Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль сказки в развития интонационной стороны речи

Межова Татьяна Иосифовна

Помогая ребенку овладеть родной речью, стремясь прежде всего к её безукоризненной правильности, мы должны заботиться о том, чтобы речь детей была яркой, красочной, образной, чтобы она отражала языковое богатство своего народа, интонационную выразительность языка. А. М. Горький, вспоминая о ласковой, веселой и складной речи его бабушки Акулины Ивановны, писал: «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же яркие, ласковые, сочные». Нашим детям часто недостает этой чудесной, похожей на цветы, речи.

Восполнить этот пробел помогают сказки. Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности ребенка. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. Через сказку мы не только знакомим детей с окружающим миром, но и развиваем интонационную выразительность речи.. Работая над данной темой на протяжении нескольких лет, япришла к выводу, что русская культура, произведения устного народного творчества, сказки близки понятны и интересны детям. Неутомимый собиратель и исследователь детского фольклора Ф.С. Виноградов придавая большое значение детскому фольклору «едва ли можно найти материалы более близких, затрагивающих интересы детского возраста, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор» - писал он.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Психика ребенка настроена на восприятие сказки, поэтому сказки неизменное средство для пробуждения познавательной активности, самостоятельности и развития интонационной выразительности речи. К. Д. Ушинский писал: «язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». Учить детей необходимо на лучших образцах родного языка.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Исследователь О. И. Капица, М. А. Рыбникова указывали, что язык сказки теснейшим образом связан с особенностями детской речи и процессом его развития. Сказки - прекрасный материал для развития памяти детей и для работы над интонационной выразительности речи.

Огромное эмоциональное влияние на детей оказывают русские народные сказки, песни, потешки, считалки. Будучи произведениями устного народного творчества, они очень музыкальны, певучи, являясь переходным материалом между речевыми и напевными произведениями, между разговорно-бытовой и стихотворными формами речи.

Сказочный материал позволяет решить сразу несколько задач развития речи детей. С помощью сказки мы развиваем не только интонационную сторону речи, но связную и диалогическую речь.

При чтении, рассказывании сказок соблюдается спокойный медленный темп речи, русские народно-песенные интонации создают напевность, слитность, мелодичность произнесения. При рассказывании сказок, ребенок подражает голосам героев сказки. Сказочный материал очень интересен детям. Они с удовольствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают инсценировки. Подобное сочетание речи с движением развивает и укрепляет звучание голоса, обогащает его мелодико-интонационную окраску. Кроме того, сказки оказывают положительное, воспитательное воздействие на ребенка, учат его отличать добро от зла, смелость от трусости, правду от лжи, ум от глупости.

Таким образом, ознакомление детей со сказкой имеет огромное значение как для развития личности ребенка в целом, так и для развития интонационной выразительности их речи.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»