Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы
Защитники Отечества
Федорова Екатерина Валенитиновна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №39
компенсирующего вида Санкт-Петербурга
«Любовь к родному краю, родной культуре
родной речи начинается с малого –
с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду
Постепенно расширяясь, эта любовь переходи
в любовь к родной стране,
к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
С дошкольного возраста дети должны быть уверены в своей нужности, ценности, индивидуальности. Формирование культуры тела, ума, души ребёнка играет огромную роль в становлении личности патриота.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.
В процессе патриотического воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, любовь к родным и родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества».
Цель: Воспитывать чувство любви к Родине, желание её защищать.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы.
- Приобщать детей к истории Российской армии.
- Закреплять представление детей о роли армии в истории России.
- Упражнять в ориентировании на плоскости.
Коррекционные:
- Развивать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь.
- Стимулировать речевую активность.
Развивать память, внимание, восприятие.
Воспитательные:
- Формировать нравственную значимость понятий: Родина, Отчизна, Защищать Родину.
- Воспитывать уважение и благодарность к российскому солдату.
Материал: иллюстрации с изображением людей военных профессий; картинки с изображением российских воинов в разные исторические периоды; листы бумаги, разлинованные на девять частей; раздаточный материал: маленькие картонные изображения: корабли, самолёты, танки (на каждого ребенка); картонные медали; фотография могилы неизвестного солдата; распечатки плана группы на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Беседа о российской армии с рассматриванием иллюстраций и плакатов; чтение художественной литературы; знакомство с русскими пословицами о смелости и мужестве; разучивание стихотворений по теме; проведение подвижных и дидактических игр; изобразительная деятельность.
Методы:
- Словесный
- Наглядный
- Игровой.
Приёмы:
- Беседа
- Вопросы детям
- Художественное слово
- Дидактическая задача
- Музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Звучит аудиозапись русская народная мелодия.
2. Слово воспитателя.
- Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Россия – наше Отечество. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды и прадеды. Россия – самая большая страна в мире. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
3. Художественное слово.
Воспитатель: - Отгадайте загадку:
Мы защитники страны,
Тренированы, сильны,
Пограничники, танкисты,
Моряки, артиллеристы.
Службу мы несём везде:
На земле и на воде (военные).
4. Объявление темы.
- Сегодня мы с вами поговорим о воинах нашей Российской Армии. Есть такая профессия – Родину защищать. Военнослужащих так и называют – защитники Отечества.
5. Дидактическая игра «Кто защищает Отечество?»
Воспитатель подводит детей к магнитной доске, на которой расположены картинки защитников Отечества разных временных лет.
- Ребята, рассмотрите воинов - защитников Родины и расставьте картинки по порядку, с древности до наших дней. (Богатырь, стрелец, гусар, солдат ВОВ, современный солдат).
6. Игра с мячом «Закончи фразу».
- С незапамятных времён русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине, о военных, о солдатской смекалке. Давайте поиграем в игру. Ваша задача досказать пословицу.
- Тяжело в ученье легко (в бою)
- Русский солдат не знает (преград)
- Солдатское дело – воевать храбро и (умело).
- Друг за друга стой и выиграешь (бой)
- Умелый боец – везде (молодец)
- Щи да каша – (пища наша)
- Жить – Родине (служить)
- Родина-мать, умей за неё (постоять).
7. Слово воспитателя.
Россия – одна из сильнейших стран мира. Она славится своим оружием, военной техникой и конечно своими отважными солдатами и офицерами. Существует много военных профессий. Давайте их вспомним. (Дети называют рода войск, а воспитатель предлагает выбрать на столе соответствующую картинку и прикрепить на магнитную доску).
8. Физкультминутка «В бой пошла пехота»
- Ребята, а какими должны быть военные? (Ответы детей). Правильно, а ещё они должны быть очень внимательными и правильно выполнять приказы, ведь от этого зависит их жизнь. Мы поиграем в игру «В бой пошла пехота».
Когда, воспитатель, произносит слово «Летчики - пилоты» - все летают.
Когда говорит « Прячемся в окопы» все садятся на корточки, обхватив себя руками.
После слов « В бой пошла пехота» все маршируют. Приказания могут меняться очерёдностью.
9. Организационный момент.
- А сейчас, ребята, вы сядете за столы. Перед вами находятся листы, разделённые на девять частей и картинки. Пожалуйста, слушайте внимательно, вам нужно расположить военную технику на карте по моим указаниям.
- Возьмите корабль и поставьте его в левый нижний угол.
- От корабля отсчитайте две клетки вправо, затем две клетки вверх и одну влево. Поместите туда самолёт.
- Возьмите танк и от самолёта спуститесь на одну клетку вниз, затем передвиньте танк на одну клетку вправо.
10. Вопросы детям.
- Где находится корабль? (в левом нижнем углу).
- Где находится самолёт? (вверху посередине).
- Где находится танк? (справа посередине).
- У всех правильно расположена военная техника?
11. Слово воспитателя.
- Все ваши папы тоже служили в Армии и защищали свою Родину, и вы, дети, уже защищаете Родину, в том числе хорошим поведением, добрым отношением к людям, прежде всего к маме. А когда вырастите, вы должны быть всегда готовы к защите своей Родины. А ещё я хочу пожелать вам, чтоб вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно.
Воспитатель показывает фотографию могилы неизвестного солдата.
12. Художественное слово.
«Куда б ни шёл, ни ехал ты, но здесь остановись.
Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты-
Рыбак, шахтёр, учённый иль пастух,- навек запомни:
Здесь лежит твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня он сделал всё, что мог,
Себя в бою не пожалел, а Родину сберёг!» (М. Исаковский).
13. Итог занятия.
- Так какие качества необходимы защитнику Отечества? (Любовь к Родине, смелость, сила, ловкость…).
- Какая это профессия защищать Родину? (Трудная, почётная, мужественная, опасная…).
14. Награждение.
- Ребята, вы хорошо сегодня занимались, дружно играли, и пришло время вас наградить. Но для этого нужно выполнить одно задание. Военные любых профессий должны хорошо ориентироваться по карте. Я раздам каждому план группы, на котором отмечено местоположение медали. В каждой карте по-разному. Группу нашу вы знаете хорошо, определите, где находится ваша награда.
Дети находят медали, после чего происходит торжественное награждение.