Роль устного народного творчества
в воспитании ребенка
Тюряева Юлия Викторовна
Детский фольклор имеет особую педагогическую ценность, он является отражением традиционной русской народной культуры. Произведения устного народного творчества помогают формировать любовь к семье, к родной земле и красоте ее природы, то есть пробуждают в ребенке начало чувств патриотизма. Через устное народное творчество ребенок приобщается к культуре своего народа, получает оней первые представления, устанавливает связь между прошлым и современностью.
Родители - первые участники игр своих малышей. Чем активнее их общение с ребенком, тем быстрее он развивается. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.Н.Сухомлинский называл сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующий образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок.
Потешка развлекает и развивает малыша. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, стишки потешки очень выручают в таких случаях. Потешки для маленьких помогают настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить, развеселить ребенка практически в любой ситуации. Ласковые слова потешек волшебно действуют на кроху сами посебе, а если их произносят ласковым нежным голосом - эффект усиливается вдвойне.
Не плачь, не плачь, детка
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Тебе для потешки.
Если будешь плакать -
Дадим рваный лапоть.
Или:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дадим тебе три.
Или:
У волка - боли.
У зайца - боли,
У медведя - боли,
У митеньки заживи!
И вот любимое чадо уже снова веселится и играет.
Родители знают, как бывает иногда непросто уложить малыша спать. Испокон веков известно универсальное "снотворное" для детей и взрослых - колыбельные песни. Наши предки не зря считали, что воспитание ребенка берет свое начало с колыбельных.
Пение колыбельной должно помочь ребенку поскорее заснуть, поэтому мелодии в песнях однообразные, зачастую монотонные. При этом ребенку не важно, какой у мамы музыкальный слух, достаточно ли красив голос, он все равно проявляет лишь реакцию на тембр голоса, на мягкое исполнение, на лирическое звучание.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми и взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком:
Наша Маша маленька, на ней шубка аленька,
Опушка бобровая, Маша чернобровая...
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к двигательной деятельности:
Коленька, хороший,
Коленька, пригожий,
Пройди по дороженьке,
Топни, Коля, ноженькой!
Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи. Его черты характера.