Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Новогодняя ёлочка
Юн Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед I категории ГБДОУ №81
Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Цель: Развитие моторных функций у детей 5-6 лет с диагнозом общее недоразвитие речи.
Современные образовательные технологии:
1.Метод проектов. Познавательный проект: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
2. Здоровьесберегающие технологии:
динамические паузы;
подвижные игры;
гимнастика пальчиковая;
технология эстетической направленности;
3. Коррекционные технологии:
технология музыкального воздействия;
натуртерапия;
логопедическая ритмика;
технологии коррекции поведения и эмоциональной сферы;
самомассажкистей рук.
4. Технология сотрудничества.
Коррекционо-образовательные задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
Продолжить работу по развитию общей моторики;
Продолжить работу по развитию ручной моторики;
Продолжить работу по развитию мелкой моторики;
Продолжить работу по развитию мимической моторики;
Развивать артикуляционную моторику;
Закрепить навыки самомассажа лицевых мышц.
Закрепить навыки самомассаж рук.
Продолжить работу с массажным ковриком для ног;
Развивать логоритмические навыки;
Развивать зрительный гнозис и праксис;
Развивать общие речевые навыки: работать над интонационной выразительностью голоса; научить выражать свои чувства и эмоции;
Закрепить знания по лексической теме «Дикие животные леса».
Пополнять словарный запас.
Развивать грамматический строй речи: закрепить в речи предлоги;
Развитие общих речевых навыков: работа над интонационной выразительностью голоса.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Создание положительного эмоционального фона, радости, праздника.
Создание у детей эмоционально приподнятого настроения, увлечение детей .
Воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.
Формирование дружеских взаимоотношений.
Воспитание внимания к обращенной речи.
Развитие чувства уверенности в себе.
Формирование положительной мотивации на занятии.
Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.
Формирование умения радоваться, достигая цели.
Формирование коммуникативных навыков.
Оборудование:
Маски диких животных: лисы, зайца, медведя, ежа.
Массажный коврик-дорожка.
Карточки с силуэтами сказочных героев.
Карточки с массажем рук.
Карточки с массажем лицевых мышц.
Варежки из картона с картинками (лисы, медведя, зайца с барабаном, елки, снеговика).
Картинки-образы артикуляционных упражнений.
Катинка с модулями для выполнения пальчиковой гимнастики.
Пиктограммы эмоций: удивление, гнев, грусть, радость.
Снежки из ваты, корзина.
Новогодняя елка.
Бусины круглые, овальные, фиксаторы, прищепки, веревочки для бус и бантиков.
Аудиокассета с записью хороводной песни.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте, Татьяна Юрьевна.
Логопед: Скажите, пожалуйста: Какое сейчас время года?
Дети: Сейчас зима.
Логопед: Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Логопед: Какой сейчас зимний месяц?
Дети: Сейчас декабрь. Первый зимний месяц.
Логопед:Какой праздник мы больше всех ждем зимой?
Дети: Новый год.
Логопед: Как мы готовимся к Новому году?
Дети: Украшаем елку.
Логопед: Наша группа еще не украшена, давайте отправимся в волшебный лес,
чтобы найти самую красивую елку для группы. Вокруг себя повернитесь, в волшебном лесу очутитесь.
Дети: Поворачиваются вокруг себя.
Логопед: Вот мы и попали в волшебный лес. Ребята, а кто живет в лесу?
Дети: Дикие животные.
Логопед: Каких диких животных вы знаете?
Дети: Медведя, зайца, лису, волка, белку, кабана, ежа.
Логопед: Правильно, чтобы дикие животные нас не испугались, мы будем передвигаться как они. Выложим тропинку в лесу, чтобы не провалиться в снег.
Дети: Складывают из больших пазлов ортопедический коврик-дорожку. Снимают обувь. Одевают маски (2 медведя, зайца, лисы, ежа).
Логопед: Пойдем в волшебный лес.
Дети: Здравствуй, лес Ходят на месте по ортопедическому
Дремучий лес, коврику.
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за дверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои.
Логопед: Идем как медведи.
Дети: Медведь по лесу бродит Идут за ребенком в маске медведя
От дуба к дубу ходит по коврику на внешней стороне стопы.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу,
Сластена косолапый.
Логопед: Теперь идем за другим медведем. (Чуть сдвигает дорожку.)
Дети: Идут за ребенком в маске медведя по коврику на внешней стороне стопы.
Логопед: Пойдем как ежик. Ёжик перекатывается клубочком и мы будем перекатываться с пятки на носок. (Чуть сдвигает дорожку.)
Дети: Ёж, как елка, Перекатываются с пятки на носок за
Весь в иголках, ребенком в маске ежа.
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.
Логопед: Попрыгаем как зайчики. (Чуть сдвигает дорожку.)
Дети: Зимой зайка беленький, Прыгают на двух ногах на каждую часть
Летом серенький, пазла-дорожки за ребенком в маске
Короткохвостый, косой, зайца.
Всех обходит стороной.
Логопед: Ой, лиса идет. Давайте пятиться назад.
Дети: Идут спиной вперед.
Логопед: Пойдем как лиса. Она обычно крадется, поэтому идем по тропинке на носочках. (Чуть сдвигает дорожку.)
Дети: Я — веселая лисичка, Идут на носочках за ребенком в маске
Пышный хвост и хитрый глаз. лисы.
Я охотничьи привычки
Тренирую каждый час.
Логопед: Закончилась наша тропинка. Пришли мы на полянку. В нашем волшебном лесу живут не только дикие животные, но и сказочные герои, которые спрятались здесь от нас. Давайте их найдем и назовем.
Дети: Стоя за столами, берут карточки с силуэтами и закрывают фишками те картинки, которые показывает логопед. Называют сказочных героев.
Логопед: Молодцы! Ребята, зимой в лесу холодно, пока мы играли — замерзли наши ручки, щечки покраснели. Надо их согреть. Сначало разотрем пальчики.
Дети: Садятся на стульчики и вместе с логопед говорят:
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем пальцы растирать.
На кончик пальца нажимаем,
Вниз к ладошке продолжаем.
Каждый пальчик разотрем -
На другой руке начнем.
Вниз ладошку поверну,
Сверху руку разотру.
Я у пальцев начинаю,
Вниз к суставу растираю.
Мы ладошку растираем,
С середины начинаем.
Большим пальцем нажимаем,
Всю ладошку разминаем.
Руки крепко прижимаем,
И ладошки растираем.
Сильно, сильно, сильно трем,
Разогреться им даем.
Логопед: Теперь теплыми ручками согреем лицо.
Дети: Дети делают самомассаж лицевых мышц и проговаривают вместе с логопедом:
Ручки растираем и разогреваем Потирание ладоней, хлопки
И лицо теплом своим мы умываем. Проводят по лицу сверху вниз
Грабельки сгребают все плохие мысли Граблеобразные движения пальцами от
середины лба к вискам
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Растирание ушных раковин по краю снизу
вверх и сверху вниз
Их вперед сгибаем, Нагибание ушных раковин кпереди
Тянем вниз за мочки, Оттягивание вниз за мочки
А потом уходим пальцами на щечки. Пальцы перебегают на щёки
Щечки разминаем, чтобы надувались Разминание щек круговыми движениями
Губки разминаем, чтобы улыбались. Большой и указательный пальцы разминают
сначало нижнюю, а потом верхнюю губу
Как утята к утке клювики потянем Вытягивание обеих губ вперед
Разомнем их мягко, не задев ногтями. Большой и указательный пальцы разминают
обе губы
Уголками губ мы щечки поднимаем средние пальцы рук находятся в уголках рта
и по очереди поднимают то правый, то
левый уголок рта.
И потом от носа мы к губам стекаем. Спиралевидные движения средних пальцев
рук от крыльев носа к уголкам рта по
носогубным складкам
Губки пожуем мы, шарики надуем Покусывание нижней губы верхними зубами
и наоборот, надувание щек с похлопыванием
по ним так, чтобы губы удерживали воздух.
И губами вправо-влево потанцуем. Указательные пальцы укладываются на губы
параллельно друг другу и двигаются
навстречу/врозь друг другу
Под губой язык лежит, Язык — под верхней губой и покалачивание
Кулачок в губу стучит. кулачком по верхнейгубе
Под другой губой лежит, Язык — под нижней губой и покалачивание
Кулачок в губу стучит. кулачком по верхнейгубе
Тянем подбородок и его щипаем, Разминание подбородка с оттягиванием его
вниз: пощипывание нижней челюсти от
подбородка к ушам
А потом по шейке ручками стекаем. Поглаживание шеи всей ладонью от нижней
челюсти к ключицам.
Логопед: Ребята, посмотрите, в волшебном лесу творятся чудеса, кто-то принес нам варежки. Но по-моему они с секретом. Если вы покажите с помощью рук тех, кто здесь изображен, варежки придутся вам в пору и вы больше не замерзнете.
Дети: Показывают статические позы руками — елку, снеговика, мишку косолапого, зайчика и барабана, лису. Надевают варежки.
Логопед: Пора отправляться дальше на поиски елки.
В лесу зима, в лесу бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Леса одеты снегом.
Кажется, нам придется идти по сугробам.
Дети: Идут высоко поднимая ноги.
Логопед: Ах ты, зимушка-зима,
Все дороги замела.
Какие большие сугробы, как мы скажем удивленно?
Дети: Дети говорят подняв брови.
Ребята, тяжело идти, как мы обратимся к зимушке-зиме?
Дети: Говорят сердито, сдвинув брови.
Логопед: Уже совсем устали, как теперь скажем?
Дети: Говорят грустно, с соответствующей мимикой.
Логопед: Но ведь в сугробах можно валяться, лепить снежки. Как мы обратимся к зимушке-зиме?
Дети: Говорят радостно, улыбаются.
Логопед: Посмотрите, сколько снежков высыпало, давайте их будем сюда собирать. Бросайте, ребята в эту корзину.
Логопед: Вот мы пришли на еще одну полянку. Давайте присядем, отдохнем и придумаем волшебную сказку про наш язычок. (Показывает картинку с язычком и домиком)
Дети: Дети садятся на стульчики и с опорой на картинки выполняют артикуляционные упражнения.
Логопед: Жил-был язычок в своем домике-ротике. Утром проснулся, с боку на бок повернулся. Захотелось язычку пройтись прогуляться. Сначало язычок решил пойти посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в одну щечку — нет там окошка. Постучал в другую — тоже нет окошка.
Дети: Языком упираются несколько раз в одну щеку, затем в другую.
Логопед: А тут губки раскрылись — улыбнулись и язычок выглянул в окно. Посмотрел он направо, налево.
Дети: Улыбаются, открывают рот. Кончик языка переводят из одного уголка рта в другой.
Логопед: Хорошая погода! Можно идти гулять. Поскакал язычок по лесенке и выбежал на улицу.
Дети: Губы в улыбке. Покусывают язычок по всей длине, попеременно высовывая и снова втягивая.
Логопед: Увидел большие сосульки, взял лопату и начал помогать дворнику сбивать их. Подал дворнику лопату.
Дети: Губы в улыбке. Широкий язык лежит на нижней губе.
Логопед: Дворник сбил сосульку.
Дети: Губы в улыбке. Высовывают острый язычок. (несколько раз)
Логопед: Пошел язычок к детям на горку кататься.
Дети: Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднимается горкой.
Логопед: Сначало на ледянке прокатился один раз, второй … .
Дети: Выполняют упражнение «Чашечка».
Логопед: Потом стал детишек на санках катать. Прокатил одного ребенка, потом другого ….
Дети: Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку прогибают вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад.
Логопед: Весело было язычку! Ребята с язычком покатались и пошли гулять во двор.
Дети: С помощью модулей:
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пришли гулять. «Идут» по столу указательным и
средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят комочек двумя руками.
Птичек крошками кормили, «Лепят» комочек двумя руками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной,
то другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой;
руки под щеку.
Логопед: Ребята, посмотрите, пока мы рассказывали сказку волшебному лесу, рядом выросла самая красивая елка. Вот какую хорошую сказку вы придумали.
Дети: Встают вокруг елки.
Логопед: Давайте ее сами украсим, сделаем разные бусы, гирлянду, повесим интересные украшения, завяжем бантики.
Дети: Делают бусы из круглых бусин, другие — из овальных, гирлянду из фиксаторов, украшают прищепками и завязывают на веточках бантики из тесьмы.
Логопед: Молодцы, споем елочке песенку.
Дети: Поют и показывают движения под музыку:
Мы с нетерьпеньем ждали Дети идут по кругу, взявшись за руки.
И вот он час настал:
На праздник новогодний
Нам зал гостей собрал
Сверкает и искрится
Дождем и мишурой
В нарядном платье елка
Нам весело с тобой!
Елка-елочка — ты нарядней всех, Идут к елке, постепенно поднимая руки
вверх. Три «тарелочки» вверху.
Елка-елочка — всюду звонкий смех. Отходят от елки, опуская руки. Три
«тарелочки» перед собой.
Елка-елочка — наш зеленый друг Поочередно поднимают две руки,
качают кистями рук.
Веселяться и танцуют все вокруг. Кружатся вокруг себя. Остановились.
Опустили руки.
Логопед: Ребята, посмотрите, Дед Мороз подарки вам принес. Но мешок волшебный, опустите туда руки и достаньте свой подарок.
В мешке не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Дети: Достают подарки из мешка с фасолью.
Логопед: Теперь можем возвращаться с елочкой в группу. Вокруг себя вы повернитесь и в нашей группе очутитесь.
Дети: Дети поворачиваются вокруг себя.
Логопед: Понравилась вам прогулка в волшебном лесу? Что вы там делали?
Дети: Подводят итоги занятия.