Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Система занятий с молодыми родителями, воспитывающими ребенка раннего возраста

Федорова Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №107
Центрального района Санкт-Петербурга

Как отмечает Н.А. Виноградова, положительные изменения, отвечающие интересам детей, происходят там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родителей, помогают семьям воспитанников в их развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.

В методической разработке представлена система занятий для молодых родителей, направленная на повышение уровня компетентности родителей в области воспитания детей раннего возраста, с целью облегчения и ускорения процесса социализации молодых семей с ребенком в условиях  ДОУ.

Программа мероприятий представлена в виде цикла занятий.

Каждая встреча начинается ритуалом приветствия, направленным на предоставление участникам возможности поприветствовать друг друга и настроится на занятие.

После каждого занятия проводился анализ родительских мнений о проведенных мероприятиях: что понравилось на занятии и что хотелось бы подробнее узнать на следующих встречах.

На некоторых занятиях выступает психолог с лекциями об особенностях психического развития детей раннего возраста.

Занятия составлены с использованием рекомендаций Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной, Е.О.Севостьяновой, Л.В.Томашевской, Е.Ю.Герц, Е.В.Андрющенковой и др.

 

ВСТРЕЧА № 1

 

Тема занятия:«Первая встреча»

Задачи:

1.     Познакомить  участников друг с другом, выявление запросов.

2.     Способствовать осознанию каждым родителем конкретных целей личного участия в занятиях, повышению мотивации к участию в занятиях

3.     Снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению группы.

Краткое содержание (описание):

1.     Приветствие и знакомство.

Цель: дать возможность участникам познакомиться друг с другом, переключиться на ситуацию «здесь и теперь».

Оснащение:  мяч для передачи по кругу

Содержание: по кругу каждый участник представляется и формулирует свой запрос относительно содержательной стороны последующих занятий.

2.     Письмо самому себе

Цель: способствовать осознанию каждым родителем  конкретных целей личного участия в занятиях, повышению мотивации к обучению, актуализации личного опыта работы.

Оснащение: конверты на каждого участника тренинга; чистые листы бумаги форматом А4; клей (скотч) для опечатывания конвертов.

Содержание: каждый родитель получает конверт, на лицевой стороне которого указаны название занятия и дата его проведения.

На чистом листе бумаги каждый в свободной форме записывает свои ожидания от занятий: на какие вопросы он хотел бы получить ответы, какие теоретические знания и практические навыки хотел бы получить и освоить. Какими личными наработками хотел бы поделиться с другими участниками. Кроме того, в письме должны быть сформулированы пожелания самому себе (например, быть активным, познакомиться с некоторыми коллегами, пополнить собственную картотеку игр, получить ответ на конкретные вопросы и т.д.)

Затем письмо вкладывается в конверт, запечатывается и на лицевой стороне пишется имя адресата. Все запечатанные письма сдаются социальному педагогу.

3.     Мини-лекция «Что такое раннее детство»

Оснащение: таблица «Соотношение периодизаций развития ребенка отечественных и зарубежных исследователей»

На лекции педагог освещает  основные теории зарубежных и отечественных психологов, педагогов,  посвященные проблеме раннего детства, и знакомит с периодизациями детского дошкольного возраста по    Л. С. Выготскому, Ж. Пиаже, Э. Эриксону и др. При этом было заострено внимание слушателей на критериях, которые легли в основу данных периодизаций, и подчеркнута важность возрастного периода от 1 года до 3 лет.

4.     Игра «Непослушные шарики»

Цель:  снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению группы.

Оснащение: 15—20 воздушных шаров.

Содержание: игра проводится в четырех подгруппах. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя замкнутую фигуру любой формы. Каждой команде социальный педагог выдает 2—3 воздушных шарика одного цвета. Задача участников — любыми способами, не расцепляя рук, удерживать шарики в воздухе как можно дольше. (На шарики можно дуть, подкидывать их головой, плечом и т. д.) Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать все шарики в воздухе, не уронив их на пол.

Количество шариков может варьироваться от 1 до 4—5, в зависимости от количества участников и отведенного на игру времени. В процессе игры  добавлялись командам по 2—3 шарика. Это активизировало каждого участника и оживило игру.

Музыкальное сопровождение: фрагменты из балета А. Хачатуряна «Гаянэ» - «Танец с саблями».

5.     Рефлексия

6.     Стенгазета «Моя семья»

Родителям предлагается дома совместно со своей семьей, используя семейные фотографии, краски, маркеры и пр. сделать к следующей встрече стенгазету «Моя семья», которая рассказывала бы об интересах, досуге и жизни семьи.

 

ВСТРЕЧА № 2

 

Тема мероприятия:  «Приятное с полезным»       (на мероприятии организуется чаепитие)

Задачи:

1.     Создать атмосферу комфорта, способствовать раскрытию каждого родителя.

2.     Познакомить родителей с особенностями эмоционального развития детей раннего возраста

Краткое содержание (описание):

1.     Ритуал приветствия

Группа делится на пары или на тройки (в зависимости от общей численности). После 1—2-минутного обсуждения каждая пара (тройка) произносит хором или демонстрирует придуманное ими короткое приветствие (оно может состоять всего лишь из одной фразы или из одного жеста).

2.     Мини-лекция  психолога      «Эмоциональное развитие детей раннего возраста»

Цель: рассмотреть связь психических функций с эмоциональной сферой ребенка.

Содержание: рассмотрение вопроса эмоционального развития ребенка и проявлений таких основных сильных эмоциональных реакций как гнев, радость, восторг, тревога и пр., присущих для указанного периода.

3.     Демонстрация стенгазет «Моя семья».

Каждая молодая семья представляет стенгазету о  свое семье, рассказывает о традициях, интересах, досугах и пр.

4.     Оформление выставки «Моя семья».

Родители сообща вешают газеты на стены, тем самым оформляя выставку для детей.

5.     Упражнение «Забавный случай».

Цель: рассмотреть связь психических функций с эмоциональной сферой ребенка.

Каждая семья рассказывает один, два интересных случая, связанных со своим ребенком, которые подняли им настроение.

6.     Рефлексия

 

ВСТРЕЧА № 3

 

Тема занятия:«Учимся наблюдать»

Задачи:

1.     Расширять знания родителей в области психофизиологии ребенка раннего возраста.

2.     Обучать навыкам наблюдения за ребенком

3.     Формировать умения устанавливать контакт с ребенком в игре.

Краткое содержание (описание):

1.     Приветствие

Ритуал приветствия «Пожелания». Каждый участник группы по кругу встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2.     Мини-лекция психолога «Психофизическое развитие ребенка раннего возраста»

Цель: дать более полное отражение специфики периода раннего детства.

Знакомство  родителей  и обобщение уже имеющиеся у них знания о физических особенностях развития детей раннего возраста и как они сопрягаются с психическим развитием ребенка.

3.      «Вопрос-ответ»

Ответы психолога на вопросы родителей.

4.     Упражнение «Учимся наблюдать»

Цель: отработать навыки наблюдения у родителей, установление  контактов в общении.

Содержание: двое родителей (по желанию) получали карточку с описанием какой-либо ситуации,  которая после небольшой подготовки разыгрывается в группе. Остальные родители, сидя в кругу, наблюдают и записывают свои наблюдения.

Затем группа делится на 3-4 подгруппы, каждая из которых после обсуждения составляет свой вариант результатов наблюдения, который зачитывается в кругу. В заключение проводится общее обсуждение, в ходе которого тренер может задать следующие вопросы: какие трудности возникли в процессе выполнения упражнения, на каком этапе (индивидуальном или групповом) было сложнее, удалось ли составить объективное описание и др. Два добровольца разыгрывают ситуацию, описанную в карточке (раздаточный материал) перед аудиторией. Далее участники делятся на 3-4 группы и формируют свой вариант наблюдений, который  зачитывается по кругу. Обсуждение вариантов.

5.     Упражнение «Игры для родителей и детей»

Цель: познакомить родителей с авторскими играми для детей раннего возраста.

Содержание: каждый родитель получает описание авторских игр (Лютова Е.К., Монина Е.Г.  «Тренинг общения с ребенком») и выбирает из них три, которые, на их взгляд, наиболее полезны для развития детей раннего возраста. Затем каждый, по кругу, зачитывает название выбранных им игр и объясняет, по какому критерию осуществлен выбор.

Как правило, все игры условно можно разделить на три категории:

-       игры, направленные на интеллектуальное развитие;

-       игры, направленные на эмоциональное развитие;

-       игры, направленные на физическое развитие.

После этого родители обсуждают, какое направление в развитии малыша должно быть приоритетным.

6.     Рефлексия

 

ВСТРЕЧА № 4

 

Тема занятия:«Темпераментные детки»

Задачи:

1.     Познакомить родителей с основными типами темперамента.

2.     Помочь подобрать родителям игры для своих детей с учетом типа темперамента, к которому они относятся.

Краткое содержание (описание):

1.     Приветствие

Ритуал приветствия «Танцевальный». Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего каждый говорит что-то приятное, оказавшемуся рядом участнику.

2.     Мини-лекция «Темперамент»

Цель: познакомить родителей с понятием темперамент и его основными типами.

Оснащение: Таблица-памятка «Схема типов темперамента»

Описание: педагог дает определение термина «темперамент», кратко знакомит участников с основными теориями темперамента (Аристотель, И, Кант, И, П. Павлов, Г, Айзенк), обращая внимание родителей на особенности проявления темперамента в раннем возрасте. По окончании целесообразно обсудить с участниками, как можно учитывать темперамент ребенка в планировании педагогического процесса, воспитании ребенка родителями и при организации развивающей среды.

3.     Упражнение «Игры для детей»

Участники делятся на несколько групп, каждой из которых выдается карточка с указанием одного из типов темперамента. Участники выбирают из предложенных педагогом  и проводят одну-две игры для детей с определенным типом темперамента.  

4.     Упражнение «Портрет ребенка»

Участники уже существующих групп пытаются изобразить на листе А3 «портрет ребенка», с предложенным им ранее типом темперамента (внешность, предпочтения и пр.)

5.     Рефлексия

 

ВСТРЕЧА № 5

 

Тема занятия:«Общение детей»

Задачи:

1.     Обозначить основные особенности общения детей раннего возраста.

2.     Рассмотреть проблемы, с которыми встречаются взрослые при общении с детьми раннего возраста.

3.     Развивать выразительность движений, необходимых при общении с малышом.

Краткое содержание (описание):

1.     Приветствие

Ритуал приветствия «Карусель»

Участники образуют два круга – внутренний и внешний. Под музыку начинают движение, по сигналу ведущего останавливаются, приветствуют участника, с которым оказались в паре.

2.     Упражнение «Как говорить с ребенком».

Педагог задает группе вопрос: «Можно ли при взаимодействии с ребенком использовать для названия предметов или действий не взрослые — правильные слова, а их упрощенные, облегченные варианты?» Как правило, мнение группы разделяется. Поэтому дальнейшая работа проходит в подгруппах, в зависимости от высказанного мнения. Одни родители высказывают положительные стороны облегченного, «детского» называния предметов, а другие доказывают отрицательные стороны подобного общения.

3.     Мини-лекция  психолога «Особенности общения детей раннего возраста»

Цель: обозначить основные особенности общения детей раннего возраста.

Описание: выступление психолога. Период раннего детства является достаточно противоречивым. Ребенок испытывает как привязанность к взрослому, так и чувство легкого раздражения к нему, одновременно стремится к самостоятельности и хочет ощущать зависимость от взрослого. Поэтому  необходимо обратить особое внимание слушателей на особенности взаимодействия родителей, педагогов и других взрослых с детьми от 1 года до 3 лет.

4.     Упражнение «Качество взрослого»

Цель: предоставить родителям возможность поразмышлять над тем «Какой я родитель»

Содержание: упражнение проводится в подгруппах. В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2—3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить без слов, а показать только с помощью невербальных средств общения. Остальные члены группы отгадывают, какое качество показывают родители. После того, как все подгруппы представят свое актерское мастерство, проводится обсуждение в кругу. Педагог предлагает высказать свое согласие или несогласие по поводу выбранных качеств.

5.     Рефлексия

 

ВСТРЕЧА № 6

 

Тема занятия:«Ох уж эти капризы!»

Задачи:

1.     Выделить главные трудности взаимодействия с детьми раннего возраста.

2.     Познакомить родителей с истоками детских капризов и методами их преодоления.

Краткое содержание (описание):

1.     Приветствие

Ритуал приветствия «Игра в мяч». Участники стоят в кругу.  Педагог называет имя одного из играющих и бросает ему мяч, показывая жест приветствия. Тот в свою очередь бросает мяч другому участнику и называя его имя, высказывает пожелания, либо приветствует жестом.

2.     Упражнение «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста»

Цель: Выделить главные трудности взаимодействия с детьми раннего возраста, обобщить опыт участников тренинга.

Оснащение: магнитно-маркерная  доска

Содержание. Данное упражнение проводится в три этапа.

1-й этап.  Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые, общаясь с детьми раннего возраста. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание.

2-ой этап. Посредством обсуждения в течение 10 минут  члены подгруппы определяют уровень сложности каждой проблемы, зафиксированной в общем списке на доске.

3-ий этап.  Каждая подгруппа получает задание: описать основные направления и определенные методы работы, способствующие решению актуальных проблем взаимодействия с детьми раннего возраста.

Затем представители каждой команды сообщают результаты подгрупповой работы, зачитывая свои рекомендации.

На заключительном этапе выполнения упражнения проводится групповое обсуждение предложенных методов и приемов работы.

3.     Беседа с родителями «Капризы и упрямство»

Цель: разобраться в истоках детских капризов и методов их преодоления

Содержание: в данной беседе были подробно рассмотрены следующие вопросы:

-       характеристика основных понятий «каприз», «упрямство»;

-       истоки детских капризов;

-       пути преодоления капризов.

4.     Поделка «Подарок моему капризному малышу»

Каждый из родителей делает в технике оригами кролика для своего малыша по инструкции, даваемой социальным педагогом. Данный персонаж послужит некой выручалочкой, которая поможет скорректировать поведение малыша и повысить его интерес к необходимым действиям. Например, можно рассказать малышу, что кролик пришел к нему в гости и будет вместе с ним жить, но очень маленький и хрупкий, поэтому за ним нужно ухаживать, его надо вовремя укладывать спать, если кролик разбросает игрушки, то нужно научить его убирать их и пр.

5.     Рефлексия

ВСТРЕЧА № 7

Тема занятия:«Особые дети»

Задачи:

1.     Познакомить родителей с особенностями взаимодействия с некоторыми «особыми» категориями детей раннего возраста.

2.     Научить участников анализировать экстремальные ситуации и вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.

3.     Научить родителей проведению  с детьми методик, служащих для расслабления и успокоения.

Краткое содержание (описание):

1.     Приветствие

Ритуал приветствия «Какой прекрасный день».

Каждый участник, по кругу передавая цветок, приветствует всех участников тренинга и рассказывает об одной хорошей новости, либо случае, возможно просто наблюдении, которое произошло у него в течение дня, и порадовало его; и желает, чтобы у всех был такой же прекрасный день и солнечное настроение.

2.     Мини-лекция психолога «Особые дети»

Родителям рассказывают о трех категориях «особых» детей – агрессивные, тревожные, гиперактивные  и об особенностях  взаимодействия с ними.

3.     Упражнение «Жалоба родителей»

В этом упражнении педагог  зачитывает ситуацию, после чего идет ее обсуждение поведения того или иного персонажа.

4.     Игра «Сорви яблоки»

(Проводится для расслабления и успокоения)

Педагог предлагает участникам встать так, чтобы вокруг каждого было достаточно свободного места, и зачитывает текст – указание, в котором просит воспроизвести определенные движения телом, для того, чтобы сорвать визуализируемые яблоки.

5.     Групповое упражнение «Трудно быть гиперактивным»

Цель: Дать возможность участникам упражнения побывать в роли гиперактивного ребенка, прочувствовать и понять те проблемы, с которыми ежедневно сталкивается такой малыш.

Содержание: Моделирование поведения гиперактивного ребенка посредством предлагаемых участникам  инструкций.

6.     Рефлексия

ВСТРЕЧА № 8

Тема занятия:«Пойми меня»

Задачи:

1.     Предоставить родителям общую познавательную информацию о развитии мышления и речи детей раннего возраста.

2.     Дать возможность участникам обсудить волнующую их проблему.

3.     Рассмотреть связь психических функций с эмоциональной сферой ребенка.

Краткое содержание (описание):

1.     Приветствие

Каждый участник приветствует сидящего справа и слева от него коллегу словом или фразой на иностранном языке (hello, good morning, bonjour, guten Tag, доброго ранку и др.). Если кто-то не может вспомнить, как приветствуют друг друга люди различных национальностей, то он показывает любой приветственный жест.

2.     Мини-лекция психолога «Особенности развития мышления и речи детей раннего возраста»

Теоретической основой данной мини-лекции послужили работы        Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, М. Дональдсон,                       Л. С. Выготского и др., в которых отмечается, что мышление детей раннего возраста является наглядно-действенным.

3.     Упражнение

Педагог знакомит участников упражнения с одной из ситуаций  и выдает карточку с возможными вариантами ответов на происходящее. Затем каждому участнику выдается карточка с номером (от 1 до 24). Это номер высказывания, которое участник должен будет представить с помощью мимики и жестов. Упражнение может проходить как в кругу, так и в подгруппах по 5—7 человек.

4.     Рефлексия

ВСТРЕЧА № 9

Тема занятия:Праздник      «В весеннем лесу»

Задачи:

1.     Вовлекать родителей в совместную досуговую деятельность с детьми в ДОУ.

2.     Показать родителям разнообразные игровые способы взаимодействия, способствующие развитию познавательных интересов детей, укреплению их психического и физического здоровья.

3.     Содействовать развитию эмоциональной сферы малышей, воспитанию интереса к природе.

4.     Способствовать оптимизации детско-родительских отношений. 

Краткое содержание (описание):

Проведение праздника «В весеннем лесу» по прописанному сценарию с включением родителей в основной сюжет.

ВСТРЕЧА № 10

Тема занятия:«Вспомнить все»

Задачи:

1.     Закрепить навыки взаимодействия взрослого и ребенка в экстремальной ситуации.

2.     Отметить важную роль игры в развитии ребенка

3.     Познакомить участников с авторскими играми для детей раннего возраста.

4.     Обобщить полученный на встречах опыт.

Краткое содержание (описание):

1.     Приветствие.

Каждый участник по кругу приветствует всех участников тренинга и говорит одной фразой, что объединяет их группу.

2.     Игра «Горячо, утюг».

Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому из них и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребенок. Участник, к которому обращена фраза  в соответствии с ситуацией, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребенка.

3.     Упражнение «Родительское собрание»

Упражнение проходит в подгруппах. Педагог дает общую инструкцию для всех участников: «Подготовить и провести родительское собрание». Каждая подгруппа получает карточку с темой собрания. Затем каждая подгруппа в течение 10 минут подготавливает родительское собрание на указанную в карточке тему, после чего проводит презентацию.

4.     Мини-лекция «Роль игры в развитии ребенка раннего возраста»

При проведении этой мини-лекции отмечается важная роль игры в развитии ребенка, приведятся разные точки зрения российских и зарубежных психологов на понятие «игровая деятельность», разъясняется специфика игры в раннем детском возрасте.

5.     Организация игры.

Родители проводят для других участников игру из предложенных педагогом.

6.     Упражнение «Письмо самому себе» (2-ой этап. Заключительный)

Педагог раздает участникам конверты с письмами, которые они написали себе на первой встрече. Каждый распечатывает свой конверт и еще раз читает содержание письма. После этого участники отвечают на вопросы об эффективности и полезности проведенных занятий.

7.     Анкета эффективности проведенных мероприятий

8.     Рефлексия

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»