Художественная литература как средство адаптации
к детскому саду детей 2 - 4 лет
А.М.Егорова, Е.Ю.Захарова
ГБДОУ№8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Приобщение ребёнка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается как одна из основных задач художественно-эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Результаты исследований в данной области подтверждают, что художественная литература оказывает также влияние на социальное, речевое, художественное и эмоциональное развитие дошкольников. Именно поэтому, особый интерес представляет изучение вопросов использования потенциала художественной литературы в решении задач развития ребёнка.
Работая с детьми раннего возраста, мы предположили, что с помощью художественной литературы можно помочь детям адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения, одновременно делая первые шаги в воспитании их как будущих читателей.
Первичная диагностика показала, что уровень развития речи детей частично соответствует возрасту. Это проявлялось в том, что дети затруднились в использовании форм вежливого речевого общения, многие дети слова заменяли жестами, треть детей реагировала только на индивидуальные обращения к ним и не слышали, когда воспитатели обращались ко всем, словарный запас был ограничен, некоторые дети не знали наизусть ни одного стихотворения. Пытаясь установить причину, было проведено анкетирование родителей, которое показало, что они мало беседуют со своими детьми, в большей степени сводят взаимодействие к обслуживанию детей, не находя свободного времени для чтения литературы. Большая часть родителей затруднялось ответить, что положено в основу отбора литературы для чтения детям раннего возраста. Родителя выбирают такие литературные произведения, которые не соответствуют возрасту детей, либо это книги, оставшиеся после старших детей. Отчасти читается та литература, которая привлекает детей из телевидения, переводные книги и даже комиксы. Данный факт подтверждает очевидность, что такой подход не будет способствовать формированию интереса к литературе у малышей, их эмоциональному, речевому развитию
Анализ результатов диагностики позволил сформулировать следующие задачи работы с детьми и их родителями:
- воспитывать у детей интерес к фольклорным, литературным текстам, и приучать внимательно их слушать;
- обогащать опыт слушания малышей знаниями, эмоциями и впечатлениями за счёт разных малых форм фольклора;
- учитывать при отборе книг для детей тяготение ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;
- обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающую у ребёнка при восприятии книги;
- помогать детям, мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей), учить рассматривать иллюстрации;
- обращать внимание детей на простые средства языковой выразительности, на интонационную выразительность рассказчика-взрослого;
- поддерживать эмоциональный отклик на литературное произведение;
- определить поэтапное включение родителей в эту деятельность, предложив им на подготовительном этапе рекомендации по организации домашнего чтения.
Анализ теоретических исследований Л.М.Гурович, О.В.Акуловой, О.Н.Сомковой и других подтверждает, что в дошкольном возрасте необходимо воспитывать интерес и любовь к книге, умение её слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, то есть заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. В их работах литературное развитие дошкольников рассматривается как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности. Д.М.Аранская, А.В.Запарожец, Н.С.Капринская, Д.Б.Эльконин и другие подтверждают, что в дошкольном возрасте активно развивается становление художественного восприятия ребёнка от его наивного соучастия до активного сопереживания ребёнком героя. Н.А.Короткова в качестве важного условия литературного развития дошкольников рассматривает возможность свободного подбора взрослым текстов произведений, непринуждённая форма организации чтения, органичное соединение чтения с другими видами свободной деятельности.
При этом остаётся открытым вопрос, какие средства для решения этих задач будут более эффективны в работе с детьми раннего возраста, которые чутки к слову, эмоционально активны, способны сопереживать.
Учитывая способности восприятия детьми этого возраста литературных произведений, а именно необычную тягу к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации, мы предположили, что средства художественной выразительности могут помочь не только в решении задач социального, речевого, творческого развития детей раннего возраста, но и в решении трудностей, возникающих при адаптации детей к условиям детского сада.
Нашу работу мы выстроили в определённой последовательности. На подготовительном этапе, отбирая литературные произведения, мы ориентировались на результаты диагностики, требования образовательной программы и индивидуальные особенности детей. Учитывая результаты исследований А.Н.Виноградовой и Н.Г.Минераловой, на первый план выходят произведения русского фольклора, в частности песни и потешки. Это обусловлено тем, что через созвучность гласных и согласных, слов, словосочетаний на определённых этапах рассказывания, использование ритмических повторов, специальных образных и выразительных средств происходит «включение» внимание маленького слушателя. Дети тяготей прежде всего к ритмам динамическим, мелодике радостной, плясовой. Поэтическая природа детского фольклора гармонично сочетает в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребёнка. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребёнок усваивает национальный колорит русской поэзии, её дух, отчего литература становится для него поистине родной.
Мы согласны с исследованиями Н.В.Микляевой и Т.С.Мишиной в том, что ребёнок не должен быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Следует создавать такие условия, чтобы младшие дошкольники повторяли слова за воспитателями или вместе с ними. Заучивая потешку, мы предлагаем детям рассказать её хором, «все вместе», сначала тихо, потом громко, медленно или быстро. Повторяя строчки песенки-потешки, дети учатся говорить на образцах художественного слова. Также необходимо заметить, что при рассматривании иллюстраций мы отдавали предпочтение ярким, самобытным и остроумным иллюстрациям Ю.Васнецова. Рассматривание иллюстраций усиливало восприятие литературы, создавало радостное настроение при встрече с песенкой-потешкой. Использование аудиозаписи при прослушивании литературных произведений детьми раннего и младшего возраста, по нашему мнению, неэффективно решает задачи, связанные с воспитанием будущего читателя. Это мы объясняем тем, что выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя и владение им средствами привлечения внимания детей в зависимости от их индивидуальных особенностей, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень художественного слова. Особенно хочется отметить желание малышей к повторным чтениям. Дети ждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их интересует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
На организационном этапе при систематическом использовании средств художественной выразительности во всех режимных моментах мы выявили, что дети эмоционально реагируют на ритм и рифму, обогатился их словарь, появилась образность речи, дети эмоционально откликались на просьбы, обращения, стали более открытыми. Использование динамического ритма потешки позволило нам одновременно решать задачи развития речи и двигательной активности детей раннего возраста. На этом этапе нами были подтверждены наблюдения Л.М.Гурович, что каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке-белобоке», - это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец. Это натолкнуло нас на создание Родительского клуба, в рамках которого получится реализовать и творческие задумки, театрализованные представления. Как отмечает Л.М.Гурович, важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла.
Отсюда образовательная и воспитательная деятельность предусматривала не только слушание ребёнком фольклорных произведений, но и его участие в действии – игре, в общении с исполнителем и персонажем. Мы наблюдали и радовались успехам застенчивых детей при декламировании потешек, когда другие дети поддерживали их аплодисментами. Например, мы придумали игру-развлечение «Концерт», где дети садились производно или полукругом на коврике, в центр приглашался ребёнок, желающий продекламировать стихотворение или потешку. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, воспитатель побуждал детей активно хлопать в ладоши и радоваться успехам маленького чтеца. По возможности мы старались увлечь всех малышей игрой и побудить их выступить. При знакомстве с потешкой «Пошёл котик на торжок» мы использовали пушистую игрушку – Котика и муляж пирожка. Дети, повторяя слова потешки, непременно хотели, чтобы Котик поделился пирожком именно с каждым. Таким образом, пирожок переходил от одного ребёнка к другому, дети проговаривали уже запомнившиеся слова, ласково поочерёдно называя по имени каждого малыша. Мы видели, что, передовая пирожок, дети становились участниками игры и одной командой. Особые эмоции вызывала игра «Мыши водят хоровод». Дети вставали в круг, в центре которого стоит кроватка со «спящей» игрушкой Котиком. Двигаясь по кругу, малыши проговаривали текст потешки и на словах «Вот проснётся Васька-кот, Разобьёт наш хоровод!» - котик «просыпался» и догонял детей.
В изобретательной деятельности также мы старались донести до детей красоту родной речи. Обращаясь к восходящему солнышку (в условиях групповой комнаты), малыши вспоминали слова песенки, сопровождая их движениями: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошечко, Твои детки плачут, по камушкам скачут». Затем следовала коллективная творческая деятельность: рисование с помощью пальчиковых красок ладошками «лучиков» солнышка.
Следует подчеркнуть, что во всех режимных моментах, выполнение которых вызывает трудность у детей раннего возраста, мы использовали завораживающее действие средств художественной выразительности. Например, при подготовке к дневному сну мы использовали потешку: «Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли! Прилетели журавли…». При этом, в конце, по имени называли каждого ребёнка, испытывающего трудности со сном.
Таким образом, использование литературы привело к более легкой адаптации детей к условиям детского сада, ускорила рост речевой активности детей и их интереса к книге.
Литература
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.-СПб.: «Детство-Пресс»,2000
- Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. Ребёнок и книга. – СПб.: «Детство-Пресс»,2004
- Н.В.Микляева, Т.С.Мишина, Взаимодействие воспитателя с семьёй по организации домашнего чтения. – Москва:ООО «Издательство Айрис – пресс», 2005