Особенности проектирования рабочей программы
педагога детского сада
Крылова Марина Михайловна,
ГБДОУ Центр Развития Ребенка д.с №37
Приморского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа воспитателя состоит:
1. Целевой раздел Пояснительная записка
Рабочая программа воспитателя должна быть разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательное учреждение - в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Положением о рабочей программе ГБДОУ детского сада.
Программа разработана с учетом требований нормативных документов:
- Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.;
- Конституция РФ от 12.12.1993г. (с изм. и доп.);
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года);
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1. 3049-13 №26 от 15.05.2013г.;
- Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения .
- Основная образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательное учреждение детский сад.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников.
В программе прописывается: цель программы, а также возрастные особенности детей, планируемые результаты освоения программы
2.Следующий раздел: содержательный раздел, в него входит содержание образовательного процесса. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Так же программа должна включать парциальные программы и технологии, например такие как:
1.«Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова) Цель: развитие творческого слышания музыки, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. 2.Программа «Поликультурное детство» (Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.) Цели и задачи программы: Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры. 3.«Основы безопасности детей дошкольного возраста»(Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева) Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение 4.«Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет.Сауко Т.Н., Буренина А.И. Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. 5.Педагогическая система Фридриха Фребеля. Цель - целостное, всестороннее, гармоничное воспитание человека. Центром данной педагогической системы является теория игры. По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. 6.Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников(Николаева С.Н.) Цель: формирование осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомиться в дошкольном детстве. 7.Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина) Цель:Программа эстетического воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного – как классического, так и народного, театрального), осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной. 8. Программа «Гармония» - для детей от 3-х до 7-ми лет, по всем основным видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, музыкальному движению, пению, игре на детских музыкальных инструментах и музыкальной игре-драматизации. Авторы: К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан. Программа «Синтез» - для детей от 4-х до 7-ми лет, по слушанию музыки на основе синтеза искусств: музыки, изобразительного искусства и художественной литературы. Авторы: К.В.Тарасова, Т.Г.Рубан, М.Л.Петрова, Т.М.Шумова, О.Л.Кабачек. Программа «Малыш» - для детей от 2-х до 3-х лет, по всем видам музыкальной деятельности. Автор: В. А.Петрова. Цель: эта система включает: эмоциональную отзывчивость на музыку, сенсорные музыкальные способности (музыкальный слух и чувство музыкального ритма), музыкальное мышление и музыкальную память.И т.д. Необходимо указать перечень художественной литературы для прочтения детям.Далее прописываются Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. 3. В организационном разделе прописываются: 1.Особенности организации режимных моментов 2.Структура реализации образовательного процесса в возрастной группе(сетка непосредственно образовательной деятельности, сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах, сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах). 3. Примерный перечень традиционных событий, праздников, мероприятий. Для реализации программы нужно методическое обеспечение образовательного процесса( литература), необходимо расписать особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. В ПРИЛОЖЕНИИ: характеристика группы, подгруппа детей, требующих дополнительного педагогического внимания по образовательным областям с учетом ФГОС.