Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Конспект занятия по изобразительной деятельностис детьми
старшей логопедической группы

Волшебная гжель

Белякова Ирина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №39
компенсирующего вида Санкт-Петербурга

Пояснительная записка:

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка.

Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Мною разработана серия занятий и игр, объединенных общим сюжетом «Волшебная гжель».

В средней группе дети получают первоначальные представления о народном промысле Гжели, учатся видеть самобытность и красоту изделий. Рассматривают на выставке различные изделия народных промыслов, учатся находить среди них предметы – гжели.

В старшей группе дети знакомятся с гжельской росписью, с историей возникновения народных промыслов Гжели.

В подготовительной к школе группе детей учим различать гжель по особенностям росписи, цвета красок, знакомим с технологиями изготовления изделий, с преемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего, приобщаем к посильному участию в создании образцов произведений декоративно-прикладного искусства.

Так реализуется связь с другими видами деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, художественно-речевой (театрализованные утренники, праздники и развлечения).

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

- принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)

- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

- принцип психологической комфортности.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие основ детской художественной культуры через декоративно-прикладное творчество.

Задачи:

Образовательные:

- Дать понятие декоративно-прикладного искусства.

- Продолжить знакомить с народным промыслом Гжели:

ü учить видеть самобытность и красоту изделий,

ü учить выполнять узор из растительных элементов по краям каймы,   составлять узор на различных формах

ü развивать чувство цвета, ритма.

Коррекционные:

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие творческого воображения.

- Развитие речевой активности.

- Развитие внимания.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту окружающих предметов

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, инициативность

- Вызывать положительные эмоции, радость от своей работы.

 

Предварительная работа:

- Знакомство с промыслом Гжели

- Рассматривание книг, открыток, альбомов, посуды, игрушек, небольших скульптур.

 

Материал и оборудование:

Гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящейся к гжельской и другим промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Игра «Собери посуду» (осколки гжельской разбитой посуды). Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, салфетки, вода, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

 

1. Вводная часть.

В: Ребята, давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие!

2. Основная часть «Волшебная гжель»:

В: Ребята, отгадайте загадку:

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми!

Ответы детей:Гжельская роспись

В: Рассказ детям о гжельском народном промысле.

В: Небесно-голубое чудо – волшебная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, игрушки, статуэтки, сувениры.

Гжель – это поселок недалеко от Москвы, где гжельские мастера лепят из глины белого цвета посуда, разные предметы и расписывают их в ручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры составляют из различных цветов, сеточек, бордюров, капелек, акцент на использование двух цветов:  белый фон и голубой или синий узор, и различные оттенки. Называли такие изделия – ГЖЕЛЬЮ.

В: Кто расписывает такими узорами?

Дети: Гжельские мастера.

В: А где живут и работают такие мастера, вы помните?

Дети: в поселке Гжель.

В: Вспомните, из чего делают такую посуду?

Дети: Из глины

В: Правильно, но чтобы посуда стала прочной, ее обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться?

Дети: Может, если ее уронишь или сильно ударишь.

В: Верно. Вот и у меня есть посуда, которую я разбила и остались одни осколочки (показать «разбитую посуду»). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Дети складывают разрезные картинки.

В: Как называется посуда, которую вы сложили?

Дети: Гжельская

В: Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня стоит на столе! (На столе посуда гжель, дети подходят и рассматривают)

АЙ да посуда, что за диво, хороша и та, и та!

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, василёк!

С синей сеточкой по краю, глаз не отведешь!

Сотворили это чудо не за тридевять земель

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель!

Край фарфорового чуда, а кругом него леса

Синеглазая посуда, как весною небеса!

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

-Как можно охарактеризовать эту посуду?

Дети: Нарядная, красивая, праздничная.

В: Что делает эту посуду такой?

Дети: роспись

В: Да, бело-синяя роспись. Рассмотрим роспись поближе (обращаем внимание на характерные особенности)

Какой цвет использовали мастера? Где расположен цветок? Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки у цветка? Обратите внимание на  кайму по краям посуды. А что ещё создают мастера?

Дети: ответы

В: Правильно, молодцы!

Давайте, ребята, немножко отдохнем и сделаем зарядку!

Физкультминутка:

Вот большой стеклянный чайник         - надуть живот, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник               -другая согнута, как носик

Вот фарфоровые чашки                        - приседать, одна рука на поясе

Очень хрупкие бедняжки

Вот фарфоровые блюдца                      - кружатся, рисуя руками круг

Только стукни – разобьются

Вот серебряные ложки                           - потянуться, руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос,
он посуду вам принес                              - сделать большой круг.

В: А теперь давайте вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы легко рассказать о ней, выложим морфологическую дорожку.

Морфологическая дорожка:

1 карточка – белая глина

2карточка – цвет росписи

3карточка – элементы росписи

4карточка – предметы промысла

Из карточек, на которых изображены различные материалы, цвета, элементы узоров разных росписей, изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

В: А сейчас я предлагаю поиграть вам, ребята, в подмастерьев и расписать посуду. Но для этого нам надо приготовить ваши пальчики.

Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли!

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку!

Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали!

МОЛОДЦЫ!

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила, все ли необходимые цвета у вас есть?

Д: нет голубой краски.

В: Что мы будем делать? Конечно, смешаем  на палитре белую и синюю краски. Отмечаем, что роспись рисуется кистью прямо на заготовке, для этого кисть необходимо держать тремя пальцами перпендикулярно листу. Лист(заготовку) можно вращать для более удобного положения. Показать несколько приемов росписи (капелька, точка, извилистая волна, цвет). Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Дети самостоятельно работают. В процессе работы индивидуально оказывается помощь.

 

3. Заключительная часть. Итог занятия.

В: Молодцы ребята! Вы очень старались, ваша посуда получилась очень    красивая, роспись, как у настоящих гжельских мастеров!

Я предлагаю организовать выставку ваших замечательных работ, чтобы ими могли полюбоваться другие ребята и ваши родители!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»