Воспитатели и родители
Архипова Юлия Борисовна
Жизнь ребенка в обществе начинается с детского сада и каждому родителю хочется, чтоб его ребенку было хорошо в саду. Чтобы он не плакал и не тосковал по дому. Чтобы его не обижали, а главное, чтобы воспитательница была добрая. Все эти страхи обоснованы и нормальны. У большинства из нас есть собственный детсадовский опыт, зачастую весьма негативный.
Но эту ситуацию мы даем на откуп самим родителям, и хорошо бы было, если бы они понимали, что жизнь поменялась, сады тоже, да и сами педагоги за которыми пристально наблюдает Департамент образования давно не те, кого боялись мамы и папы наших воспитанников в детстве.
Знакомясь с воспитателями, родители оценивают характер и стремление работать с детьми, подбирая лучший вариант для ребенка, но сами, зачастую, не желают сотрудничать с воспитателями. Отмахиваясь, что это их работа, и даже перекладывая некоторые свои родительские функции на воспитателей, что само по себе нонсенс(!).
Я всегда полагала, что родителям необходимо знать, как ведет себя их ребенок в группе, как он играет с другими детьми, сходится со сверстниками, выполняет элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома. В большинстве случаев педагоги всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно. А жаль. Ведь наиболее успешное окончательное формирование личности с помощью садика будет только тогда, когда и в группе, и в семье требования будут одинаковые.
Несколько примеров: Воспитательница приучает детей убирать за собой.
Мама в свою очередь говорит ребенку дома "Оставь, потом я уберу" - ребенок и в саду будет вести себя так же, ссылаясь на то, что ему так разрешила мама.
Или еще ситуация. Воспитательница в садике не позволяет споры решать кулаками. Потому что - это как минимум опасно - драка может закончиться травмой, что может обернуться последствиями для всех, особенно для воспитателя – все-таки ответственное лицо. Но некоторые родители учат детей реагировать кулаками на любые обиды, даже если они были неожиданными и нечаянными.
Родители, интересуйтесь в первую очередь успехами ребенка, его новыми знаниями и достижениями, а не с порога «Тебя сегодня обижали?» Хвалите его за какие-то проявленные результаты. На занятии в садике выучили песенку, и ребенок вам ее спел - прекрасно; в группе выставлены какие-то рисунки или аппликации детей - посмотрите, где работа вашего ребенка, проявите интерес к его творчеству. Не говоря уже о том, что часто дети на занятиях делают подарки родителям - что-то рисуют, лепят, клеят. И не стоит сразу на глазах ребенка, получив такой подарок, выкидывать его в мусорное ведро.
Расспросите ребенка и о тех возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не обязательно «собирать компромат» на работников садика, но если ребенок на что-то пожаловался - стоит обратить на это внимание. Естественно, дети излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно; иногда детишки откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не хочется дитяти ходить в садик потому, что там пропадает его избалованность и исключительность, и он делает все, чтобы мама его оттуда забрала); порой дети фантазируют - просто ради фантазии. А иногда излагают происшедшее вроде бы правильно, но скажем так, не совсем адекватно, вот именно «по-детски». Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей (не сразу обвинять, а именно выяснить).
Правильные вопросы, которые стоит задавать ребенку это «кто стал твоими друзьями?», «что вы делали?», «куда ходили?» и т.п. Подобные вопросы будут побуждать ребенка к позитивным мыслям.
Старайтесь прислушиваться и выполнять рекомендации, которые вам дают воспитатели. Решайте проблемы вместе, не надо додумывать что-то, лучше поговорить с воспитателем и вместе найти выход из той или иной ситуации.
Хорошо когда и родители, и воспитатель довольны друг другом. Но такая идиллия скорее исключение из правил. Что греха таить - поводов для конфликта немало, причем претензии (зачастую вполне обоснованные) имеются у обеих сторон.
Что не устраивает родителей:
- воспитатели мало занимаются ребенком;
- не создают условий для укрепления его здоровья;
- не могут найти подход к ребенку, применяют физические наказания;
- плохо следят за малышом (не вытерли нос, не переодели штанишки, не причесали);
- заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы все съедал;
- не принимают мер в отношении "опасных" гиперактивных и агрессивных детей, особенно если те кусаются или дерутся.
Претензии воспитателей:
- родители приводят в садик детей совершенно неподготовленных (без элементарных навыков самообслуживания);
- неуважительно относятся к персоналу, могут отчитать воспитателя при ребенке;
- забывают вовремя оплатить посещение садика;
- забывают положить ребенку в шкафчик сменную одежду, но при этом возмущаются, когда ребенок ходит в мокрых колготках;
- слишком поздно забирают детей.
Родители, не нужно спрашивать с воспитателей того, чего вы сами не делаете. И так же это касается детей, не требуйте от ребенка того чего не делаете сами. Вы не вешаете за собой вещи, а от ребенка требуете аккуратности.
На самом деле, вместе с ребенком в первый раз за много-много лет в детский сад пришли и его родители. Для кого-то это может быть важным, для кого-то нет, но многие взрослые люди почему-то забывают о том, что оставляя своего ребенка в саду, они оставляют зеркало, отражающее родителей, их отношение к миру и друг другу. Об этом стоит помнить.
Мы все взрослые люди, но порой ведем себя как дети. Доверяйте воспитателям, больше общайтесь. Если все делать сообща, то обязательно будет хороший результат.
И будем надеется, что вместе мы вырастим достойных людей, которые не затеряются в современном мире.
Галина Унжакова