Организация предметно-развивающей среды
в группе раннего возраста
Гупало Мария Ивановна,
воспитатель первой квалификационной категории
ГБДОУ № 64 Невского района Санкт-Петербурга
Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях; результатом накопленного опыта становятся сюжетно-образовательные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью.
Предметно развивающая среда это:
-Игровая «жилая комната».
-Книжный уголок
-Дидактический стол
-Уголок ряженья
-Зона двигательной активности
-Уголок изобразительной деятельности (ИЗО)
-Центр «Песок - вода»
Центр «Песок - вода»
Центр «Песок - вода» помогает педагогу в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3х лет. Речь идет о самодеятельной игре – экспериментировании с различными подходами для этого, предметами и природными материалами.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.
Отличается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр.
Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.
Центр «Песок и вода» требует определенных условий: центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех “4”сторон.
Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками моющимися игрушками и т.д.
Игры с песком и водой.
1. Игра «Достань ракушку» (Достань камешек)
Цель: развитие внимания, координации движений.
Содержание.
На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешек, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «Клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек ( или ракушка) опускается на дно ( глубина не более 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу реки, моря.
2.Игра «Поймай льдинку»
Цель: Развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.
Содержание.
Педагог опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!» Малыш сачком или черпачком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, педагог спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».
3. Игра «Теплый - холодный»
Цель: закрепление понятий “теплый”, ”холодный”.
Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые ( например утята и рыбка, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики – красные и синие и т.д)
Педагог наполняет одну емкость теплой водой другую холодной. Говорит ребенку «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой». Давай их искупаем. Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок, в емкость с теплой водой.
4. Игра «Что как плавает»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Содержание.
Для игры - экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка грецкого ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.)
Педагог предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду. Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов ! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание! Во время игры взрослый обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.
5. Игра «Найди шарик»
Цель: знакомство с качествами предметов – размером, формой.
Содержание.
Педагог закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает 2 предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно Закапывать предметы одной формы по разной величине.
6. Игра «Печем печенье»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики и координации движений.
Содержание.
В центре «Песок – вода» в одной емкости находится сухой песок, в другой – влажный. Педагог показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует выполнить действия, как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого – можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.
7.Игра «Капитаны»
Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.
Содержание.
Педагог наполняет емкость водой, пускает в нее бумажный кораблик.
Ребенок садиться на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного берега до другого. Показывает, что берега обозначены полосами разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щеки.
Показывает, как это можно сделать, обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет. «Но вот налетел ветер, он дует неровно. Вот так!»- взрослый дует на кораблик отрывисто, не ровно : «П-П-П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь –«П». Предлагает попробовать подуть так же и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Педагог следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, не дул очень сильно. Во время игр, педагог обязательно должен похвалить малыша за правильное выполнение задания, поддерживать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игры с песком и водой, должны приносить детям радость.