Социально-коммуникативное развитие детей раннего
и дошкольного возраста в условиях
ФГОС дошкольного образования
Золотарева Лариса Ивановна,
ГБДОУ детский сад №49 Красносельского района
Главная задача государства и общества по отношению к детям –обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальность, развитие у него потенциальных возможностей и способностей.
Опыт работы в ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать больше о человеке, окружающем мире, природе. Они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребенка, создает условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стала более раскованными, раскрепощенными, открытыми. Самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Педагоги дошкольных образовательных учреждения обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении.
Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми сверстниками. Это обусловлено комплексом социально-психологических проблем: агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
-несмотря на все изменения в мире дошкольники остаются детьми, они любят играть, хотя игры тоже изменились, дети выбирают компьютерные игры.
-произошли изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике.
-отмечаются изменения в нравственном поведении детей.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения
состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.