Почему и как нужно отвечать на детские вопросы
Антонова Ольга Юрьевна
Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Однако мотивы вопросов могут быть различные. Вопросы могут быть познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакт. Познавательные же вопросы ребенок задает в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремится их пополнить, уточнить, приобрести.
Что интересует дошкольников? Содержание детских вопросов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы ни касались вопросы детей. Дети спрашивают об окружающих их предметах, далеких планетах и космосе, явлениях общественной жизни планетах и космосе, явлениях общественной жизни, природе, и всего живого на Земле.
С течением времени вопросы меняются по форме. Детей 2-3 лет интересуют названия предметов, их свойства и качества. Они задают вопросы типа где? кто? что?Детям более старшего возраста (4-4,5) свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлений действительности.
Пик вопросов приходится на возраст 4,5-5,5 лет. Почему в более старшем возрасте количество вопросов начинает уменьшатся? У ученых нет единого мнения на этот счет. Одни считают, что ребенок уже сам стремится собственными силами найти ответ на возникшие вопросы. По мнению других, это связано с условиями воспитания и обучения: взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их вопросов ( «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!») В результате у ребенка развивается представление, что задавать вопросы означает показывать свою неосведомленность.
Как отвечать на вопросы детей? Умение толково отвечать на вопрос ребенка –большое искусство. Помните, что ребенок задает вопросы не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда, важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним. Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме познавательный, но он служит для ребенком поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.
На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напротив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий ,сомнений. Итак, следующее требование - краткость и определенность ответа. Следует учитывать уровень умственного развития ребенка, обращаться к его жизненному опыту.
Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: « А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ.
Не подавляйте ребенка «грузом» своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать ребенку представления о том, что в мире много источников знаний, которыми ему предстоит овладетьЕсли вопрос ребенка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу.
Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо все слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.
Хвалите своего ребенка! Даже если он не совершил ничего выдающегося с точки зрения взрослого, все равно говорите ему слова одобрения и поддержки, потому что ребенок ждет этого. Помните: то, что для взрослого обычный шаг, для ребенка — прорыв. И он достоин похвалы!
Ш. Монтескье