Программа подготовки детей к школе
Знайка
Савирова Татьяна Владимировна,
воспитатель ГБДОУ №72
Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга
- 1. Пояснительная записка
Программа «Знайка» рассчитана на детей дошкольного возраста и основана на проблемно-диалогической технологии открытия новых знаний. Разработки занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста содержат систему дидактических игр, помогающих в доступной и интересной форме развивать речь, память, восприятие, коммуникативные умения, мышление, самоконтроль, фантазию и воображение детей. Занятия представлены в виде побуждающего диалога взрослого с детьми. Являясь участниками диалогов, дети открывают новые знания, умения и навыки с высокой степенью самостоятельности.
2. Цели
Всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
3. Задачи
Формировать мотивации учения и интереса к самому процесса обучения.
Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
Развивать умение общения со взрослыми со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека.
Формировать умение говорения и слушания (4-5 лет), говорения, слушания и чтения (5-6 лет).
Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка.
Развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
Расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
4. Условия реализации образовательной программы
Режим работы: 1 раз в неделю.
Норма наполняемости каждой группы: 8-10 детей.
Продолжительность обучения:
1-й год обучения 20 минут, 2-й год обучения 30 минут
5. Описание форм и методов проведения занятий
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.
1. Словесные методы обучения:
устное изложение; беседа; анализ текста, чтение литературы.
2. Наглядные методы обучения
показ иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу.
3. Практические методы обучения с раздаточным материалом
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения. 4- Исследовательские методы обучения
Формы организации деятельности:
Групповая; Индивидуальная; Индивидуально-групповая;
6. Учебно-тематический план
Первый год обучения (4-5 лет):
№ |
Тема |
Количество часов |
Примечания |
|||||
п/п |
|
Всего |
Теоретических занятий |
Практических занятий |
|
|||
|
Знакомство с нашими героями |
1 |
1 |
|
|
|||
|
В магазине игрушек |
1 |
1 |
|
|
|||
|
Робот или человек |
1 |
1 |
|
|
|||
|
На вокзале |
1 |
1 |
|
|
|||
|
В гости к Осени |
1 |
1 |
|
|
|||
|
Лисенок-фотограф |
1 |
1 |
|
|
|||
7 |
Ежик и Лисенок на огороде |
1 |
1 |
|
|
|||
8 |
Вкусные овощи |
1 |
1 |
|
|
|||
9 |
Фруктовый сад |
1 |
1 |
|
|
|||
10 |
Где чья тележка |
1 |
1 |
|
|
|||
11 |
Фруктовый и овощной путь героев |
1 |
1 |
|
|
|||
12 |
Игрушечный город |
1 |
1 |
|
|
|||
13 |
Отгадай загадку |
1 |
1 |
|
|
|||
14 |
Твой уютный дом |
1 |
1 |
|
|
|||
15 |
Найди куклу |
1 |
1 |
|
|
|||
16 |
Наводим порядок в комнате |
1 |
1 |
|
|
|||
17 |
В мире электроприборов |
1 |
1 |
|
|
|||
18 |
Путешествие в прошлое |
1 |
1 |
|
|
|||
19 |
Наша дружная семья |
1 |
1 |
|
|
|||
20 |
Давайте жить дружно |
1 |
1 |
|
|
|||
21 |
Ежик с Лисенком на кухне |
1 |
1 |
|
|
|
||
22 |
Наши герои ждут гостей |
1 |
1 |
|
|
|
||
23 |
Как Ежик чинил табуретку |
1 |
1 |
|
|
|
||
24 |
Эта удивительная мебель |
1 |
1 |
|
|
|
||
25 |
В гости к сказочным героям |
1 |
1 |
|
|
|
||
26 |
Ателье |
1 |
1 |
|
|
|
||
27 |
В мире одежды |
1 |
1 |
|
|
|
||
28 |
Найди туфельку |
1 |
1 |
|
|
|
||
29 |
Подбери пару |
1 |
1 |
|
|
|
||
30 |
Пришла волшебница Зима |
1 |
1 |
|
|
|
||
31 |
Зимняя сказка |
1 |
1 |
|
|
|
||
32 |
Лесные жители |
1 |
1 |
|
|
|
||
33 |
На новогоднем маскараде |
1 |
1 |
|
|
|
||
34 |
Путешествие в деревню |
1 |
1 |
|
|
|
||
35 |
В гости к Петушку |
1 |
1 |
|
|
|
||
36 |
Кто в домике живет |
1 |
1 |
|
|
|
||
Итого часов |
36 |
36 |
|
|
|
|
||
Содержание программы
- Знакомство с книгой. Работа с рисунком. Беседа по теме «Игрушки».
- История про Ежика и Лисенка. Дидактическая игра «Чего не стало». Отгадывание загадок про игрушки. Работа с рисунком.
- История про Ежика и Лисенка. Игровая ситуация «Почини робота». Беседа по теме «Части тела». Работа с рисунком. Знакомство со звуком [A].
- Дидактические игры «Есть такое или нет», «Один-много», «Доскажи слово». Игровая ситуация «Исправь ошибки». Работа с рисунком.
- Дидактическая игра «Раздели картинки по группам». Беседа по теме «Осень». Работа с рисунком. Работа с наречиями. Знакомство со звуком [О].
- Работа с рисунком. Дидактические игры «Найди пару», «Найди и исправь ошибки». Звуковой анализ.
- Беседа по теме «Овощи». Работа с рисунком. Дидактическая игра «Угадай, что появилось». Отгадывание загадок про овощи. Знакомство со звуком [У].
- Дидактическая игра «Раздели картинки на группы». Работа с рисунком. Работа с предлогами. Работа со стихотворением Ю. Тувима «Овощи».
- Дидактическая игра «Угадай, что изменилось». Беседа по теме «Фрукты». Отгадывание загадок про фрукты. Работа с рисунком. Знакомство со звуком [Ы].
10.Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку». Работа с рисунком. Классификация предметов по форме. Звуковой анализ.
11.Дидактическая игра «Раздели картинки на группы». Беседа по теме «Овощи и фрукты». Работа с предлогами. Игровая ситуация «Овощное-фруктовое».
12.Работа с рисунком. Игра «Назови предмет по форме». Звуковой анализ.
13.Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку». Работа с рисунком. Работа с сюжетной картиной «На даче».
14.Беседа по теме «Строители». Дидактическая игра «Найди отличия». Работа с рисунком. Знакомство со звуком [Э].
15. Работа с рисунком. Дидактическая игра «Угадай, что изменилась». Работа с предлогами. Звуковой анализ.
16.Дидактическая игра «Угадай, чего не стало». Работа с рисунком. Словесная игра «Доскажи слово». Составление загадки-описания.
17.Работа с рисунком. Беседа по теме «Электроприборы». Игровая ситуация «Наведем порядок в доме». Отгадывание загадок про электроприборы.
18.Дидактическая игра «Угадай, что изменилось». Работа с рисунком. Словесная игра «Закончи предложение». Звуковой анализ.
19.Дидактическая игра «Найди половинку». Беседа по теме «Семья». Работа с рисунком. Работа с предлогами. Звуковой анализ.
20.Работа с рисунком. Дидактическая игра «Раздели картинки на группы». Словесная игра «Назови ласково». Знакомство со звуком [M].
21.Беседа по теме «Посуда». Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Работа с рисунком. Сравнение предметов посуды. Сравнение звуков [M] и [M’].
22.Дидактическая игра «Угадай, что изменилась». Отгадывание загадок о посуде. Работа с рисунком. Работа со стихотворением К. Чуковского «Федорино горе»
23.Дидактическая игра «Угадай, что появилось». Работа с рисунком. Составление рассказа по серии картинок. Отгадывание загадок о рабочих инструментах. Знакомство со звуком [K].
24.Беседа по теме «Головные уборы». Дидактическая игра «Угадай, чего не стало». Работа с рисунком. Знакомство со звуком [K’].
25.Дидактическая игра «Раздели картинки на группы». Работа с рисунком. Игра «Один-много». Звуковой анализ.
26.Беседа по теме «Одежда». Дидактическая игра «Угадай, что появилось». Работа с рисунком. Отгадывание загадок про одежду. Знакомство со звуком [П].
27.Дидактическая игра «Угадай, чего не стало». Работа с рисунком. Словесная игра «Какая одежда?». Знакомство со звуком [П’].
28.Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку». Беседа по теме «Обувь». Работа с рисунком. Отгадывание загадок про обувь. Составление рассказа по серии картинок.
29.Работа с рисунком. Дидактическая игра «Раздели картинки на группы». Словесная игра «Закончи предложение». Знакомство со звуком [H].
30.Беседа по теме «Зима». Работа с рисунком. Отгадывание загадок про зиму. Словесная игра «Доскажи слово». Знакомство со звуком [H’].
31.Повторение признаков зимы. Составление коллективного рассказа о зиме. Словесная игра «Какая погода». Работа с предлогами.
32.Беседа по теме «Звери». Дидактическая игра «Угадай, что изменилось». Работа с рисунком. Отгадывание загадок про диких животных. Знакомство со звуком [Л].
33.Дидактические игры «Угадай, что в мешочке», «Назови детенышей». Работа с рисунком. Сравнение животных. Знакомство со звуком [Л’].
34.Беседа по теме «Домашние животные». Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку». Отгадывание загадок про домашних животных. Знакомство со звуком [B].
35.Дидактическая игра «Угадай, чего не стало». Беседа по теме «Домашние птицы». Работа с предлогами. Знакомство со звуком [B’].
36.Дидактическая игра «Угадай, что появилось». Сравнение птиц. Словесная игра «Продолжи предложение». Сравнение звуков [T] и [T’].
Второй год обучения (5-6 лет):
№ |
Тема |
Количество часов |
Примечания |
||
п/п |
|
Всего |
Теоретических занятий |
Практических занятий |
|
1 |
Путешествие в страну Азбуки |
1 |
1 |
|
|
2 |
В городе звуков |
1 |
1 |
|
|
3 |
Как Ежик с Лисенком помогли девочке Ане |
1 |
1 |
|
|
4 |
Приключение девочки Оли |
1 |
1 |
|
|
5 |
В гостях у Северного Оленя |
1 |
1 |
|
|
6 |
Как наши герои спасли мышку Иришку |
1 |
1 |
|
|
7 |
В домике у Тыковки |
1 |
1 |
|
|
8 |
Лисенок-фотограф |
1 |
1 |
|
|
9 |
Прогулка на пароходе |
1 |
1 |
|
|
10 |
На карнавале Гласных звуков |
1 |
1 |
|
|
11 |
Улица Согласных звуков |
1 |
1 |
|
|
12 |
Как наши друзья подружились с Коровой |
1 |
1 |
|
|
13 |
На концерте у девочки Насти |
1 |
1 |
|
|
14 |
Про вредную девочку Нину |
1 |
1 |
|
|
15 |
Загадочный домик |
1 |
1 |
|
|
16 |
Как игрушки научили летать птенчика Петю |
1 |
1 |
|
|
17 |
Игрушки и трактор |
1 |
1 |
|
|
18 |
Знакомство с часами |
1 |
1 |
|
|
19 |
Волшебная кастрюля |
1 |
1 |
|
|
20 |
На стройке |
1 |
1 |
|
|
21 |
В гостях у Хомки |
1 |
1 |
|
|
22 |
Проделки Хрюши |
1 |
1 |
|
|
23 |
Экскурсия по городу Звуков |
1 |
1 |
|
|
24 |
Знакомство с котом Фокой |
1 |
1 |
|
|
25 |
Про мальчика Филю |
1 |
1 |
|
|
26 |
Как Лисенок учился прыгать |
1 |
1 |
|
|
27 |
Дружные Звуки |
1 |
1 |
|
|
28 |
В домике Юлы |
1 |
1 |
|
|
29 |
Яша-хвастун |
1 |
1 |
|
|
30 |
По щучьему веленью… |
1 |
1 |
|
|
31 |
Рисунок Лисенка |
1 |
1 |
|
|
32 |
В самолете |
1 |
1 |
|
|
33 |
Как Ежик управлял самолетом |
1 |
1 |
|
|
34 |
Как перепутали вещи зайчика и летчика |
1 |
1 |
|
|
35 |
Волк и ветер |
1 |
1 |
|
|
36 |
Поездка по ночным улицам |
1 |
1 |
|
|
37 |
Колыбельная для игрушек |
1 |
1 |
|
|
38 |
Лисенок и щетки |
1 |
1 |
|
|
39 |
Чаепитие |
1 |
1 |
|
|
40 |
Как Ежик и Лисенок занимались спортом |
|
|
|
|
41 |
Игрушки в башне |
1 |
1 |
|
|
42 |
Чего испугалась девочка Даша |
1 |
1 |
|
|
43 |
Рисунки для друзей |
1 |
1 |
|
|
44 |
Игрушки на соревнованиях |
1 |
1 |
|
|
45 |
Как игрушки починили карусель |
1 |
1 |
|
|
46 |
В цирке |
1 |
1 |
|
|
47 |
Знакомство с клоунами |
1 |
1 |
|
|
48 |
В гостях у гнома |
1 |
1 |
|
|
49 |
Сокровища гнома |
1 |
1 |
|
|
50 |
Угощение пчелки Зои |
1 |
1 |
|
|
51 |
Зачем надо чистить зубы |
1 |
1 |
|
|
52 |
Игрушки в тире |
1 |
1 |
|
|
53 |
В шалаше |
1 |
1 |
|
|
54 |
Как игрушки чинили машину |
1 |
1 |
|
|
55 |
Встреча с журавлями |
1 |
1 |
|
|
56 |
Подарки насекомых |
1 |
1 |
|
|
57 |
Новый друг игрушек |
1 |
1 |
|
|
58 |
Погоня за щенком |
1 |
1 |
|
|
59 |
Путешествие по Сказочной реке |
1 |
1 |
|
|
60 |
Прощание с нашими героями |
1 |
1 |
|
|
61 |
В гости к букве А |
1 |
|
1 |
|
62 |
В гости к букве О |
1 |
|
1 |
|
63 |
В гости к букве Э |
1 |
|
1 |
|
64 |
В гости к букве И |
1 |
|
1 |
|
65 |
В гости к букве Ы |
1 |
|
1 |
|
66 |
В гости к букве У |
1 |
|
1 |
|
67 |
В гости к букве Е |
1 |
|
1 |
|
68 |
В гости к букве Ю |
1 |
|
1 |
|
69 |
Встреча с Гласными звуками |
1 |
|
1 |
|
70 |
Встреча с Согласными звуками |
1 |
|
1 |
|
71 |
Наши старые знакомые – твердые и мягкие согласные |
1 |
|
1 |
|
72 |
В стране Азбуки |
1 |
|
1 |
|
Итоговое количество часов в год:
Количество часов |
|
в неделю |
в год |
2 |
72 |
7. Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
Сформирована мотивация учения и интереса к самому процесса обучения (5-6 лет).
Развито наглядно-образное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
Умеет общаться со взрослыми со сверстниками (4-5 лет), видеть мир глазами другого человека (5-6 лет).
Умеет говорить и слушать (4-5 лет), читать (5-6 лет).
Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка.
Развито умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
Расширены представлены об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
8. Критерии и формы оценки качества знаний Викторина (4-5 лет).
контрольное занятие (5-6 лет).
9. Материальное обеспечение программы
Оборудование: столы, мольберт, магнитная доска, зеркала, технические средства обучения (ТСО), и т.д.
10. Методическое обеспечение программы
Наглядные пособия: плакаты, схемы звуков, кассы букв и слогов, звуковые пеналы, таблицы, справочники, словари иллюстративные материалы, кубики Зайцева, мозаики, рабочие тетради и другие методические материалы, необходимые для проведения занятий.
11. Литература
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
- Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.
- «Буду говорить, читать, писать правильно» Г.А. Глинка, СПб, 1996.
- Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).— М.: Школьная пресса, 2001.
- Занимательное азбуковедение» В.В. Волина, Москва, 1991.
- «Упражнения для детей с детьми, имеющими трудности при обучении письму» М.М. Безруких, Москва, 1997.
8. Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2, —М.: Гном и Д, 2004.