! - ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу; что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная поляна.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу - какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел. Шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.
Я подпустил облака и спрашиваю:
- Что тебе ещё надо?
Ёжик не испугался.
- Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять вылью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.
- Ну, иди, иди ... - говорю. - Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода ...
Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется - и я двину, да так и сошлись.
- Пей, - говорю окончательно.
Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё
приговариваю:
- Хороший ты малый, хороший! Напился ёж, я говорю:
- Давай спать.
Лёг и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.
Зажигаю свечу - и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит - на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко - выпьет, то булочки дам - съест.
Приложение № 7.
Я. Тайц
Кубик на кубик.
Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую
башню.
Прибежал Миша: - Дай башню!
-Не дам!
- Дай хоть кубик!
- Один кубичек возьми.
Миша протянул руку - и хвать самый нижний кубик! И вмиг - трах-трах-рах! - вся Машина башня раз-
ва-
ли-
лась!
Приложение № 8.
Таблица анализа речевого занятия
Название занятие _______________________________________
Тип занятия____________________________________________
Дата проведения________________________________________
Место проведение_______________________________________
|
Задание студенту |
Характеристика |
I Общие вопросы |
Укажите программное содержание занятия (образовательные, развивающие, воспитательные задачи)
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Соответствует ли программное содержание возрастной группе?
|
__________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Оцените развивающее и воспитывающее значение занятия
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________ |
II Готовность воспитателя
|
Оцените общую готовность воспитателя к подготовке занятия
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ |
|
Опишите оборудование, выбор места (зоны) занятия
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Оцените подбор наглядных пособий и целесообразность их использования, соблюдение гигиенических и педагогических требований
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
III Организация занятия
|
Оцените организационную структуру занятия: последовательность дозировка соответствие частей |
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
IV Методическое обеспечение занятия
|
Опишите использование приемов и методов речевого развития детей |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Опишите частоту смены деятельности
|
__________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Использовался ли индивидуальный подход?
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Опишите приемы активизации детской деятельности.
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Использование и количество раздаточного материала
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
V Познавательная деятельность детей |
Владеет ли группа навыками связной речи?
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Опишите интерес детей к занятию
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Речевая активность детей |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
VI Общая характеристика качеств воспитателя
|
Оцените: - прогностические - организаторские - коммуникативные - аналитические - гностические умения педагога |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
VII Оснащенность группы методическим материалом |
Наличие методической литературы по различным видам занятий |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Наличие дидактических и методических материалов |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Подборка развивающих и дидактических игр, их соответствие возрасту |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
VIII Оценка результатов занятия
|
Соответствует ли результат поставленным программным задачам |
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Опишите эмоциональное состояние детей
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Длительность занятия |
____________________________________________________________________________________________ |
|
Ваши предложения пожелания, укажите достоинства занятия, какие на ваш взгляд существуют недостатки, что бы изменили. |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |