Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
(в группах раннего возраста)
Чижова Марина Леонидовна
Важным аспектом построение воспитательно–образовательного процесса в дошкольной образовательной организации является внесение в её содержание особенностей праздничных и традиционных мероприятий. Оно направлено на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей
Содержание событий, праздников основывается на основе выбранной примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (где указываются сроки проведения праздничных и традиционных (для конкретного детского сада) мероприятий). Данные особенности организации образовательной деятельности зависят от региона, местонахождения детского сада, особенностей традиций и проводимых в детском саду мероприятий» (ПОП ДО «Детство» [2, с. 38]).
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы является примерный календарь праздников и событий, тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:
• явлениям нравственной жизни ребёнка (Дни спасибо, доброты, друзей и др.);
• окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
• миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
• наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребёнка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).
Планирование праздников и мероприятий в раннем возрасте построено на взаимодействие детей и родителей, организации совместных форм работы (выставки, совместные прогулки, занятия музыкальной деятельностью и пр.). так как, словами Березиной Татьяны Николаевны, Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основные свойства личности.
Поэтому сегодня в различных документах по дошкольному образованию, примерных программах дошкольного образования особое внимание уделяется взаимодействию педагогов дошкольного учреждения с семьями-поддержке семьи, сопровождению семьи, сотрудничеству с семьей, вовлечению родителей в педагогический процесс ДОУ.
Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми, воспитатель организует такие совместные праздники и досуги, в которых родители являются не только зрителями, но и активными участниками.
Педагогика любви, понимания, объяснения – основа системы воспитания.
Последовательность этапов
Традиция - событие-мероприятие-праздник
Организация праздников, событий и мероприятий в работе с детьми раннего возраста, характеризуется следующими особенностей:
- Для организации традиционных событий эффективно использование сюжетно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей детей, обогащения детского опыта: предметный мир, социальный мир, мир природы и пр.
Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
- В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, Проводы Зимушки-зимы и т.п., общественно-политические праздники (День народного единства России, День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др.)
- Также учитываются народные праздники и традиции, принятые в данном регионе (например, Рождественские сказки, Масленица, Встречаем Пасху и др..); включение в работу данные этнокалендаря (День книги, День матери, День театра и пр.)
- С учетом традиций, принятых в группе, у воспитателя (уход и приход ребенка; составлении и рассматривание семейных альбомов, фотовыставка «Как прошел день и пр.). Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать совместное оформление групповых газет, фотоальбомов
Задача воспитателя наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Но эффективное развитие детей невозможно без участия семьи, близких.
Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сфер детей, обогащению их личного опыта, росту самостоятельности и давало каждому ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
Список литературы
- Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 112 с.
- Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 192 с.
- Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2001. - 253 с.
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: Сфера, 2006. - 128 с.
- Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М., 1980. - 315с.