Территория партнёрства: эффективные формы работы с родителями детей раннего и дошкольного возраста
Антонова Татьяна Анатольевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №12
Кировского района Санкт-Петербурга
Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют педагоги. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию. Таким образом, именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство “ребёнок – родитель – педагог”, понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка.
Любая педагогическая система без участия родителей не будет жизнеспособной. Важно найти такую форму общения с родителями, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении задач воспитания и развития.
Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей. Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, консультации, Для более эффективной работы с родителями применяются инновационные формы, к числу которых относятся:
- организация работы семейных клубов;
- видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;
- организация совместной деятельности детей и родителей.
Цель семейных клубов - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания ребенка. Так же семейные клубы способствуют сближению самих родителей, возникновению между ними тёплых, дружеских отношений. Это обстоятельство является немаловажным этапом создания позитивного сообщества.
Задачи семейного клуба:
- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
- повышать педагогическую культуру родителей;
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
Основной целью данного взаимодействия является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам пед. процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно. Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями помогают следующие принципы: сотрудничества; открытости; дифференциации и индивидуализации; диалогичности; стимулирование активности в организуемой деятельности; интеграции и координации внутренних и внешних условий развития.
А так же в детском саду проводятся и другие формы взаимодействия, в которых участвуют родители. К ним относятся:
- Родительские собрания (общие и групповые).
- Родительские конференции.
- Дни открытых дверей.
- Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.
- Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т.д.).
- Индивидуальная консультация.
- Ежеквартальное ознакомление родителей с достижениями ребенка и др.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.
Очень важно в работе с родителями считать семью основным получателем услуг. Необходимо уделять должное внимание семье, признавая ее главную роль в развитии и образовании ребенка, в уходе за ним.
Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Рассматривать членов семьи как важнейших участников образовательного процесса.
Проявлять гибкость и чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Уважать различные культурные ценности семей, обеспечивать доступность официальных общественных услуг, а также координировать эти услуги. Всегда помнить о том,что с родителями общаться необходимо в хорошем настроении, с улыбкой и позитивным настроем. Только в этом случае родители пойдут на контакт, расскажут о своих проблемах и печалях. И радость от решения поставленных задач будет обоюдной.