Формирование речи у детей
Вольфман Марина Алексеевна
Хочется говорить и неоднократно говорить о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям:
Первое направление, это когда она практически употребляется в процессе общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Второе направление – это тогда когда речь становится основой перестройки и превращается в орудие мышления.
Сам ребёнок начинает овладевать речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к общению в школе, если же недостаточно развита речь ребёнка, то это будет в дальнейшем тормозить всю его учебную деятельность.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: пополняется словарный запас улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы, дети сами создают новые слова ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка, но не смотря на такое активное речевое развитие, лишь немногие дети достигают высокого уровня, так как для этого необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и творческий подход в отношении к речи.
Необходимо использовать некоторые эффективные факторы, такие как:
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Инсценировать с детьми потешки, песенки, сказки.
7. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
Эти факторы помогут успешному речевому развитию ребёнка, а развитие речи – это прямое влияние на развитие мышления, поэтому как ребёнок высказывается, можно судить насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, каков его уровень умственно эстетического и эмоционального развития.
А так же обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Вот почему овладение языком рассматривается как основа полного формирования личности ребёнка, которая представляет большие возможности для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
На протяжении всего дошкольного возраста должны решаться основные задачи по развитию речи, это такие:
· Воспитание звуковой культуры речи.
· Словарная работа.
· Формирование грамматического строя речи.
· Обучение рассказыванию – связной речи.
Нарушение речи так же отражается на формирование детского характера, то есть неисправленный во время дефект речи делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым. Так что нельзя забывать, что психическое развитие ребёнка зависит от формирования его речи. С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он себя должен вести в той или иной ситуации. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.
Для детей 3-4 лет, характерны вопросы «Кто?», «Что?», «Какой?».
В этих вопросах выражается потребность детей быть в контакте со взрослыми, а так же удерживать его внимание.
И если ребёнок не задаёт взрослому вопросов – это значит, что у ребёнка отсутствует устойчивый интерес к чему-либо, нет необходимых знаний. А так же когда он обращается к взрослому с вопросами, а вместо ответа отказ или наталкивается на раздражение взрослого, о каком общении можно говорить.
Так же встречаются дети, которые рано начали говорить, у них хорошо развита речь, но этот ребёнок не лепит, не рисует. Это тоже не очень хорошо, так как занятия рисованием, лепкой, ручным трудом способствуют развитию мелкой моторики рук, а это даёт предпосылку к успешному овладению письмом.
Так что на каждом возрастном этапе ставятся свои методы обучения, свои задачи. Работа, которая проводится по развитию речи детей в детском саду осуществляется, в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, на всех других занятиях, а так же вне занятий: в игровой, художественной деятельности в повседневной жизни. Для развития речи ребёнка большое значение имеет обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений об окружающем мире, а также нельзя забывать, о индивидуальной работе родителей с ребёнком, о их личном примере общения как со взрослыми, так и с детьми.