Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Система работы по обучению детей дошкольного возраста рисованию сказки

Смирнова Татьяна Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Сказка – неизменный спутник детства, играет особую роль в жизни ребенка. Дети сопереживают героям, разделяют их чувства, живут  вместе сними в мире сказки. Им легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка. Дети любят сказки, из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
В.А.Сухомлинский писал: «Детство – это важнейший период человеческой жизни. Не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».Именно сказка издавна передает житейский опыт через образные истории.Именно в сказке ребенок усвоит уроки о добре и зле, разовьет воображение, научится управлять своими чувствами и добиваться поставленной цели. Пусть дети растут и развиваются вместе с любимыми сказочными персонажами. Ребенок, который не имел возможности слушать и рассказывать сказки, фактически оказывается отрезанным от важнейшей информации, стремления человека к чуду. В сказки, как в чудеса, невозможно верить или не верить, ими можно питаться. Человек, не получивший этого в детстве, имеет риск превратиться в вечно недовольного человека, тревожного неудачника, не верящего в собственные возможности.
Рассказывая или читая детям сказку, я прежде всего слежу за тем, чтобы они уловили суть рассказанного или прочитанного: о ком (о чем?) идет речь, что делает этот «кто-то» и почему, что явилось причиной его действия. Кто (что?) окружает нашего героя и как действия окружающего мира соотносятся с его собственными поступками – помогают или становятся препятствиями на его пути. И непременно вместе делаем вывод: беседуя о сказке, восстанавливаем сюжетную картину. Это важный момент, так как такой пересказ формирует умение создавать единый художественный образ из множества конкретных деталей. Я учу детей видеть главную мысль и выделять ее из всего рассказанного.
Вначале такая цель казалась мне недосягаемой, потому что «трудным» детям сложно воспринять, а иногда и просто дослушать сказку от начала до конца. Но это стало возможным: каждую сказку я стала рассказывать поэтапно в течение некоторого времени. Потом все вместе старались пересказать ее. При пересказывании сказки учились четко и правильно произносить звуки, развивали речевое дыхание, учились произносить звуки с разной громкостью (по подражанию, например, при пересказе сказки «Три медведя».
При знакомстве со сказкой  на занятиях я использую различные виды театров: настольный картонный театр, пальчиковый театр, театр мягкой игрушки, сценические постановки. Все эти средства в равной степени служат обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе. К тому же, неоднократно повторяя свои роли, ребенок тренируется в развитии голосового аппарата. Живые, веселые, сообразительные и смелые сказочные герои быстро находят дорогу к сердцу ребенка.
Я стараюсь подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации. Нетрадиционный подход дает и воспитателю и ребенку возможность уяснить, что в сказе или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Например, в сказке «Лисичка и серый волк» фантазируем, «а если бы была не зима, наловил бы волк хвостом рыбы? Давайте сочиним чуть-чуть иную сказку». Или «Лиса и журавль»: «А давайте придумаем,  как подружить лису с журавлем».
Итак, когда сказочные смыслы проработаны и связаны реальными жизненными ситуациями, можно использовать другую форму работы со сказками – рисование сказок.
В рисовании ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
В старшем дошкольном возрасте восприятие приобретает целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях, с их помощью ребенок может воспринять цвет, форму, размер. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления. Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач. А это значит развивать и наблюдательность, и умение сознавать увиденное, то есть развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Все образы, создаваемые детьми, в основе имеют реальную действительность.Например, чтобы представить и изобразить Жар-птицу, ребенку надо иметь правильное представление о птицах, существующих в действительности, а затем  вообразить, чем может сказочный образ Жар-птицы отличаться от обычных птиц, то есть соединить признаки реальные с волшебными и создать единый образ.
Рисование – одно из любимых занятий дошкольников. Ребята пробуют рисовать всё: и отдельные предметы, и сцены из окружающей жизни и литературных героев. Но техническое овладение приемами рисования представляет довольно большую сложность для многих детей, поэтому нужно с большим вниманием подходить к тематике работ.
Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. Детям очень интересно рисовать знакомых персонажей из любимых сказок: «Три медведя», «Лиса и кувшин», дети выбирают обычно тот эпизод, который им хотелось бы изобразить. Дети постепенно начали овладевать знаниями, умениями, навыками. В этот момент можно включить в рисование сказок нетрадиционные технологии, такие как кляксография, рисование скомканной бумагой, ватой, поролоном, тычком, ладошками, и очень интересную для детей технику «монотипия».
Хочется остановиться на такой технологии как кляксография. Всё, что нужно для работы – это бумага, жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Ребенок зачерпывает ложечкой гуашь и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается и определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Можно использовать в этом виде рисования трубочку. Ребенок дует из трубочки  на гуашевое пятно так, чтобы конец ее не касался ни пятна, ни бумаги. Это своего рода упражнение на дыхание в коррекционных целях. Таким образом дети пробовали рисовать сказочных гусей-лебедей. Пусть не у всех получились гуси-лебеди, зато все работали очень увлеченно и каждый увидел в своем рисунке что-то свое и смог объяснить свое видение.
После окончания творческих работ мы обязательно рассматриваем их и обсуждаем. Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей.
Детям доставляет удовольствие сам процесс выполнения работы. Они готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение. Рисование является одним из важнейших средств познания, так как связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно.

Список использованной литературы:

1. Н.В.Дубровская. Приглашение к творчеству. С-П, «Детство-Пресс»,2002 г.
2. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии, изд. «Речь»,
С-П,2001 г.
3. Л.Б.Фесюкова. «Воспитание сказкой», Харьков, «Фолио»,1996 г.
4. Т.С.Комарова, О.Ю.Зарянова, Л.И.Иванова и др. Изобразительное искусство
детей в детском саду и школе.
5. Рисование с детьми дошкольного возраста. Творческий центр, М.,1999.


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»