Использование компьютера в детском саду,
как эффективное средство обучения
Величко Татьяна Николаевна
Память и внимание малыша весьма неустойчивы, и поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными. В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра. Использование компьютера позволяет соединить в одно целое игру и занятие. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольника, применение компьютера в детском саду позволило выявить ряд преимуществ:
- Ø Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
- Ø Компьютер несет в себе образный тип информации, понятной дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
- Ø Это хорошее средство поддержки задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером является стимулом познавательной активности ребенка.
- Ø Компьютер предоставляет возможность индивидуального обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
- Ø Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты в космос, превращение бабочки в куколку, неожиданные и необычные эффекты).
- Ø Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам не исправит их.
Компьютер благодаря особенностям своего устройства (наличие клавиатуры, экрана, на котором продуцируется та или иная информация, вызванная ребенком из электронного «мозга» с помощью клавиатуры или «мышки») осуществляет интеллектуальную подготовку ребенка к обучению в школе. Ребенок-дошкольник, управляя компьютерной игровой, обучающей программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Компьютер включает в себя как произвольную, так и непроизвольную деятельность. При просмотре яркой музыкальной, мгновенно меняющейся информации с элементами мультипликации не требуют от ребенка мобилизации внимания, памяти – это происходит не произвольно. Но следующая за этим проблемная ситуация, требует от него сосредоточения всех психических процессов, т.е. у ребенка формируется произвольная деятельность. За компьютером ребенок впервые попадает в ситуацию, когда он не может ничего передвинуть, или применить. Экран не подвластен прямому вмешательству рук. Устройство компьютера заставляет ребенка «думать» о способе своего действия, ребенок нажимает на нужные клавиши, подает импульс «мыши» или использует другие средства ввода информации, и ее преобразования. Компьютерные игры, программы не заменяют обычные, а лишь дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Для полноценного использования игр и программ, требующих от ребенка умения оперировать символами (знаками), обобщенными образами, возникающими и создаваемыми им самим на экране, ему необходимо иметь достаточно развитое мышление, творческое воображение. Все эти психические процессы формируются у ребенка в его многообразной практической деятельности на занятиях и в игре. Объективно это означает начало овладения теоретическим мышлением: осознание способа действия – его несомненный признак и основа. Ребенок начинает думать прежде, чем делать. Таким образом, компьютерный мир нужен современному ребенку еще и потому, что способствует развитию его мышления, обеспечивает благодаря формированию основ теоретического мышления интеллектуальную подготовку к обучению в школе.
При использовании компьютера на занятиях учебная нагрузка усваивается играя, при этом снижается утомляемость ребенка.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития ребенка. Занимаясь за компьютером ребенок учится: ориентироваться на экране, ориентироваться на клавиатуре (находить нужные буквы, цифры, кнопки вверх-вниз), работать с мышью (запускать программы, перемещать объекты, находить и нажимать нужные инструменты и кнопки), с помощью чего развивается мелкая моторика рук (печатать, выполнять одинарный и двойной щелчок, нажимать и перетягивать объект и т.д.). Благодаря компьютерным средствам на индивидуальных занятиях, появились дополнительные возможности сделать процесс автоматизации звуков, овладение чтением и предупреждение ошибок чтения и письма более доступными, прочными и эффективными для ребенка.
Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло – сделать компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни ребенка