Коллективная творческая изобразительная деятельность дошкольников
Коткова Галина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №57
Кировского района Санкт -Петербурга
«Чего один не сделает, сделаем вместе»
В. Маяковский
Актуальность.
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.
Развитие у детей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства в эстетической деятельности.
В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Коллективная форма организации дает возможность каждому ребѐнку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .
Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и еѐ содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.
Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища..
На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).
Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:
творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.
Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.
Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.
Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.
Основные формы совместной деятельности детей:
«совместно – индивидуальная», «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая».
а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.
Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.
в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Коллективная изобразительная деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с другими художественно-творческими деятельностями (с разными видами игр, музыкальной, художественной, коммуникативной).
Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. На занятиях педагог использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа. При выполнении коллективных работ по изобразительной деятельности педагог активно использует игровые методы и приемы. В основе каждого лежит специально разработанный игровой сюжет.
Планирование этапов работы по коллективной деятельности.
Подготовительный этап
Углубить собственные знания детей по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности, (рассматривание репродукций, иллюстраций, экскурсии, беседы)
Основной этап. Этап выполнения работы.
Планирование и оценка коллективной работы.
Цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создание в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия, формированию у них умений творчески работать в коллективе.
Заключительный этап. Взаимодействие детей с завершенной работой.
Выполненную детьми композицию лучше всего оставить в групповой комнате. Он станет объектом самых разных дискуссий, игр, стимулирует рождение творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции.
Задачи развития коллективной деятельности детей, выработанные на основе программы «от рождения до школы».
Вторая младшая группа
Учить, создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликациях.
Средняя группа
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.
Старшая группа
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату.
Примерное тематическое планирование занятий
Средняя группа
Месяц |
Вид |
Название |
Кол-во |
Октябрь |
Рисование на ткани |
«Ковёр из осенних листьев» |
1 |
Рисование |
«Золотая осень» |
1 |
|
Ноябрь |
Лепка сюжетная |
«Поможем Курочке найти цыплят» |
1 |
Художественный труд |
«Медвежата» |
1 |
|
Декабрь |
Рисование с элементами |
«Разноцветное одеяло» |
1 |
Аппликация |
«Новогодняя елка» |
1 |
|
Январь |
Лепка сюжетная |
«Лепим Снеговиков» |
1 |
Рисование |
«Зимний лес» |
1 |
|
Февраль |
Лепка сюжетная |
«Поздравим Пап» |
1 |
Декоративное рисование |
«Флажки для праздника» |
1 |
|
Март |
Рисование |
«Цветы для Мам» |
1 |
Рисование с нетрадиционной техникой |
«Ближе к солнышку хотим!» |
1 |
|
Апрель |
Лепка сюжетная |
«Неваляшки танцуют» |
1 |
Рисование |
«День рождение Мухи – Цокотухи» |
1 |
Старшая группа
Месяц |
Вид |
Название |
Кол-во |
Октябрь |
Рисование с элементами |
«Цветы» |
1 |
Рисование на ткани |
«Клумба из осенних цветов» |
1 |
|
Рисование |
«Осенний лес» |
1 |
|
Рисование и аппликация |
«Богатства осени» |
1 |
|
Ноябрь |
Аппликация |
«Разноцветный полет» |
1 |
Рисование и |
«Лягушка – путешественница» |
1 |
|
Рисование пластилином |
«Ветер по морю гуляет...» |
2 |
|
Лепка |
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» |
||
Декабрь |
Рисование и |
«Зима |
1 |
Аппликация обрывная |
«Зимний день» |
1 |
|
Рисование |
«Новогодняя ёлка» |
1 |
|
Рисование |
«Зимние забавы» |
1 |
|
Январь |
Рисование |
«Помогаем птицам» |
1 |
Рисование |
«Мир животных» |
1 |
|
Рисование |
Создаем «Красную книгу природы» |
1 |
|
Февраль |
Рисование |
«Скатерть» |
1 |
Рисование (орнамент) |
«Салфетка» |
1 |
|
Рисование |
«Чудо-дерево» |
1 |
|
Рисование декоративное |
«Сервиз для Федоры» |
1 |
|
Март |
Аппликация объемная |
«Сирень» |
1 |
Рисование |
«Птичий двор» |
1 |
|
Рисование |
« Под грибом» |
1 |
|
Рисование по парам |
«У лукоморья дуб зелёный» |
1 |
|
Апрель |
Рисование |
«Космос» |
2 |
Лепка |
«Космос» |
||
Рисование по парам |
« Поиграем, Шурале!» (по произведению Г.Тукая) |
1 |
|
Рисование |
«Расцвели красивые цветы» |
1 |
Подготовительная группа
Месяц |
Вид |
Название |
Кол-во |
Октябрь |
Аппликация |
«Букет цветов» |
1 |
Рисование |
«Красавица-Осень» |
1 |
|
Аппликация |
«Настроение осени» |
1 |
|
Рисование |
«Настроение осени» |
1 |
|
Ноябрь |
Лепка сюжетная |
«Братья наши меньшие» |
1 |
Рисование и |
«На дне морском» |
1 |
|
Лепка сюжетная |
«Морское дно» |
2 |
|
Лепка сюжетная |
«Рыбки играют, рыбки сверкают» |
||
Декабрь |
Лепка сюжетная |
«Белое море и Северный Ледовитый океан» |
1 |
Рисование и |
«Ой как весело зимой!» |
1 |
|
Рисование по парам |
«Карнавальный хоровод» |
1 |
|
Рисование |
«Книга о зиме» |
1 |
|
Январь |
Рисование |
«Жар-птица» |
1 |
Рисование и ручной труд |
«Детки в клетке» |
1 |
|
Рисование с элементами аппликации |
«Цирк» |
1 |
|
Февраль |
Рисование (Дымковская роспись) |
«Магазин игрушек» |
1 |
Рисование (Гжельская роспись) |
«Узоры на стекле» |
1 |
|
Рисование (Городецкая роспись) |
«Ой вы кони, мои кони…» |
1 |
|
Рисование декоративное |
«Узорчатый платок» |
1 |
|
Март |
Аппликация объёмная |
«Подарок маме» |
1 |
Аппликация |
«Цветочный мир» |
1 |
|
Рисование и Аппликация. |
«На балу у Золушки». |
2 |
|
(Дамы и кавалеры) |
|||
Апрель |
Аппликация |
«Удивительный мир жарких стран» |
2 |
Ручной труд |
«Обезьянки» |
||
Рисование (2 группы) |
«Парк Победы» |
1 |
|
Рисование |
«Мой город родной» |
1 |
Литература
- Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
- Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Смагина Т.В.“ Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, ТЦ Сфера, 2004-128с.
- «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
- КомароваТ.С. Дети в мире творчества. М.:1995.
- «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
- Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. – 2005. –№2. – С. 60.