Система занятий с молодыми родителями, воспитывающими ребенка раннего возраста
Федорова Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №107
Центрального района Санкт-Петербурга
Как отмечает Н.А. Виноградова, положительные изменения, отвечающие интересам детей, происходят там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родителей, помогают семьям воспитанников в их развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.
В методической разработке представлена система занятий для молодых родителей, направленная на повышение уровня компетентности родителей в области воспитания детей раннего возраста, с целью облегчения и ускорения процесса социализации молодых семей с ребенком в условиях ДОУ.
Программа мероприятий представлена в виде цикла занятий.
Каждая встреча начинается ритуалом приветствия, направленным на предоставление участникам возможности поприветствовать друг друга и настроится на занятие.
После каждого занятия проводился анализ родительских мнений о проведенных мероприятиях: что понравилось на занятии и что хотелось бы подробнее узнать на следующих встречах.
На некоторых занятиях выступает психолог с лекциями об особенностях психического развития детей раннего возраста.
Занятия составлены с использованием рекомендаций Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной, Е.О.Севостьяновой, Л.В.Томашевской, Е.Ю.Герц, Е.В.Андрющенковой и др.
ВСТРЕЧА № 1
Тема занятия:«Первая встреча»
Задачи:
1. Познакомить участников друг с другом, выявление запросов.
2. Способствовать осознанию каждым родителем конкретных целей личного участия в занятиях, повышению мотивации к участию в занятиях
3. Снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению группы.
Краткое содержание (описание):
1. Приветствие и знакомство.
Цель: дать возможность участникам познакомиться друг с другом, переключиться на ситуацию «здесь и теперь».
Оснащение: мяч для передачи по кругу
Содержание: по кругу каждый участник представляется и формулирует свой запрос относительно содержательной стороны последующих занятий.
2. Письмо самому себе
Цель: способствовать осознанию каждым родителем конкретных целей личного участия в занятиях, повышению мотивации к обучению, актуализации личного опыта работы.
Оснащение: конверты на каждого участника тренинга; чистые листы бумаги форматом А4; клей (скотч) для опечатывания конвертов.
Содержание: каждый родитель получает конверт, на лицевой стороне которого указаны название занятия и дата его проведения.
На чистом листе бумаги каждый в свободной форме записывает свои ожидания от занятий: на какие вопросы он хотел бы получить ответы, какие теоретические знания и практические навыки хотел бы получить и освоить. Какими личными наработками хотел бы поделиться с другими участниками. Кроме того, в письме должны быть сформулированы пожелания самому себе (например, быть активным, познакомиться с некоторыми коллегами, пополнить собственную картотеку игр, получить ответ на конкретные вопросы и т.д.)
Затем письмо вкладывается в конверт, запечатывается и на лицевой стороне пишется имя адресата. Все запечатанные письма сдаются социальному педагогу.
3. Мини-лекция «Что такое раннее детство»
Оснащение: таблица «Соотношение периодизаций развития ребенка отечественных и зарубежных исследователей»
На лекции педагог освещает основные теории зарубежных и отечественных психологов, педагогов, посвященные проблеме раннего детства, и знакомит с периодизациями детского дошкольного возраста по Л. С. Выготскому, Ж. Пиаже, Э. Эриксону и др. При этом было заострено внимание слушателей на критериях, которые легли в основу данных периодизаций, и подчеркнута важность возрастного периода от 1 года до 3 лет.
4. Игра «Непослушные шарики»
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению группы.
Оснащение: 15—20 воздушных шаров.
Содержание: игра проводится в четырех подгруппах. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя замкнутую фигуру любой формы. Каждой команде социальный педагог выдает 2—3 воздушных шарика одного цвета. Задача участников — любыми способами, не расцепляя рук, удерживать шарики в воздухе как можно дольше. (На шарики можно дуть, подкидывать их головой, плечом и т. д.) Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать все шарики в воздухе, не уронив их на пол.
Количество шариков может варьироваться от 1 до 4—5, в зависимости от количества участников и отведенного на игру времени. В процессе игры добавлялись командам по 2—3 шарика. Это активизировало каждого участника и оживило игру.
Музыкальное сопровождение: фрагменты из балета А. Хачатуряна «Гаянэ» - «Танец с саблями».
5. Рефлексия
6. Стенгазета «Моя семья»
Родителям предлагается дома совместно со своей семьей, используя семейные фотографии, краски, маркеры и пр. сделать к следующей встрече стенгазету «Моя семья», которая рассказывала бы об интересах, досуге и жизни семьи.
ВСТРЕЧА № 2
Тема мероприятия: «Приятное с полезным» (на мероприятии организуется чаепитие)
Задачи:
1. Создать атмосферу комфорта, способствовать раскрытию каждого родителя.
2. Познакомить родителей с особенностями эмоционального развития детей раннего возраста
Краткое содержание (описание):
1. Ритуал приветствия
Группа делится на пары или на тройки (в зависимости от общей численности). После 1—2-минутного обсуждения каждая пара (тройка) произносит хором или демонстрирует придуманное ими короткое приветствие (оно может состоять всего лишь из одной фразы или из одного жеста).
2. Мини-лекция психолога «Эмоциональное развитие детей раннего возраста»
Цель: рассмотреть связь психических функций с эмоциональной сферой ребенка.
Содержание: рассмотрение вопроса эмоционального развития ребенка и проявлений таких основных сильных эмоциональных реакций как гнев, радость, восторг, тревога и пр., присущих для указанного периода.
3. Демонстрация стенгазет «Моя семья».
Каждая молодая семья представляет стенгазету о свое семье, рассказывает о традициях, интересах, досугах и пр.
4. Оформление выставки «Моя семья».
Родители сообща вешают газеты на стены, тем самым оформляя выставку для детей.
5. Упражнение «Забавный случай».
Цель: рассмотреть связь психических функций с эмоциональной сферой ребенка.
Каждая семья рассказывает один, два интересных случая, связанных со своим ребенком, которые подняли им настроение.
6. Рефлексия
ВСТРЕЧА № 3
Тема занятия:«Учимся наблюдать»
Задачи:
1. Расширять знания родителей в области психофизиологии ребенка раннего возраста.
2. Обучать навыкам наблюдения за ребенком
3. Формировать умения устанавливать контакт с ребенком в игре.
Краткое содержание (описание):
1. Приветствие
Ритуал приветствия «Пожелания». Каждый участник группы по кругу встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
2. Мини-лекция психолога «Психофизическое развитие ребенка раннего возраста»
Цель: дать более полное отражение специфики периода раннего детства.
Знакомство родителей и обобщение уже имеющиеся у них знания о физических особенностях развития детей раннего возраста и как они сопрягаются с психическим развитием ребенка.
3. «Вопрос-ответ»
Ответы психолога на вопросы родителей.
4. Упражнение «Учимся наблюдать»
Цель: отработать навыки наблюдения у родителей, установление контактов в общении.
Содержание: двое родителей (по желанию) получали карточку с описанием какой-либо ситуации, которая после небольшой подготовки разыгрывается в группе. Остальные родители, сидя в кругу, наблюдают и записывают свои наблюдения.
Затем группа делится на 3-4 подгруппы, каждая из которых после обсуждения составляет свой вариант результатов наблюдения, который зачитывается в кругу. В заключение проводится общее обсуждение, в ходе которого тренер может задать следующие вопросы: какие трудности возникли в процессе выполнения упражнения, на каком этапе (индивидуальном или групповом) было сложнее, удалось ли составить объективное описание и др. Два добровольца разыгрывают ситуацию, описанную в карточке (раздаточный материал) перед аудиторией. Далее участники делятся на 3-4 группы и формируют свой вариант наблюдений, который зачитывается по кругу. Обсуждение вариантов.
5. Упражнение «Игры для родителей и детей»
Цель: познакомить родителей с авторскими играми для детей раннего возраста.
Содержание: каждый родитель получает описание авторских игр (Лютова Е.К., Монина Е.Г. «Тренинг общения с ребенком») и выбирает из них три, которые, на их взгляд, наиболее полезны для развития детей раннего возраста. Затем каждый, по кругу, зачитывает название выбранных им игр и объясняет, по какому критерию осуществлен выбор.
Как правило, все игры условно можно разделить на три категории:
- игры, направленные на интеллектуальное развитие;
- игры, направленные на эмоциональное развитие;
- игры, направленные на физическое развитие.
После этого родители обсуждают, какое направление в развитии малыша должно быть приоритетным.
6. Рефлексия
ВСТРЕЧА № 4
Тема занятия:«Темпераментные детки»
Задачи:
1. Познакомить родителей с основными типами темперамента.
2. Помочь подобрать родителям игры для своих детей с учетом типа темперамента, к которому они относятся.
Краткое содержание (описание):
1. Приветствие
Ритуал приветствия «Танцевальный». Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего каждый говорит что-то приятное, оказавшемуся рядом участнику.
2. Мини-лекция «Темперамент»
Цель: познакомить родителей с понятием темперамент и его основными типами.
Оснащение: Таблица-памятка «Схема типов темперамента»
Описание: педагог дает определение термина «темперамент», кратко знакомит участников с основными теориями темперамента (Аристотель, И, Кант, И, П. Павлов, Г, Айзенк), обращая внимание родителей на особенности проявления темперамента в раннем возрасте. По окончании целесообразно обсудить с участниками, как можно учитывать темперамент ребенка в планировании педагогического процесса, воспитании ребенка родителями и при организации развивающей среды.
3. Упражнение «Игры для детей»
Участники делятся на несколько групп, каждой из которых выдается карточка с указанием одного из типов темперамента. Участники выбирают из предложенных педагогом и проводят одну-две игры для детей с определенным типом темперамента.
4. Упражнение «Портрет ребенка»
Участники уже существующих групп пытаются изобразить на листе А3 «портрет ребенка», с предложенным им ранее типом темперамента (внешность, предпочтения и пр.)
5. Рефлексия
ВСТРЕЧА № 5
Тема занятия:«Общение детей»
Задачи:
1. Обозначить основные особенности общения детей раннего возраста.
2. Рассмотреть проблемы, с которыми встречаются взрослые при общении с детьми раннего возраста.
3. Развивать выразительность движений, необходимых при общении с малышом.
Краткое содержание (описание):
1. Приветствие
Ритуал приветствия «Карусель»
Участники образуют два круга – внутренний и внешний. Под музыку начинают движение, по сигналу ведущего останавливаются, приветствуют участника, с которым оказались в паре.
2. Упражнение «Как говорить с ребенком».
Педагог задает группе вопрос: «Можно ли при взаимодействии с ребенком использовать для названия предметов или действий не взрослые — правильные слова, а их упрощенные, облегченные варианты?» Как правило, мнение группы разделяется. Поэтому дальнейшая работа проходит в подгруппах, в зависимости от высказанного мнения. Одни родители высказывают положительные стороны облегченного, «детского» называния предметов, а другие доказывают отрицательные стороны подобного общения.
3. Мини-лекция психолога «Особенности общения детей раннего возраста»
Цель: обозначить основные особенности общения детей раннего возраста.
Описание: выступление психолога. Период раннего детства является достаточно противоречивым. Ребенок испытывает как привязанность к взрослому, так и чувство легкого раздражения к нему, одновременно стремится к самостоятельности и хочет ощущать зависимость от взрослого. Поэтому необходимо обратить особое внимание слушателей на особенности взаимодействия родителей, педагогов и других взрослых с детьми от 1 года до 3 лет.
4. Упражнение «Качество взрослого»
Цель: предоставить родителям возможность поразмышлять над тем «Какой я родитель»
Содержание: упражнение проводится в подгруппах. В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2—3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить без слов, а показать только с помощью невербальных средств общения. Остальные члены группы отгадывают, какое качество показывают родители. После того, как все подгруппы представят свое актерское мастерство, проводится обсуждение в кругу. Педагог предлагает высказать свое согласие или несогласие по поводу выбранных качеств.
5. Рефлексия
ВСТРЕЧА № 6
Тема занятия:«Ох уж эти капризы!»
Задачи:
1. Выделить главные трудности взаимодействия с детьми раннего возраста.
2. Познакомить родителей с истоками детских капризов и методами их преодоления.
Краткое содержание (описание):
1. Приветствие
Ритуал приветствия «Игра в мяч». Участники стоят в кругу. Педагог называет имя одного из играющих и бросает ему мяч, показывая жест приветствия. Тот в свою очередь бросает мяч другому участнику и называя его имя, высказывает пожелания, либо приветствует жестом.
2. Упражнение «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста»
Цель: Выделить главные трудности взаимодействия с детьми раннего возраста, обобщить опыт участников тренинга.
Оснащение: магнитно-маркерная доска
Содержание. Данное упражнение проводится в три этапа.
1-й этап. Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые, общаясь с детьми раннего возраста. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание.
2-ой этап. Посредством обсуждения в течение 10 минут члены подгруппы определяют уровень сложности каждой проблемы, зафиксированной в общем списке на доске.
3-ий этап. Каждая подгруппа получает задание: описать основные направления и определенные методы работы, способствующие решению актуальных проблем взаимодействия с детьми раннего возраста.
Затем представители каждой команды сообщают результаты подгрупповой работы, зачитывая свои рекомендации.
На заключительном этапе выполнения упражнения проводится групповое обсуждение предложенных методов и приемов работы.
3. Беседа с родителями «Капризы и упрямство»
Цель: разобраться в истоках детских капризов и методов их преодоления
Содержание: в данной беседе были подробно рассмотрены следующие вопросы:
- характеристика основных понятий «каприз», «упрямство»;
- истоки детских капризов;
- пути преодоления капризов.
4. Поделка «Подарок моему капризному малышу»
Каждый из родителей делает в технике оригами кролика для своего малыша по инструкции, даваемой социальным педагогом. Данный персонаж послужит некой выручалочкой, которая поможет скорректировать поведение малыша и повысить его интерес к необходимым действиям. Например, можно рассказать малышу, что кролик пришел к нему в гости и будет вместе с ним жить, но очень маленький и хрупкий, поэтому за ним нужно ухаживать, его надо вовремя укладывать спать, если кролик разбросает игрушки, то нужно научить его убирать их и пр.
5. Рефлексия
ВСТРЕЧА № 7
Тема занятия:«Особые дети»
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями взаимодействия с некоторыми «особыми» категориями детей раннего возраста.
2. Научить участников анализировать экстремальные ситуации и вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.
3. Научить родителей проведению с детьми методик, служащих для расслабления и успокоения.
Краткое содержание (описание):
1. Приветствие
Ритуал приветствия «Какой прекрасный день».
Каждый участник, по кругу передавая цветок, приветствует всех участников тренинга и рассказывает об одной хорошей новости, либо случае, возможно просто наблюдении, которое произошло у него в течение дня, и порадовало его; и желает, чтобы у всех был такой же прекрасный день и солнечное настроение.
2. Мини-лекция психолога «Особые дети»
Родителям рассказывают о трех категориях «особых» детей – агрессивные, тревожные, гиперактивные и об особенностях взаимодействия с ними.
3. Упражнение «Жалоба родителей»
В этом упражнении педагог зачитывает ситуацию, после чего идет ее обсуждение поведения того или иного персонажа.
4. Игра «Сорви яблоки»
(Проводится для расслабления и успокоения)
Педагог предлагает участникам встать так, чтобы вокруг каждого было достаточно свободного места, и зачитывает текст – указание, в котором просит воспроизвести определенные движения телом, для того, чтобы сорвать визуализируемые яблоки.
5. Групповое упражнение «Трудно быть гиперактивным»
Цель: Дать возможность участникам упражнения побывать в роли гиперактивного ребенка, прочувствовать и понять те проблемы, с которыми ежедневно сталкивается такой малыш.
Содержание: Моделирование поведения гиперактивного ребенка посредством предлагаемых участникам инструкций.
6. Рефлексия
ВСТРЕЧА № 8
Тема занятия:«Пойми меня»
Задачи:
1. Предоставить родителям общую познавательную информацию о развитии мышления и речи детей раннего возраста.
2. Дать возможность участникам обсудить волнующую их проблему.
3. Рассмотреть связь психических функций с эмоциональной сферой ребенка.
Краткое содержание (описание):
1. Приветствие
Каждый участник приветствует сидящего справа и слева от него коллегу словом или фразой на иностранном языке (hello, good morning, bonjour, guten Tag, доброго ранку и др.). Если кто-то не может вспомнить, как приветствуют друг друга люди различных национальностей, то он показывает любой приветственный жест.
2. Мини-лекция психолога «Особенности развития мышления и речи детей раннего возраста»
Теоретической основой данной мини-лекции послужили работы Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, М. Дональдсон, Л. С. Выготского и др., в которых отмечается, что мышление детей раннего возраста является наглядно-действенным.
3. Упражнение
Педагог знакомит участников упражнения с одной из ситуаций и выдает карточку с возможными вариантами ответов на происходящее. Затем каждому участнику выдается карточка с номером (от 1 до 24). Это номер высказывания, которое участник должен будет представить с помощью мимики и жестов. Упражнение может проходить как в кругу, так и в подгруппах по 5—7 человек.
4. Рефлексия
ВСТРЕЧА № 9
Тема занятия:Праздник «В весеннем лесу»
Задачи:
1. Вовлекать родителей в совместную досуговую деятельность с детьми в ДОУ.
2. Показать родителям разнообразные игровые способы взаимодействия, способствующие развитию познавательных интересов детей, укреплению их психического и физического здоровья.
3. Содействовать развитию эмоциональной сферы малышей, воспитанию интереса к природе.
4. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений.
Краткое содержание (описание):
Проведение праздника «В весеннем лесу» по прописанному сценарию с включением родителей в основной сюжет.
ВСТРЕЧА № 10
Тема занятия:«Вспомнить все»
Задачи:
1. Закрепить навыки взаимодействия взрослого и ребенка в экстремальной ситуации.
2. Отметить важную роль игры в развитии ребенка
3. Познакомить участников с авторскими играми для детей раннего возраста.
4. Обобщить полученный на встречах опыт.
Краткое содержание (описание):
1. Приветствие.
Каждый участник по кругу приветствует всех участников тренинга и говорит одной фразой, что объединяет их группу.
2. Игра «Горячо, утюг».
Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому из них и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребенок. Участник, к которому обращена фраза в соответствии с ситуацией, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребенка.
3. Упражнение «Родительское собрание»
Упражнение проходит в подгруппах. Педагог дает общую инструкцию для всех участников: «Подготовить и провести родительское собрание». Каждая подгруппа получает карточку с темой собрания. Затем каждая подгруппа в течение 10 минут подготавливает родительское собрание на указанную в карточке тему, после чего проводит презентацию.
4. Мини-лекция «Роль игры в развитии ребенка раннего возраста»
При проведении этой мини-лекции отмечается важная роль игры в развитии ребенка, приведятся разные точки зрения российских и зарубежных психологов на понятие «игровая деятельность», разъясняется специфика игры в раннем детском возрасте.
5. Организация игры.
Родители проводят для других участников игру из предложенных педагогом.
6. Упражнение «Письмо самому себе» (2-ой этап. Заключительный)
Педагог раздает участникам конверты с письмами, которые они написали себе на первой встрече. Каждый распечатывает свой конверт и еще раз читает содержание письма. После этого участники отвечают на вопросы об эффективности и полезности проведенных занятий.
7. Анкета эффективности проведенных мероприятий
8. Рефлексия