Рекомендации для родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций
Спят усталые игрушки…
Когай Лилия Борисовна,
воспитатель ГБДОУ д/с №126
Невского района Санкт-Петербурга
Актуальность
Проблема привлечения детей к уборке игрушек возникает, как дома у родителей, так и в детском саду, особенно у воспитателей, работающих с детьми раннего возраста.
Как сделать так, чтобы уборка игрушек не стала тяжелой, нелюбимой работой, а превратилась в занимательную игру?
Цель
Помочь родителям и педагогам.
Задача
Выбрать лучший способ привлечения детей к уборке игрушек.
Содержание
Сколько раз мы повторяем:
-Дети, давайте уберем игрушки!
Пока контролируешь одного - второй продолжает высыпать кубики из корзины, только настроишь на рабочий лад второго, глядь - а первый уже преспокойно играет машинкой, которая так и не доехала до «гаража». Уж не говоря о тех случаях, когда ни тот, ни другой не слышит настойчивых призывов воспитателя... И, тем не менее, существует великое множество способов убрать все эти машинки, солдатиков, роботов, животных и прочие предметы для игр.
И тут, конечно, каждая мама или воспитательница примеряет роль психолога, артиста, или даже волшебника. И старается найти самый лучший вариант.
СПОСОБ ПЕРВЫЙ. «Хочешь сделать хорошо - сделай сам!»
Конечно, такой способ вам покажется самым простым! Можно просто взять и собрать игрушки самому. Именно так некоторые и предпочитают поступать. Дети разбрасывают, взрослые собирают! А так как основная деятельность в дошкольном возрасте - это игра, то история будет повторяться раз за разом.
Недостаток данного способа в том, что ребенок искренне удивиться, когда вы однажды попросите все же его заняться таким непривычным делом, как уборка игрушек.
СПОСОБ ВТОРОЙ. «Стимулирование».
Самый популярный способ среди родителей. Наверняка многим из вас он знаком.
Мама говорит что-то вроде: «Давай соберем игрушки, и я включу тебе мультфильмы (почитаю книжку и т.п.)».
СПОСОБ ТРЕТИЙ. «Шантаж»
Не менее популярный и часто используемый.
От предыдущего отличается настроением взрослого и, естественно, тоном высказывания: «Пока ты не уберешь все эти игрушки, не получишь....»
СПОСОБ ЧЕТВЕРТЫЙ. «Волшебный мешочек».
Мама (воспитатель) берет вместительный пакет и заявляет: «Сейчас я соберу в этот мешочек все, что найду на полу, и выброшу!» Результат зависит от скорости мамы и реакции ребенка. Обычно мало кому из детей хочется лишиться своего добра, поэтому игрушки быстро возвращаются на места, пока вы медленно, но верно делаете свое дело. По окончанию процесса уборки мешок с игрушками, которые все-таки в нем очутились, убирается в недоступное для детей место. Их можно достать спустя какое-то время - бурная радость обеспечена!
Недостаток данного способа - возрастные ограничения. Ребенок должен понимать, что именно будет с игрушками, которые попадут в этот мешок. Старшие дети быстро убирают игрушки, а дети раннего возраста с энтузиазмом помогают складывать свои сокровища в пакет.
СПОСОБ ПЯТЫЙ. «Таинственное исчезновение»
Не хотят дети убирать игрушки - не надо! Сообщите им, что ночью оставленные на полу игрушки уходят от хозяев. Результат примерно тот же,что и с «волшебным мешочком», только наполнять его вы будете, когда уложите спать своих детей. Да, и не забудьте утром разыграть удивление, успокоив их, правда, что игрушки обязательно вернутся, как только поймут, что их будут убирать на место.
И все же, как вы понимаете, выше изложенные методы больше подходят в качестве экстренных, когда все другие способы уже испробованы.
Методы, приведенные ниже, безусловно, более педагогичные, применимые и приносящие положительные результаты.
СПОСОБ ШЕСТОЙ «Уложите нас спать»
Игрушки сообщают, что они хотят спать. Добрые дети помогают им добраться до «дома». Игрушки, конечно же, разговаривают разными голосами и просят тоже по-разному: одни требуют, чтобы их убрали на место, другие жалобно пищат.
СПОСОБ СЕДЬМОЙ «По грибы, по ягоды»
Подходит для уборки кубиков, конструкторов, карандашей, может применяться параллельно с другими способами. Выглядит примерно так: воспитатель берет коробку, в которую нужно собрать кубики и говорит: «А ну-ка, детки, давайте соберем грибы! Как много мы их собрали! А теперь давайте собирать ягодки». В такой игре параллельно выполняемому поручению дети закрепляют знания цветов, названия грибов, ягод, учатся образному мышлению, развивают моторику. В желание собрать игрушки быстрее присутствует соревновательный момент.
Чтобы привлечь детей к уборке игрушек, взрослые используют различные игровые приемы, обращая внимание детей на наиболее старательных и активных. Со временем уборка игрушек превратиться в увлекательную и ожидаемую игру!
Список литературы:
1) «Цикл игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период»
Белова О.Е.
2) Статья «Игрушки, по местам!» И.Онал Журнал «Игра и дети»
№ 7-2007