Воспитание сказкой
Гурьева Нина Александровна,
воспитатель высшей категории,
ГБДОУ №44 комбинированного вида
"Дошкольный микрорайонный центр"
Центрального района Санкт-Петербурга
Сказки есть в каждом доме. Их читают всем детям дошкольного возраста. Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Он не только познаёт окружающий мир, но и понимает, почему его нужно любить и беречь.
Сказки дают возможность ребёнку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Содержание сказки позволяет не только поговорить о поступках того или иного героя, но и помочь ребёнку понять мотивы этих поступков, научить оценивать поведение персонажей и собственное.
Обсуждая сюжет сказки, ребёнок знакомится с нравственными нормами, учить строить отношения с другими детьми. На сюжетах народных сказок ребёнок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Сказки помогут предупредить у ребёнка проявления чёрствости, жестокости, недоброжелательности.
Но сказки предлагаются детям недостаточно разнообразно. В основном – это чтение, иногда рассказывание, но чаще просмотр мультфильмов. Конечно, смотреть легче и интереснее, поэтому ребёнок чаще смотрит телевизор. Исчезает традиционное общение с книгой – семейное чтение с рассматриванием и обсуждением иллюстраций, беседой о содержании сказки, желанием найти в ней мораль, нравственный урок.
При рассматривании иллюстраций, сопровождающих текст сказки, у ребёнка развивается образное мышление и восприятие, формируются графические образы. Он учится различать предметы по форме, величине, цвету; сравнивать изображённых персонажей по различным качествам; ориентироваться в пространстве; прослеживать по сюжету начало, середину и окончание процесса; понимать сезонные изменения в природе.
В общении с взрослым происходит дальнейшее развитие речи ребёнка. Чем раньше ребёнок научится размышлять, сравнивать, чётко и логично мыслить, читать, считать, тем проще ему будет учиться в школе.
Учитывая всё это, я давно серьёзно подхожу к подбору всей детской литературы и сказкам в частности, и на основе их содержания разрабатываю серии занятий. С накопившимся материалом я легко делюсь на проводимых мной мастер-классах. В серии книг «Учимся по сказке», выпущенных в издательстве «Паритет», я рассказываю, как можно использовать сказку для развития ребёнка.
Детям читается сказка, задаются вопросы по её содержанию. Это помогает выяснить, насколько дети поняли и запомнили текст. Пересказ текста сказки можно проводить по серии рисунков, расположенных здесь же.