Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коррекционная работа по профилактике дисграфии
у дошкольников

(из опыта работы, часть 1)

Сумарокова Ольга Владимировна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №12
Кировского района Санкт-Петербурга

Под термином ДИСГРАФИЯ понимается трудности формирования навыка письма. Наличие  с т о й к и х   специфических ошибок – это основные симптомы дисграфии. К таким ошибкам  относятся: пропуски гласных и согласных букв, перестановки букв в словах, перестановки и выпадение слогов и т.п., обусловленные несформированностью фонематического восприятия и, связанного с ним, анализа и синтеза.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что дети не различают фонемы родного языка. На письме это выражается в смешениях и замена, а также не умении правильно применять на письме некоторых грамматических правил, например: множественные ошибки в написании предлогов, приставок и союзов.

Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи  приводит к аграмматизму. Дети допускают грубые ошибки в словообразовании и  словоизменении.  Это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Дети не могут  согласовывать прилагательные с существительными  в роде, числе и падеже, существительные с числительными, неправильно подбирают падежные формы существительных в словосочетаниях «глагол-существительное».

Понятие готовности овладения письмом включает созревание некоторых неречевых функций: пространственно-временных ориентировок, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти. Более глубокие исследования показали, что нарушения чтения и письма основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности всех сторон устной речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Немаловажно у таки детей нарушение анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности.

Отсюда – профилактика дисграфии  имеет целью воспитание сложного единства, включающего представление об акустическом, артикуляционном и оптическом образе слова. Специфические ошибки письма при отсутствии логопедической работы, сохраняются, и дисграфия осложняется дисорфографией.

Дефективные или незрелые функции могут быть компенсированы только  при обеспечении совершенствования всех анализаторов, участвующих в акте письма. Следует обратить внимание, что готовность к овладению письмом не исчерпывается развитием всех сторон устной речи, а включает также созревание некоторых не речевых функций, как например пространственно-временных дифференцировок, что, несомненно, делает задачи логопедической работы по предупреждению нарушений письма более обширными.

Очень часто дети с нарушениями речи страдают и нарушениями зрительного восприятия, оптико-пространственного представления, испытывают трудности оптического и пространственного анализа, имеют недифференцированное представление об оптических формах.

Всю работу по профилактике дисграфии я провожу в несколько этапов. Для оптимального усвоения материала я делю детей на подгруппы, в которые подбираются дети, сходные по дефекту и уровню развития.

На 1 этапе для развития зрительного восприятия я предлагаю детям следующие задания, распределенные по степени усложнения:

  1. 1. Назвать силуэтное изображение предмета.
  2. 2. Назвать контурное изображение предмета.
  3. 3. Назвать контурное пунктирное изображение предмета.

Большое внимание уделяю уточнению представлений детей о форме, величине и цвете. Для решения этой задачи я предлагаю следующие задания:

-  детям даются фигуры, выполненные из разноцветного картона различные по форме и величине, затем карты с расположенными в ряд или хаотично фигурами различными по цвету, величине и форме. Детям предлагается подобрать фигуры:

а/  одного цвета;

б/ одной величины;

в/ одной формы;

г/ одного цвета и величины;

д/ одного цвета и формы;

е/ одной формы и величины;

ж/ одинакового цвета, формы и величины.

Упражнения  в определении последовательности в пространстве и времени я начинаю над уточнением и осознанием детьми схемы собственного тела, определения направления в пространстве и на листе бумаги.

Я тренирую детей в определении и запоминании последовательности предметов. Необходимо научить детей запоминать последовательный ряд предметов, расположенный слева направо, т.к. такие тренировки необходимы для последовательного перемещения руки и взгляда в заданном направлении. Ведь  последовательному анализу звуков и букв в словах способствуют движение и взгляда, и руки, и проговаривание, т.е. и зрительные, и слуховые, и моторные раздражители.

Хотя дети достаточно легко овладевают различием правой и левой руки, развитие пространственных и речевых ориентировок происходит значительно позднее. Ориентировка детей в окружающем пространстве происходит в определенной последовательности. Поэтому, на 1 этапе работы я последовательно  уточняю дифференциацию правой и левой частей тела ребенка:

а/ покажи руку, в которой держишь ложку, карандаш и т.д., назови ее;

б/ возьми в правую (левую) руку карандаш, игрушку;

в/ покажи правой рукой правый глаз, ногу и т.д.(соответственно левой);

г/ назвать какую руку поднял ведущий, первоначально стоя спиной к детям, затем лицом к ним;

д/ найти у куклы (мишки) правую(левую) руку(лапу) и т.п.;

е/ найти на картинке у куклы (мальчика, цыпленка) правую(левую) руку(крылышко) и т.п.,

ж/ правую руку поднять, а левую в сторону; в правую руку взять кисточку, а в левую картинку; прыгнуть один раз на левой ноге и два раза на правой и т.п.

Дети, как правило, без особенных трудностей усваивают весь этот материал, данный в поступенном  последовательном усложнении. Исключение составляют дети с леворукостью или скрытым левшеством, они безусловно требуют дополнительных индивидуальных занятий по уточнению дифференциации правой и левой частей тела.

Для развития зрительного и пространственного праксиса, на всех этапах работы, а также в свободных играх детей, я постоянно и широко использую различные геометрические мозаики с выкладыванием предметов из различных геометрических форм различной величины (по показу, по памяти, по предложению логопеда и с предварительным анализом). А также выкладывание предметов палочками, спичками; выкладывание разрезных картинок, кубиков, вырубных картинок.

К этому разделу работы можно подключить  и различные игры на зрительное внимание: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Выбери нужное», «Отгадывание с подсказками» (отгадки на картинках, нужно выбрать правильную).

Работа по предупреждению дисграфии на фонетическом уровне предполагает постановку и автоматизацию всех дефектных групп звуков, уточнение произношения остальных звуков, их дифференциация.

Я начинаю эту работу с уточнения произношения гласных звуков. Сначала уточняется с детьми артикуляция гласных звуков первого ряда, затем я учу детей узнавать гласные звуки по беззвучной артикуляции, затем выделять гласный звук из ряда согласных и гласных звуков, а потом уже из ряда слогов.

Выделение гласного звука в конце слога вызывает у детей сложности, особенно у детей слабой подгруппы, т.к.  стержнем его является согласный, поэтому гласный воспринимается не как самостоятельный звук, а как оттенок звучания согласного звука.

Поэтому на 1 этапе работы функции фонематического анализа я формирую в следующей последовательности:

  1. 1. Выделение гласного из обратного слога.
  2. 2. Выделение гласного из прямого слога.
  3. 3. Выделение гласного в начале слова в ударном слоге.
  4. 4. Выделение гласного в начале слова в безударном слоге.
  5. 5. Выделение гласного в конце слова.
  6. 6. Выделение гласного в середине слова в словах из 3-х звуков (мак, сон).

Такая же последовательная работа проводится и согласными звуками. Но  для детей с тяжелыми нарушениями речи вычленение согласного звука вызывает определенную трудность, т.к. разложить слог на составляющие его части представляет для них большую сложность. Чем больше слиты в произношении гласный и согласный звуки, тем сложнее протекает звуковой анализ.

Для лучшего усвоения этого материала я использую следующие игры-задания:

  1. «Что в корзинке лежит?», «Кто в домике живет?» и т.п. – отобрать картинки на определенный звук.
  2. «Выбери подарки для Маши» - отобрать картинки, в названии которых заданный звук в начале слова.
  3. 3. «Закончи слово» - дополнить слово нужным звуком, например: ра, ла…, ма .

У детей подготовительного к школе возраста по мере изучения звуков, я начинаю работать и с буквами, давая детям представление о графическом изображении звука. Таким образом, уже на 1 этапе работы звук «завязывается» с соответствующей буквой и поэтому при выполнении игр-заданий, я прошу детей показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

На 1 этапе работы я даю детям понятие «слог», т.к. нарушение функций анализа и синтеза, чаще всего сопровождаются несформированностью слогового анализа и синтеза. Чтобы научить детей чтению и письму, необходимо научить детей делить слова на слоги и соединять звуко-буквы в слоги.

Я заметила, что сложность слогового анализа слова во многом зависит от характера слогов, составляющих слово. Чем более слиты в произношении звуки слога, составляющие его, тем легче выделить его из слова. Поэтому дети легче выделяют открытые слоги и с трудом выделяют закрытые. Закрытый слог более труден в произношении, потому что звуки составляющие его менее слитны в произношении и более независимы друг от друга, поэтому выделить закрытый слог из слова труднее. В процессе деления слова на слоги дети представляют один слог как два (ро-т, а-р-буз, ме-л…).

Поэтому в работе по развитию слогового анализа и синтеза я уделяю особое внимание выделению закрытого слога, как единого целого.

Развитие слухового анализа основывается на умении выделять гласные звуки слова. Для этого я провожу работу по дифференциации гласных и согласных звуков. Для закрепления дифференциации используются символы звуков - красные, синие и зеленые кружки (квадраты и др.) При дифференциации гласных и согласных звуков дается представление о самих звуках, об их основных признаках и различиях. Дети уточняют, что эти звуки отличаются по способу артикуляции и характере звучания.

Работая над слоговым составом слова, дети должны усвоить основное правило – в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранять и предупредить пропуски гласных звуков или их добавление. Усвоение действий слогового анализа слова и  фонематического анализа слога, а также навык чтения с ориентировкой на последующую гласную, служит предпосылкой слитного чтения и способствует устранению побуквенного чтения.

Чтобы избежать побуквенного чтения, нужно, чтобы ребенок, в процессе чтения, ориентировался на гласную открытого слога, а затем произносил слог слитно.

Закрепление действий слогового анализа и синтеза на 1 этапе проводится с помощью следующих упражнений:

  1. 1. Повторить заданное слово по слогам и сосчитать количество слогов.
  2. 2. Разложить картинки в два ряда, в зависимости от количества слогов.
  3. 3. Прослушать и повторить ряды слогов.
  4. 4. Выделить(хлопком и пр.) и проговорить правильное слово из ряда слов (ба-нан, ба-пан, ва-нан, ба-нан, па-нан).

Упорядочение грамматического строя речи имеет большое значение в работе по преодолению речевого недоразвития дошкольников. С этой целью необходимо сформировать у детей систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка. Я стараюсь научить их правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами, выражающиеся в грамматических категориях рода, числа и падежа.

Работая с детьми на 1-ом этапе над усвоением категории числа, я использую различные дидактические игры:

  1. «Поставь правильно» - магнитная доска делиться на две части, на одной закрепляются картинки с изображением  одного предмета, на другой – много. Дети проговаривают: «Сюда я поставлю стол, а сюда – столы» и т.д.
  2. «Покажи нужную картинку» - у детей по две картинки, по просьбе логопеда дети показывают нужную и проговаривают: «Это дом, а это дома».
  3. «Куда что нужно - логопед предлагает детям, глядя на картинки, изменить слово, поставив его во множественном числе, например, отвечая на вопрос что нужно для дома, что – для детского сада (шкаф - шкафы).
  4. 4. Лото – карточку получает тот, кто правильно согласует существительное с числительным: «У меня два жука». «У меня пять бабочек».

Я добиваюсь, чтобы дети овладевали грамматическими формами и синтаксическими структурами языка в единстве с их значением. А это возможно только при условии создания речевых грамматических автоматизмов. Без этого использование речи, как средства коммуникации, крайне затруднено.

Овладевать грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими его элементами рекомендуется в практическом плане, без употребления терминов. Так при прохождении темы: «Согласование существительных в роде, числе и падеже» я провожу следующие дидактические игры:

  1. «Помоги» - дети помогают медвежонку и кукле определить свои вещи – «Мой бантик(к), моя ленточка(м)»…
  2. 2. «Добавь слово» - я читаю детям предложение, а они добавляют слово - «он», «она», или «оно»:  «Вот огурец, … зеленый», «Вот дыня, желтая».
  3. 3. «Опиши предмет» - выставляются опорные картинки-схемы (цвет форма, величина, какой на ощупь и на вкус) и предлагается описать различные предметы – банан, ложка, книга.
  4. 4. «Слушай внимательно, ответь правильно» - читается текст, например: «В семье было двое детей. Их звали Саша и Саша. Вечером они рассказывали маме, что делали днем. Саша говорила: «Я играла, рисовала, помогала бабушке». Саша говорил: «Я играл, рисовал, помогал бабушке». А теперь ответь на вопросы: «Кто был Саша? Кто была Саша? Что делал Саша? Что делала Саша?»
  5. 5. «Маша(Миша) - повторяшка» - перечисляется, вначале  с опорой на картинки, а затем устно, что делает Миша, дети же перечисляют действия, которые «повторяет» за ним Маша.

Изучение темы: «Глагольное управление существительными» я осуществляю на примере речевых образцов, по аналогии с которыми происходит составление других словосочетаний и предложений. Можно использовать следующие дидактические игры:

  1. 1. «Закончи предложение по вопросам» - Врач лечит (кого?) Повар варит (что?)
  2. 2. «Ответь на вопрос полным предложением» - Кого боится мышка? Что тает весной?
  3. «Передай подарок» - дети садятся полукругом и передают друг другу различные предметы со словами: «Я передаю книгу Тане» и т.д.

Также я использую нижеперечисленные упражнения, которые необходимы при изучении тем: «Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов» и «Предлоги»

  1. 1. «Назови ласково» - У куклы кровать, а у куколки -
  2. «Сумей сказать наоборот» - предлагаю не то, что нарисовано на картинке, а наоборот.
  3. «Кто чей детеныш?» - Козленок детеныш козы.
  4. «Зоологическое лото» - дети группируют картинки и образуют фразы: «Лиса и лисенок живут в лесу»
  5. «Мои братья гном и великан» - детям предлагается образовать различные формы слова по картинкам (нога ножка, ножища)

Для усвоения падежных окончаний я включаю в занятия на 1 и 2-м этапе следующие игры:

  1. Родительный падеж

а) «Чего нет?», «Кого нет?» - с детьми, с игрушками, с картинками.

б) «Желание» - натуральные продукты или картинки. Я начинаю фразу. Дети заканчивают: «Я съем кусочек …» - помидора, яблока, сливы.

в) «Верни вещь хозяину» - собираются у детей мелкие вещи, ведущий должен сказать: «Это машинка Вовы. Это бантик Светы».

2. Творительный падеж

а) «Кто чем работает?»

б) «Кто с кем работает?»

в) «С чем корзина?»

г) «Кто за кем стоит?»

3. Дательный падеж

а) «Кому дать?» - игра-хоровод

б) «Мы дежурим» - задаю вопрос: «Кто будет подметать?», или  «Что будет делать Оля?»

4. Предложный падеж

а) «Прятки» - прячется игрушка, дети проговаривают: «Мишка прячется под столом». «Мишка спрятался в коробке».

б) «Где мы были, что видали?» - на магнитной доске большая картина с изображением леса или моря, или зоопарка... У детей маленькие картинки по темам. Даю задание:  «Сегодня пойдем на прогулку в лес. Выберите по две картинки. Что вы в лесу видели?». Дети отвечают: «Я видел в дупле белку, под деревом грибы…»

Сложный процесс обучения чтению и письму особенно труден для детей с нарушением речи, поэтому свою работу я строю так, чтобы предупредить нарушения письменной речи будущих учеников.

На 2 этапе занятий по предупреждению дисграфии у детей речевой группы детского сада я продолжаю работу по всем разделам.

Для продолжения работы по развитию зрительного восприятия я предлагаю детям следующие задания:

  1. 1. Назвать недорисованное изображение предмета, дорисовать его.
  2. 2. Назвать изображение предмета сквозь графический шум, обвести его (можно использовать кальку).

На 2 этапе, в процессе этой работы детям даются задания на узнавание букв, т.к. одним из обязательных компонентов чтения и письма является процесс опознания изображенных букв и их сочетаний. Этот процесс зависит не только от  зрительного восприятия и узнавания буквы, но и от речедвижения, следовательно у детей с нарушением речи он обычно задерживается.

Даже в тех случаях, когда тот или звук уже поставлен, соответствующая буква может опознаваться или произноситься то верно, то неверно. Т.к. связь «звук-буква» остается еще недостаточно четкой.

Поэтому по мере «завязывания» звука с буквой, детям подготовительной к школе группы я предлагаю:

  1. 1. Назвать пунктирное изображение буквы.
  2. 2. Определить правильные и ложные (зеркально изображенные) буквы.
  3. 3. Назвать букву по фрагментарному ее изображению, дорисовать ее.
  4. 4. Узнать букву сквозь графический шум, назвать и обвести ее (можно использовать кальку).

У детей страдающих леворукостью или скрытым левшеством, определение правильной и зеркально изображенной буквы всегда возникают большие трудности и требуют дополнительных индивидуальных занятий в течении всего года.

Далее, на 2 этапе работы,  я предлагаю детям более сложные задания – выделение одного из членов звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Такие упражнения создают предпосылки для воспитания оппозиционного анализа звуков в составе слова.

Но развитие пространственных представлений происходит у ребенка на основе дифференциации правых и левых частей тела, в первую очередь рук. В результате преобладающих неоднократных действий правой руки в коре головного мозга вырабатываются условные двигательно-зрительные связи. Которые способствуют выделению правой (либо левой) руки как ведущей, т.е. в основе формирования пространственных ориентировок лежит механизм образования временных связей.

На 2 этапе я перехожу к работе над ориентировкой ребенка в окружающем пространстве, одновременно уча детей ориентироваться на листе бумаги.

а/ назвать предметы, находящиеся в комнате справа и слева от тебя;

б/ назови, то что нарисовано на правой от тебя картинке, что на левой;

в/ подними правой рукой картинку, которая лежит слева от тебя, левой рукой подними игрушку, которая лежит справа от тебя;

г/ скажи, что нарисовано в центре картины/ справа, слева и т.д.

д/ «Летающая бабочка» по заданию логопеда(ведущего) бабочка «садиться» на изображенный на карточке цветок - верхний слева, нижний справа, центральный (середину) и т.д.;

е/ выкладывание геометрического узора по словесной инструкции, например: «Положи в цент треугольник, справа от него овал и т.п.

На 2 этапе,  я продолжаю работу по фонематическому анализу слова, слога, звука. Для улучшения выделения и дифференциации гласных звуков, я предлагаю детям следующие задания:

  1. 1. Назвать различные звуки в словах, типа бык-бок.
  2. 2. Выделить (назвать) гласный звук в словах, типа ум, лоб, бра.
  3. 3. Выделить гласный звук из слова и положить соответствующую букву разрезной азбуки (подготовительная группа).
  4. 4. Разложить картинки под определенным сочетанием гласных звуков, например, на сочетание двух пар гласных звуков У-А и А-У даются картинки «луна» и «рыба».

На 2 этапе очень большая и последовательная работа продолжается и с согласными звуками. Для отработки умения выделить звук из слова я предлагаю детям следующие задания:

  1. 1. Отобрать картинки, в названии которых заданный звук стоит в начале, в конце, в середине слова.
  2. 2. Слуховые диктанты: устные - когда надо поднять цветной кружок на определенный звук, и письменный когда при наличии определенного звука пишется в тетради плюс, а при отсутствии минус.
  3. 3. Дополнить предложение картинками, в которых есть определенный звук: «Весной на грядках ты посадишь …».
  4. Определить место звука в слове (положить цветной кружок в начало, середину, или конец слова-схемы).

Самой сложной формой фонематического анализа является определение количество, последовательность и место звука в слове. Работа по формированию этих навыков должна проводиться постоянно. Определение последнего согласного в слове проводится сначала на материале закрытых слогов, затем – в 3-х звуковых словах, типа «дом», «рак».

Развитие фонематического анализа основывается  на уже сформированных навыках выделения первого и последнего звуков из слов. Я предъявляю ребенку картинку, слово-название которой нужно проанализировать, и, одновременно, предъявляю графическую схему, состоящую из определенного количества клеток, по числу звуков в слове. По мере выделения звуков в слове, ребенок заполняет схему символами звуков. Заполненная схема представляет модель звукового строения слова. Ребенок моделирует последовательность звуков в слове.

Использование картинок и графических схем на данном этапе облегчает задачу, так как напоминает ребенку, какое слово анализируется, а графическая схема служит  контролем правильности выполнения задания. Если одна из клеточек оказывается не заполненной, ребенок видит, что он выполнил задание не верно.

Для того, чтобы усилить контроль за усвоением функций звукового анализа и синтеза на этом этапе я ввожу, сначала на занятиях, а затем рекомендую для регулярного проведения воспитателями в группе, дидактическую игру «Угадай слово» - дети устно отвечают, какое слово получится, если соединить звуки, например:  У, Х, А; К, О, Т; Д, О, М.

В логопедической работе я большое внимание уделяю дифференциации твердых и мягких согласных звуков, так как особенно стойкими являются трудности  обучения чтению слогов и слов с мягкими согласными. Для проработки этой темы я использую следующие задания:

  1. «Слуховой диктант» - поднять синий кружок, если услышишь твердый согласный звук и зеленый, если услышишь мягкий согласный звук, сначала из ряда согласных звуков, затем слогов и слов.
  2. 2. Разложить картинки на две группы, в одну сторону слова с мягкими согласными звуками, в другую – с твердыми(д/и «Наведи порядок», «Волшебные коробочки»).
  3. 3. Придумать слова с заданным мягким или твердым согласным звуком.
  4. 4. Заменить, в предлагаемых словах, твердый согласный звук на мягкий или наоборот, назвать вновь получившееся слово, сравнить значение этих слов. Эту игру можно проводить и с мячом (Мила - мыло; нос - нес).
  5. 5. Составить предложения со словами типа: угол уголь, брат брать.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»