Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности интегрированной системы занятий по изобразительной деятельности дошкольников

Соболева Екатерина Валерьевна

Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: обучить детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой развивающей деятельности.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке детей к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей  искусства, окружающей природы), формирование у ребят понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом.

Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать занятия по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными воспитателями в разное время. Главное, что делает занятие интегрируемым - решение единой педагогической задачи обучения и её развитие несколькими воспитателями, работающими с одной группой.

Необходимость интеграции заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии.

Интегрированный подход рассматривается как взаимосвязь разных видов деятельности — игровой, трудовой, предметной, изобразительной, музыкальной, речевой и других.

Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников художественно-творческой активности. Способствует развитию не только творческих способностей личности, но и таких черт, как креативное мышление, управляемое воображение, самостоятельность; дает технологию работы, позволяющую существенно повысить вероятность решения творческих задач, благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приемов.

Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно- музыкальных композиций.

В детском саду большое место отводится художественно- эстетическому развитию ребёнка, поэтому интегрированные занятия очень актуальны, так как:

1. Интегрированные занятия развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.

2. Взаимодействуют на психологические процессы, которые являются основой формирования художественно- творческих особенностей ребёнка.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в рисовании.

Основными задачами при проведении интегрированных занятий по изобразительной деятельности являются:

1.Формирование эстетического восприятия окружающего мира.

2. Приобщение к миру искусства.

3. Воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства.

4. Развивать способность к освоению и преобразованию окружающего пространства.

5. Развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.

При планировании занятий по рисованию необходимо учитывать всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, чтению художественной литературы, а также музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности, дают возможность освободить место для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье. Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок и т.д.) Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно к ним подойти, рассмотреть.

Цель интеграции: научить ребёнка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Наиболее часто интегрированные занятия рассматриваются в содержательном плане, когда под руководством педагога на уровне ассоциаций ребёнок переносит знания, сведения, представления из одной предметной области в другую.

Поэтому важным условием организации интегрированных занятий является отбор содержания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, что соответствует дидактическим принципам доступности, систематичности и последовательности.

Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.

 

В программе интегрированной непосредственной образовательной деятельности создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.

 

Важным для проведения интегрированного занятия становится определение соотношения знакомого и нового материала. Новый материал обязательно должен основываться на уже изученном и хорошо усвоенном, что будет способствовать быстрому построению ассоциаций, привлечению ребёнка к решению проблемной ситуации своего опыта, актуализации имеющихся знаний.

В процессе интегрированной деятельности дети  получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства.

Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспринимающийся детьми в разных видах деятельности.

 

Интеграция обеспечивает целостность педагогического процесса.

интегрированная непосредственная образовательная деятельность влияет на особенности развития дошкольников и на развитие способностей детей в комплексе.

Программа способствует становлению гармоничной личности, умению достойно вести себя в любой обстановке – как правило и обязанность каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»