Конспект мероприятия для детей средней группы
П.И. Чайковский «Детский альбом»
Шахбазова Надежда Александровна
Образовательная область художественно-эстетическое развитие
Цель:
Развитие художественного восприятия музыки П.И. Чайковского детьми в процессе ее слушания
Задачи:
-Познакомить детей с творчеством П.И..Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла «Детский альбом»
-Развить художественный вкус , фантазию, творческие способности
-Развитие у детей эмоционально – образного и ассоциативного восприятия музыки.
-Сформировать способность к перенесению фантазийного образа на бумагу
Интеграция образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие
Материалы и оборудование:
Мультимедийный аппарат, ноутбук, презентация «Детский альбом», Музыкальная композиция П. И. Чайковского пьесы из фортепианного цикла «Детский альбом», краски, кисти, карандаши, бумага для рисования.
Ход мероприятия
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу рассказать вам о творчестве знаменитого русского композитора Петра Ильича Чайковского
Он жил очень давно — более 100 лет назад, но он написал столько музыкальных произведений, что его и в наше время помнят и ценят. Чайковский написал много опер, балетов, симфоний, и для детей он тоже много музыки написал.
(Показ слайдов с 1 по 4)
Петр Ильич жил в те далекие времена, когда еще не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах и мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками на колесиках, но девочкам, так же как и сейчас, дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.
У Петра Ильича Чайковского был племянник, звали его Володя Давыдов, он учился играть на фортепиано, поэтому чтобы обучение игре было для него и детей его возраста было более интересным, он сочинил музыкальные пьесы, которые объединил в один альбом, который назвал «Детский альбом»
(Слайд №5)
(Показ слайда №6)
Звучит «Сладкая греза», стихотворение читается на фоне музыки.
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,-
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Воспитатель:
Слышите, это «Сладкая греза», сладкий сон. Со звуками этой музыки мы перенесемся в далекие времена и заглянем в дом Володи Давыдова. Дом большой, красивый, топится камин, вкусно пахнет пирогами. Все готовится к приходу гостей, ведь скоро начнется бал. В доме уютно, тепло, а за окном снежное, вьюжное зимнее утро, метет метелица и летит снег.
На новый год Володе подарили новую лошадку.
(звучит пьеса «Игра в лошадки» Показ слайда №7)
Слышите, это Володя спешит к своей новой лошадке.
Кто знает стихотворение про лошадку?
Дети:
Я люблю свою лошадку!
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости!
…………………………….
Прокати лошадка нас
Не один, а много раз,
По деревне сделай круг
И спеши к себе на луг!
Воспитатель:
А еще на новый год Володе подарили большую красивую коробку, в которой лежали деревянные солдатики. Ребята, давайте превратимся в солдатиков и промаршируем!
Физкультминутка:
Дети встают со стульев и друг за другом выходят, маршируя по группе и произнося слова:
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.
Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков», дети маршируют по группе под музыку.
(Показ слайда № 8)
После окончания муз. композиции, дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель:
У Володи есть сестра. Мама подарила ей новую куклу. Она так обрадовалась этому чудесному подарку и стала весело кружиться со своей новой куклой.
Девочки, давайте, и мы с вами закружимся в танце с любимой куклой.
Звучит пьеса «Новая кукла» девочки танцуют со своими любимыми куклами, импровизируя. (Показ слайда №9)
Воспитатель:
Ребята, вам понравилась эта музыка? Какая она по характеру?
Дети высказываются.
Правильно. Музыка была веселая, радостная, быстрая. Девочке подарили новую куклу, и она очень рада.
Воспитатель:
Как и все ребята, Володя с сестрой любили слушать сказки. А какой сказочный персонаж летает в ступе и живет в избушке?
Дети:
Баба-Яга!!
Воспитатель:
Правильно, П.И.Чайковский, в своем музыкальном альбоме тоже выделил страничку для сказки.
(Показ слайда №10, звучит пьеса «Баба-Яга»)
Воспитатель:
Ребята, так и слышно, как в самом начале Б.Я. идет прихрамывая, затевая что-то недоброе, затем появляется суетливое, непрерывное движение, будто Б. Я. что-то ищет, и вот музыка звучит высоко, зловеще, Б.Я. несется в ступе по воздуху, потом вдруг резко спускается вниз на землю, колдует… и вдруг пропадает.
Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать ее, но и слышать. Вот сейчас мы и проверим, как вы слышите музыку.
Я включу вам мелодию, а вы попытаетесь представить в своем воображении, что же хотел нам передать композитор.
(Звучит пьеса «Камаринская» слайд № 11)
Ребята, вставайте в круг и попробуйте передать настроение музыки в движениях.
Дети под музыку импровизируют в движениях.
Воспитатель:
Сегодня мы полистали несколько страниц «Детского альбома» П.И.Чайковского. Впереди у нас будет еще много удивительных встреч с ним. А сейчас пришло время закрывать альбом.
Но чтобы наша встреча с замечательным композитором и его произведениями осталась в памяти надолго, давайте возьмем краски и карандаши и попробуем нарисовать наиболее запомнившиеся странички из «детского альбома».
Дети рисуют картины под сопровождение музыкальных композиций из цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского
Итог мероприятия
Воспитатель:
Пусть музыка всегда живет,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поет!
Чайковского повсюду знают!
Настолько музыка П.И. Чайковского была написана от сердца от души, что она не угаснет никогда. Ребята, на память о нашей чудесной встрече с музыкой Петра Ильича Чайковского у нас останется вот этот «Детский альбом», куда мы вставим ваши чудесные рисунки – иллюстрации.
Воспитатель показывает папку - «альбом» с файлами, спрашивает, какие пьесы из детского альбома нарисовали дети.
Дети любуются рисунками.