Интегрированное занятие по развитию речи (старший возраст)
В мире много сказок
Мубаракшина Диляра Наилевна
Цель:
Формирование и стимулирование способности детей к желанию активно участвовать в определённых занятиях.
Задачи:
- 1. Образовательные задачи:
- Продолжать пополнять и активизировать словарный запас детей.
- Упражнять в употреблении синонимов.
- Продолжать учить сочетать речь и движение.
- 2. Воспитательные задачи:
- Воспитывать положительные нравственно-волевые черты личности (инициатива, выдержка, дружелюбие и взаимопонимание).
- Воспитание коммуникабельности в малых группах.
- 3. Развивающие задачи:
- Развивать связную речь детей, используя упражнения, направленные на общее оздоровление детей.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать общие двигательные умения.
Методы и приёмы:
- 1. Наглядные:
- использование иллюстраций, картинок.
- 2. Словесные:
- пояснение;
- беседа.
- 3. Практические:
- выполнение заданий в малых подгруппах;
- выполнение заданий с опорой на личный опыт.
- 4. Игровые:
- подвижные игры;
- игры со словами.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных и авторских сказок.
- Пересказ сказок, подбор эпитетов и глаголов через дидактические игры и специальные упражнения.
- Дидактическая игра «Кто? или Что?»
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, слайды с героями сказок, карточки с героями сказок, слайд с картинками неодушевленных и одушевленных предметов, карточки одушевлённых и неодушевлённых предметов, медальки; для детей: 3 тарелочки, в одной фасоль и горох, две пустые, фонограмма песни «Бабка Ёжка», мячики-ёжики.
Ход занятия:
Слайд 1.Заголовок презентации.
Слайд 2. Воспитатель: Добрый день ребята!
Начнём наше занятие с загадки:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
Слайд3.
Давайте улыбнемся. Подарим, друг другу улыбки и продолжим занятие.
Слайд 4.
Дорогие друзья, сегодня мы совершим увлекательное путешествие по дорогам сказок. В конце сказочного пути вас ждёт сюрприз. Готовы? Тогда в путь!
Воспитатель читает загадку:
В ступе летаю,
Детей похищаю,
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня...
Василиса Премудрая?
Воспитатель: Правильно, это Баба Яга.
Слайд 4.Фото Бабы Яги.
Сейчас мы послушаем песню «Бабка-Ёжка» (автор Т. Морозова) и
в это время помассажируем ручки – дети выполняют самомассаж рук с помощью мячиков-ежиков).
Воспитатель: Баба Яга просила вам передать задание: найти и правильно расположить противоположных по характеру героев сказок.
Предлагаю детям картинки, на которых изображены герои: Золушка и мачеха, Буратино и Карабас Барабас, Баба Яга и Аленушка и т.д. Дети выкладывают на столе героев.
Слайд 5.Дети проверяют, правильно ли они выполнили задание.
Слайд 7.
Воспитатель читает загадку:
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
Слайд 8. Правильно, это Красная шапочка.
Она просит вас вспомнить слова синонимы – нужно сказать об одном и том же разными словами.
Слайд 9.Автомобиль – машина, врач – доктор, конь – лошадь и т.д.
Слайд 10. Воспитатель читает загадку:
Скорее бы близился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда и как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Слайд 11:Правильно, это Золушка.
Мачеха с сестрами уехала на бал, а Золушка должна перебрать горох от фасоли. Поможем ей. Вспомните, как надо работать в паре, определитесь, кто будет отбирать горох, а кто фасоль. (На столах 3 тарелочки: в одной горох и фасоль и две пустые.)
Слайд 12. Воспитатель читает следующую загадку.
Человек немолодой,
С усами и бородой.
Любит ребят,
Любит зверят.
Симпатичный на вид,
А зовется ....
Слайд 13. Да, это Доктор Айболит. Доктор предлагает вам подвигаться.
Физкультминутка:
Воспитатель:Давайте поиграем в игру: «Шёл козёл дорогою…»
Слайд 14.Текст физкультминутки:
Шёл козёл дорогою, дорогою широкою…
Нашёл козу безрогую, безрогую козу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем!
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
И хвостиком помашем, помашем, помашем.
И весело попляшем, попляшем, попляшем.
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И снова начинаем, начинаем, начинаем…
Слайд 15. Воспитатель читает загадку:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали?
Слайд 16. Да, конечно, Колобок.
Колобок просит вас распределить картинки с рисунками, где неодушевленные предметы, а где одушевленные. Положите их к своим вопросам. На первом столе карточка с вопросом КТО? на втором – ЧТО?, на подносе - карточки с рисунками разных предметов.
Слайд 17. Картинка с изображением различных предметов.
Слайд 18.В столбики расписаны слова, отвечающие на вопросы:
Кто? и Что?
Слайд 19.
На слайде слово: МОЛОДЦЫ!!!
Слайд 19: Я благодарна вам за путешествие по дорогам сказок. Мы вспомнили с вами героев не только русских народных сказок, но и авторских.
Воспитатель:
Сказки вы не забывайте,
С интересом их читайте.
В гости ждем мы вас, друзья,
Вам будут рады здесь всегда!
За этот нелегкий путь вы награждаетесь медальками «Знатоки сказок».
(Воспитатель раздаёт медальки)
До новых встреч друзья!