Рекомендации родителям
«Шустрики», или гиперактивные дети
Кононова Анна Борисовна,
учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №81 Фрунзенского района
Последнее время не редко родители сталкиваются с таким диагнозом, как гипердинамический синдром – что же такое? Попробуем вместе разобраться, что же стоит за этими словами врача невропатолога.
Основные признаки этого синдрома — двигательная расторможенность, чрезмерная подвижность, неспособность ребёнка к точным действиям, отвлекаемость, невнимательность, неумение сосредоточиться на чём-либо. Пребывая в постоянном движении, «шустрик» обязательно обо что-нибудь стукается, набивает синяки, шишки — и тут же о них забывает, поглощённый без остатка возможностью лично участвовать в быстротекущем процессе жизни. Он может выйти из группы, с территории детского сада, забраться в неизвестно куда идущий троллейбус. Большинство несчастных случаев происходит именно с такими детьми. У многих из их снижен болевой порог и почти отсутствует чувство самосохранения. Они всюду лезут, всё трогают, роняют, устраивают беспорядок. До самой школы им не удаётся, например, научится ходить — только бегают. Сидят они с огромным напряжением: вертятся, меняют позу, крутят что-то в руках. От статичной позы такие дети быстро устают. Взрослые прикладывают массу усилий, чтобы удержать такого ребёнка за столомхотя бы 20 минут.
Нередко такого ребёнка часто наказывают, постоянно на него кричат, забывая, что ребёнок не виноват, что родился на свет со специфическими нарушениями деятельности нервной системы. Надо выбрать единый для окружающих ребёнка взрослых стиль поведения и воспитания, оптимальный именно для него.
Именно родители в состоянии первыми заметить, когда больше возбуждается ребёнок — кто-то более подвижен с утра, а кто-то, переутомившись, не может заснуть вечером. Они имеют возможность наблюдать за сном ребёнка: многие дети во сне крутятся, спят в неестественной позе, на что тоже нужно обращать внимание. Родители могут организовать быт дошкольника, чтобы поменьше его раздражать, загрузить посильной для него деятельностью. Чтобы снизить врождённую возбудимость ребёнка, родители (возможно после дополнительной консультации невропатолога) могут использовать, например: траволечение, лёгкий массаж перед сном, ванны с солями и травами, аромотерапию.
На плечи родителей ложится умственное развитие ребёнка «шустрика»: восприятие, память, внимание. Ребёнок задаёт массу вопросов и не ждёт ответов. Новые впечатления сменяют друг друга, ведут его по жизни. Задача взрослых упорядочить эти впечатления, научить ребёнка осмысленно задавать вопросы.
Родители должны помнить, что одних занятий в детском саду не достаточно для подготовки гиперактивного ребёнка к школе. Приучать ребёнка к усидчивости нужно постепенно, чаще предлагать им занятия, требующие терпения, а также игры: конструкторы, мозаики, настольные игры с двумя участниками, где требуется соревновательный характер, это поддерживает интерес у «шустриков». Целостное задание для такого ребёнка распадается на отдельные конкретные и он от силы помнит и видит 2 первых. Гиперактивные дети не способны к выполнению заданий с отдалённым результатом. Не видя цели, дети не способны удержать в памяти определённую последовательность. Важно, чтобы ребёнок как можно больше действовал руками: примерял, ощупывал, прикидывал, сравнивал — и только потом делал вывод. Наглядно–образное, а тем более вербально–логическое мышление у таких детей ещё не развито. Первые этапы работы с гиперактивными детьми очень утомительны для взрослого, требуют от него напряжение всех душевных сил. Усвоив предложенные способы действий, ребёнок достаточно легко переносит их на аналогичные виды деятельности, а позже и на остальные.
Если с такими детьми не заниматься специально, то к 12-13 годам последствия его расторможенности, невнимательности станут уже необратимыми, и формирующаяся личность приобретает такие качества, что нормальной назвать её трудно. Из упущенных детей вырастают не просто двоечники, а безвольные, ассоциативные, зависимые от любого произведшего на них впечатление человека подростки.
Рекомендации:
1. Смена деятельности (меньше статических поз).
2. Не наказывать.
3. Как можно реже кричать.
4. Помнить, что ребёнок родился на свет со
специфическими нарушениями деятельности нервной системы.
5. Единство требований со стороны всех окружающих
ребёнка взрослых (единый стиль поведения и
воспитания).
6. Щадящий режим.
7. Постепенно вводить задания, требующие терпения,
усидчивости.
8. Обучение с опорой на кинестетические ощущения, память.
9. Использовать задания с приближённым результатом, видимой целью.