Статья
Система работы по обучению детей дошкольного возраста рисованию сказки
Смирнова Татьяна Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Сказка – неизменный спутник детства, играет особую роль в жизни ребенка. Дети сопереживают героям, разделяют их чувства, живут вместе сними в мире сказки. Им легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка. Дети любят сказки, из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
В.А.Сухомлинский писал: «Детство – это важнейший период человеческой жизни. Не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».Именно сказка издавна передает житейский опыт через образные истории.Именно в сказке ребенок усвоит уроки о добре и зле, разовьет воображение, научится управлять своими чувствами и добиваться поставленной цели. Пусть дети растут и развиваются вместе с любимыми сказочными персонажами. Ребенок, который не имел возможности слушать и рассказывать сказки, фактически оказывается отрезанным от важнейшей информации, стремления человека к чуду. В сказки, как в чудеса, невозможно верить или не верить, ими можно питаться. Человек, не получивший этого в детстве, имеет риск превратиться в вечно недовольного человека, тревожного неудачника, не верящего в собственные возможности.
Рассказывая или читая детям сказку, я прежде всего слежу за тем, чтобы они уловили суть рассказанного или прочитанного: о ком (о чем?) идет речь, что делает этот «кто-то» и почему, что явилось причиной его действия. Кто (что?) окружает нашего героя и как действия окружающего мира соотносятся с его собственными поступками – помогают или становятся препятствиями на его пути. И непременно вместе делаем вывод: беседуя о сказке, восстанавливаем сюжетную картину. Это важный момент, так как такой пересказ формирует умение создавать единый художественный образ из множества конкретных деталей. Я учу детей видеть главную мысль и выделять ее из всего рассказанного.
Вначале такая цель казалась мне недосягаемой, потому что «трудным» детям сложно воспринять, а иногда и просто дослушать сказку от начала до конца. Но это стало возможным: каждую сказку я стала рассказывать поэтапно в течение некоторого времени. Потом все вместе старались пересказать ее. При пересказывании сказки учились четко и правильно произносить звуки, развивали речевое дыхание, учились произносить звуки с разной громкостью (по подражанию, например, при пересказе сказки «Три медведя».
При знакомстве со сказкой на занятиях я использую различные виды театров: настольный картонный театр, пальчиковый театр, театр мягкой игрушки, сценические постановки. Все эти средства в равной степени служат обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе. К тому же, неоднократно повторяя свои роли, ребенок тренируется в развитии голосового аппарата. Живые, веселые, сообразительные и смелые сказочные герои быстро находят дорогу к сердцу ребенка.
Я стараюсь подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации. Нетрадиционный подход дает и воспитателю и ребенку возможность уяснить, что в сказе или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Например, в сказке «Лисичка и серый волк» фантазируем, «а если бы была не зима, наловил бы волк хвостом рыбы? Давайте сочиним чуть-чуть иную сказку». Или «Лиса и журавль»: «А давайте придумаем, как подружить лису с журавлем».
Итак, когда сказочные смыслы проработаны и связаны реальными жизненными ситуациями, можно использовать другую форму работы со сказками – рисование сказок.
В рисовании ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
В старшем дошкольном возрасте восприятие приобретает целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях, с их помощью ребенок может воспринять цвет, форму, размер. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления. Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач. А это значит развивать и наблюдательность, и умение сознавать увиденное, то есть развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Все образы, создаваемые детьми, в основе имеют реальную действительность.Например, чтобы представить и изобразить Жар-птицу, ребенку надо иметь правильное представление о птицах, существующих в действительности, а затем вообразить, чем может сказочный образ Жар-птицы отличаться от обычных птиц, то есть соединить признаки реальные с волшебными и создать единый образ.
Рисование – одно из любимых занятий дошкольников. Ребята пробуют рисовать всё: и отдельные предметы, и сцены из окружающей жизни и литературных героев. Но техническое овладение приемами рисования представляет довольно большую сложность для многих детей, поэтому нужно с большим вниманием подходить к тематике работ.
Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. Детям очень интересно рисовать знакомых персонажей из любимых сказок: «Три медведя», «Лиса и кувшин», дети выбирают обычно тот эпизод, который им хотелось бы изобразить. Дети постепенно начали овладевать знаниями, умениями, навыками. В этот момент можно включить в рисование сказок нетрадиционные технологии, такие как кляксография, рисование скомканной бумагой, ватой, поролоном, тычком, ладошками, и очень интересную для детей технику «монотипия».
Хочется остановиться на такой технологии как кляксография. Всё, что нужно для работы – это бумага, жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Ребенок зачерпывает ложечкой гуашь и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается и определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Можно использовать в этом виде рисования трубочку. Ребенок дует из трубочки на гуашевое пятно так, чтобы конец ее не касался ни пятна, ни бумаги. Это своего рода упражнение на дыхание в коррекционных целях. Таким образом дети пробовали рисовать сказочных гусей-лебедей. Пусть не у всех получились гуси-лебеди, зато все работали очень увлеченно и каждый увидел в своем рисунке что-то свое и смог объяснить свое видение.
После окончания творческих работ мы обязательно рассматриваем их и обсуждаем. Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей.
Детям доставляет удовольствие сам процесс выполнения работы. Они готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение. Рисование является одним из важнейших средств познания, так как связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно.
Список использованной литературы:
1. Н.В.Дубровская. Приглашение к творчеству. С-П, «Детство-Пресс»,2002 г.
2. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии, изд. «Речь»,
С-П,2001 г.
3. Л.Б.Фесюкова. «Воспитание сказкой», Харьков, «Фолио»,1996 г.
4. Т.С.Комарова, О.Ю.Зарянова, Л.И.Иванова и др. Изобразительное искусство
детей в детском саду и школе.
5. Рисование с детьми дошкольного возраста. Творческий центр, М.,1999.