Двигательная активность дошкольников посредством подвижных игр через сказку
С раннего возраста ребенок сталкивается с необходимостью применения тех или иных движений: поднимает ножки, двигает ручками, ползает, ходит, бегает, прыгает, лазает… Некоторые умения в двигательной активности дети усваивают самостоятельно во время игр, в процессе общения со сверстниками, но без участия взрослых опыт ребенка будет случайным. Без двигательной активности, а значит без физического развития не обойтись.
Я дошкольный педагог образовательного учреждения №100 Выборгского района г. Санкт-Петербурга: Коробицына Рита Абрамовна разработала серию увлекательных, двигательных занятий на сюжетной основе, которые объединила под названием «Подвижные игры в сказках». Организация подобного рода обучения предполагает работу с подгруппами детей (10-12 человек). Атрибуты к показу или обыгрыванию сказки по окончании занятия желательно поместить в центр художественно-речевого творчества, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а главной деятельностью дошкольника в игре. Дошкольники должны много и долго играть в подвижные игры, сюжетно- ролевые, традиционные. На начальном этапе, пока ребенок мал и в его арсенале не так много слов, он показывает своего героя с помощью звукоподражаний и движений, малыш рычит и ходит, как медведь: жужжит и «летает»,как жук; прыгает и квакает, как лягушка. С неменьшим удовольствием ребенок изображает мяукающего котенка, мычащего бычка, хрюкающего поросёнка.
Возьмите сюжет любой сказки с участием этих животных: «кто сказал « мяу!»?», «Бычок смоляной бочок», «Три поросёнка», и по ходу игры ребенок будет подавать соответствующие реплики, выполнять действия. Вжиться в образ ребёнку помогут маски или костюмы персонажей.
В костюме или маске ребенок быстрее включится в действие. Чтобы дети знали примерный ход событий сказки, в начале прочтите сказку, обсудите книжные иллюстрации, посмотрите мультфильмы.
Игра должна присутствовать в жизни ребенка, ведь детство не должно уходить. Как известно, именно благодаря игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общительность, воображение, сознание ребенка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, причем именно выполнение их доставляет ему максимальное удовольствие.
Я строю занятия так, чтобы детей поджидали чудеса. Вот мы входим в музыкальный зал: слышим пение птиц, говор леса. Так начинается наша сказка «Три медведя» (в электронном журнале «Экстернат.РФ»).
Сказка превращается в двигательную игру – занятие. Она приносит детям радость, им уже ясно, что сказка-это волшебство, это интересно – и с удовольствием ждут новых встреч. Игра должна сеять разумное, доброе, вечное. Она призвана затронуть сферу переживаний детей, помочь им наладить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.