Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшей группы
Волшебница вода
Горская Тамара Александровна
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Виды детской деятельности:
Игровая, восприятие художественной литературы, коммуникативная, познавательно исследовательская.
Цели:
1.Образовательные - рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.
2.Воспитательные: развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде.
3.Развивающие: Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Планируемый результат:
Знает свойства воды, (бесцветная, прозрачная, без вкуса, способна растворять вещества, способна нагреваться и охлаждаться); ее агрегатное состояние – жидкая, пар, лед. Самостоятельно выполняет элементарные опыты, умеет работать в коллективе, бережно относится к окружающей среде.
Предварительная работа:
- Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Проведение занятий-экспериментирований с водой.
- Чтение художественной литературы.
- Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал для работы: Полоски голубой ткани, стаканчики с водой, молоком, соком, значки «капелек», магнитофон с записью любой спокойной мелодии, мяч.
Содержание организованной деятельности с детьми:
1 часть
Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:
Вы, слыхали о воде? Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете и в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
В.: Где и какую, дети, вы сегодня видели воду? (1- в помещении, 2- на улице).
Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, посуду, поливаем цветы, готовим еду, поливаем растения в огороде и в саду, в воде живут рыбы).
Ребята, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, пока добрались до нашего крана. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде нужно относиться очень бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (Подзываю к себе, раздаю голубые полоски ткани, позже кладу на ковер длинную и широкую голубую полоску ткани). На земле очень много маленьких речек и ручейков, все они хотят стать большими реками. Давайте им поможем. Вот эта большая полоска будет у нас главной рекой, остальные – ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы они впадали в большую реку. (Самостоятельная работа детей). Вот как много воды, но ее надо беречь.
2 часть: (экспериментирование).
В. Предлагает детям подойти к столику, на котором стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике ложечка видна? А в каком нет? Почему? Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Предлагаю попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать сок. Доказать, что у воды нет вкуса.
3 часть:
В. говорит, что она мама Тучка, а дети – Капельки, и им пора пойти погулять (Раздать детям значки капелек. Звучит любая спокойная музыка). Капельки разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им надо делать. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Скучно и стало по одному прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в большую цепочку.)
Текла-текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали капельки в океане и вдруг вспомнили, что мама Тучка просила их пораньше вернуться.
А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими, потянулись вверх, (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась, потом я вас опять отпущу погулять.
В.: - Ребята, я предлагаю поиграть еще в одну игру, она называется «Какая бывает вода?» Дети становятся в круг, воспитатель в центре с мячом в руках. Задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч и возвращает его воспитателю, при этом отвечая на вопрос «Какая бывает вода?» (Варианты ответов: водопроводная, речная, морская, болотная, без запаха. Прозрачная, безвкусная, ледяная, холодная, родниковая).
В.: - Ребята, вода одно из самых удивительных веществ на планете. Что нового вы сегодня узнали о воде?
Дети: Как образуется речка и океан.
Вода прозрачная и безвкусная.
Вода бывает самая разная.
Вода нужна людям.
В.: Действительно, вода нужна людям, без воды невозможно жить на земле, и мы должны беречь и охранять воду.