Консультация для родителей
Учите детей любить книгу
Акунец Ольга Юрьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад № 47
Кировского района Санкт-Петербурга
Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети школьного возраста стали меньше общаться друг с другом, их речевой опыт ограничен. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.
Поэтому необходимо прививать любовь к книге, начиная с дошкольного возраста.
Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно.
В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Только приученный к книге ребенок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении прочитанные сюжеты, плачет и смеется, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.
УЧИМСЯ, ИГРАЯ!
Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников. Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа.
Пословица – краткое изречение с поучительным смыслом. Поговорка - это словосочетание, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением.
Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни. С этой целью предлагаю Вам поиграть с ребенком в игры.
Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»
Задачи:
- Учить понимать образные выражения в пословицах и поговорках;
- Учить активно использовать их в речи.
ü Тише едешь – (дальше будешь).
ü Крепкую дружбу водой – (не разольешь).
ü Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).
ü Семь раз отмерь – (один отрежь).
ü Под лежачий камень – (вода не течет).
ü Что посеешь - (то и пожнешь).
Дидактическая игра «Угадай-ка»
Задачи:
- Учить понимать образные выражения в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;
- Развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.
ü Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос)
ü Не цветы, а вянут, когда стыдно слушать? (Уши вянут)
ü Какую часть лица надувают, обидевшись? (Губы надуть)
ü Что можно искать в поле, но не найти? (Ищи ветра в поле)
Дидактическая игра «Одним словом»
Задачи:
- Учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;
ü Надуть губы. (Обидеться)
ü Как снег на голову. (Внезапно)
ü Вылетело из головы. (Забыл)
ü Со всех ног. (Быстро)
ü Рукой подать. (Рядом)
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА КНИГОЙ?
Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.
Детские книжки – это действительность, в которую мы вводим ребенка и в которой дети живут всерьез. Постарайтесь внимательнее отнестись к выбору книги. Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. Первые книжки не должны быть серыми и невзрачными, с блеклыми и нечеткими иллюстрациями.
Самое важное в чтении для малышей – даже не само чтение, а та игра-драматизация, которую может организовать с ребенком только взрослый. Для этого не пытайтесь прочитать ребенку сразу много разных книг, а попробуйте показать, как можно поговорить с персонажем или, например, «покормить» собачку, «поговорить» с ней, то есть очеловечить героев и заинтересовать ими и их действиями. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.
С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в детскую библиотеку. Так же надо помнить о том, что в библиотеке малыша должны быть
познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.
ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ
ПЕРЕД СНОМ
Сейчас, родителей, которые читают детям перед сном, можно встретить все реже, к сожалению. Куда проще поставить ребенку мультфильм и успокаивать себя тем, что он не простой, а развивающий и пользы от него куда больше, чем от книги.
Как же привить ребенку интерес к чтению? Очень часто, нелюбовь к книгам связана с не усидчивостью ребенка. Эту проблему можно решить, выбрав для чтения правильное время.
Правильное время в этом случае – перед сном, малыш уже набегался, устал, поэтому может спокойно полежать в своей кроватке, вы берете любимую книгу и следующие полчаса, время принадлежит только вам двоим…
Что касается чтения перед сном, то оно во многом успокаивает ребенка и становится хорошим ритуалом для укладывания спать. Большинство детей с удовольствием слушают перед сном сказку и спокойно засыпают. Голосом и интонацией попробуйте настроить ребенка на лирический лад, разыграйте сонливость, зевоту.
Между прочим, учеными уже давно доказано, что даже развлекательные книги, которые прочитаны в такой спокойной обстановке, гораздо лучше развивают, расширяют кругозор, стимулируют мышление и воображение, чем дорогущие новомодные игрушки и самые популярные мультфильмы.
ГДЕ СПИТ РЫБКА? ДОБРОЙ НОЧИ
Ночью темень, ночью тишь. Пан спросил у пана:
Рыбка, рыбка, где ты спишь? -Пане! Как добраться в Засыпани?
Лисий след ведет к норе. -Просто! – пану пан сказал,-
След собачий - к конуре. Направляйтесь вдоль Дремал
Белкин след ведет к дуплу. Прямиком до поворота
Мышкин – к дырочке в полу. С указателем «Зевота».
Жаль, что в речке, на воде, От «Зевоты» без забот
Нет следов твоих нигде. Отравляйтесь до Дремоты,
Только темень, только тишь. Где, свернувшись у сосны,
Рыбка, рыбка, где ты спишь? Попадете прямо в Сны,
А оттуда в Засыпани
Полминуты ходу, пане!
-Все ли ясно?
-Даже очень!
- До свиданья!
Доброй ночи!