Рассказывание детей о природе в развитии речи
Коломийчук Елена Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №23
комбинированного вида
Петроградского района Санкт-Петербурга
Природа окружает ребёнка с ранних лет. Природа – это источник знаний, а познание различных природных явлений тесно связано с овладение искусством речи. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал роль природы в развитии логического мышления и связной речи. Он считал логику природы самой полезной, доступной и наглядной для ребёнка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов»[1].
Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь можно характеризовать следующими особенностями:
- Развёрнутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание предмета речи.
- Актуальность и произвольность, выражающиеся в умении говорящего выбрать главное, о чём нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму.
- Организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать её отдельные компоненты.
В связной речи важным является как содержание, так и форма речи. Содержание речи влияет на выбор формы, но и правильно, точно выбранная форма речи помогает лучше донести до слушателя её содержание.
В развитии связной речи можно выделить следующие качества, которые возможно сформировать у детей дошкольного возраста:
- достоверность – умение отобрать для высказывания или рассказа сведения, правильно отражающие знакомые детям явления существующей действительности;
- точность и полнота содержания – достаточный объём и глубина собранных сведений, лаконичная передача наиболее характерного и важного;
- логичность – последовательность изложения мыслей, умение строить несложные суждения, умозаключения, делать выводы;
- точность отбора лексического материала;
- образность – наличие в речи различных изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор и т.д.).
В связи с разнообразной речевой деятельностью детей дошкольного возраста в их речи происходят качественные изменения. Они связаны с тем, что ребёнок от односложных высказываний о наблюдаемых объектах постепенно переходит к более сложным формам речевого общения.
Умение рассказывать о природе формируется у детей постепенно. И если сначала они преимущественно копируют образец речи взрослого, поскольку сами не могут составлять полный и точный описательный или чёткий сюжетный рассказ о природе, то постепенно, по мере накопления знаний и установления для себя некоторых связей, зависимостей и закономерностей в природе начинают под руководством воспитателя, а потом и самостоятельно достаточно грамотно, точно и образно выражать свои мысли.
Работу по развитию монологической речи дошкольников на основе ознакомления с природой можно строить как обучение следующим видам рассказов:
- Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы спасали птицу», «Кто обедал в птичьей столовой?»).
- Сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин, наблюдений во время прогулок («Как звери живут зимой?», «Что случилось на реке весной?» и др.).
- Описательный рассказ, построенный на сравнении разных времён года, и описание пейзажной картины.
- Описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Моё любимое время года» и т.д.).
- Описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Ветка сирени», «Осенний букет»).
Данная последовательность видов рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы по развитию монологической речи детей.
Сюжетный рассказ о природе на основе непосредственного восприятия доступен детям пятого-шестого года жизни, поскольку в нём должны быть отражены конкретные знакомые им ситуации. Такой рассказ по образцу воспитателя возможен уже в средней группе детского сада. Но знаний детей этого возраста ещё не достаточно, и, следовательно, ограничен круг передаваемых событий. По мере формирования у детей новых представлений рассказы по образцу становятся им неинтересны.
Дети старшего дошкольного возраста имеют уже более широкое знание о природе, а также некоторый опыт передачи в речи усвоенных ими связей и зависимостей предметов и явлений, детального и достаточно полного их описания. Это позволяет подвести их к самостоятельному составлению описательных рассказов. Наименьшую трудность вызывают описательные рассказы, построенные на сравнение разных времён года. Дети описывают события, которые они неоднократно наблюдали. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно использовать пейзажные картины.
Труднее детям составлять рассказ о сезоне в целом, поскольку эта тема требует уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать достаточно полно и не повторяться. Не сразу могут дети передать в рассказе и свои отношения к тому, о чём они рассказывают. Выработке умения раскрывать своё отношение к природе способствует эмоциональный настрой.
Самым трудным из всех видов рассказов о природе является описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Составление его требует от рассказчика определённой культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описываемому предмету, Дети же часто лишь перечисляют признаки и свойства предмета, рассказы их лаконичны и сухи, им не хватает слов для красочного описания явления.
Итак, составление сюжетных рассказов о природе даётся детям значительно легче, чем составление описательных. Этим отличается процесс обучения рассказыванию о природе от обучения рассказыванию на другие темы. Если при обучении рассказыванию на любые другие темы составление описательного рассказа предшествует сюжетному или сопутствует ему, то при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.
Используемая литература:
Ушинский К. Д. Избр. Пед. Соч. – М., 1968. – с.1