Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактические игры для детей среднего возраста

Степичева Лариса Николаевна,
ГБДОУ №87 детский сад «Исток»
Приморского района Санкт-Петербурга

Мир входит в жизнь ребенка постепенно. С начало он познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающим миром. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Это же порождает у ребенка множество вопросов, пробуждает любознательность и желание узнать больше. Удовлетворить детскую любопытность , вовлечь в активное освоение мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Учиться, играя! Решить эту проблему сумел наш современник, хорошо известный всем А.А. АМОНАШВИЛИ, который показал , как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается ребенку в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, учатся культуре общения друг с другом.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое и сложное явление: является и игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Известный детский психолог А.В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». И сейчас эти слова звучат современно.

 
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
  1. Игры с предметами (в играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, а так же природные материалы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом).
  2. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки» и др.
  3. Словесные игры.  Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения.
Для детей среднего возраста характерна большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. Увеличивается запас слов, развивается мышление. Наряду с обобщением по внешним признакам, исходя из возрастных особенностей детей, отбираются дидактические игры, способствующие развитию личности ребенка. Используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их значении. В игру включаются матрешки, шары, мозаики, лото разного вида, парные и разрезанные картинки, лоскутки различных тканей. Дети очень любят дидактические игры в сочетании с движениями. В средней группе вводятся чаще словесные игры не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений: «Что бывает длинное (широкое, высокое, низкое)?»  С расширением опыта и развитием речи детям средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в виде шутки. Дидактические игры имеют в своей основе интеллектуальные действия, связанные с конкретными мыслительными операциями: сравнение, сериация и группировка, обобщения, выделение признака, системный осмысленный поиск по условию, исключение лишнего и т.д.
    Роль воспитателя в организации игры детей среднего возраста меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за игрой и сам включается в иргу. Но все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры  объясняются до ее начала. Дети запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально.
   При первом проведении игры воспитатель на себя берет роль контролера. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому-либо из ребят. Необходимо, что бы все поняли, что и как надо делать. В процессе игры воспитатель внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности. При подведении итогов игры акцентируется внимание ребят на их успехах, если даже они были у кого-то и незначительными. Например, у одного следует отметить быстроту решения  задания, у другого старательность, настойчивость, у третьего желание играть  вместе с товарищем, договариваться, что будут делать вместе.
  Руководя играми детей, воспитатель использует их разнообразные виды, направленные на дальнейшие развитие сенсорных способностей ребят: знаний о природе и предметах окружающего мира, психических процессов, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры.
  Помимо дошкольного учреждения, играть в дидактические игры можно в условиях семьи. Поэтому необходимо помочь родителям овладеть методикой их использования в воспитании и обучении детей. Можно организовать и провести специальный семинар.
  На первых занятиях семинара родители узнают о том, что идея соединения обучения с игрой имеет свою историю, что игровой метод обучения является наиболее эффективным в работе с детьми. Будет здорово, если вы приведете высказывания выдающихся педагогов прошлого и современных- Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и Ш.А.Амонашвили – о том, что детей надо приучать к умственному труду постепенно, делая его занимательным и интересным. Раскрываю перед родителями значение дидактических игр в обучении и воспитании детей, педагог подчеркивает, что таких играх у детей развивается не только психические процессы: мышление, речь, память, произвольное внимание, - но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам, и такие социальные чувства, как сопереживание, умение придти на помощь, коллективизм и дружба.
  Полученные в ходе проведенных бесед знания помогают родителям использовать игры грамотно и целенаправленно. Воспитатель разъясняет родителям значение правил игры в формирование характера ребенка. Участники семинара под руководством воспитателя знакомятся с конкретными играми, с правилами, действиями, записывают ход игры, материал, используемый в данной игре. Для того чтобы родителям была понятна методика проведения дидактической игры, нужно организовать такие игры со всеми присутствующими на семинаре взрослыми, которые выступают в роли своих детей. При этом родители убеждаются, что любая игра, в которой есть определенные правила и действия, требуют усилия воли, внимания и быстроты мышления. Узнают о трудностях, и о радостях, которые испытывают играющие. Одна из главных задач в работе с родителями – сформировать у них самих интерес к такого рода занятиям. Постепенно родители накапливают обучающие игры, овладеют методикой их проведения, у них появится желание заниматься с ребенком. На опыте они убеждаются в том, что совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей,  уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. В беседах с родителями воспитатель советует, если он не принимают участия в игре, быть объективными, справедливыми арбитрами. Общие игры поднимают настроение детей, укрепляют их дружбу и симпатии. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения с другими детьми. Продуманное содержание игр, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей среднего дошкольного возраста. 

Список литературы:
  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1988
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»