Конспект совместной образовательной деятельности для подготовительной
к школе группы детского сада
Пчелка Майя
Манакова Надежда Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детского сада №118
Выборгского района Санкт-Петербурга
Цели совместной образовательной деятельности.
1. Познакомить детей с насекомым «пчела» (особенности внешнего вида, среда
обитания и т.д.)
2. Активизировать словарь детей за счет слов - пасека, улей, соты, мед и т.д.
3. Показать отдельные связи и зависимости в жизни природы, познакомить с
целевыми связями, которые проявляются в отношении человека к природе.
4. Создать условия для проявления познавательной активности детей.
5. Продолжать развивать экологическое сознание детей. Учить бережно
относиться к окружающей природе.
Использование современных образовательных технологий
1. ИКТ-технология (презентация «Кое-что о пчёлах»).
2. Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз)
3. ТРИЗ-технологии
4. Музыкальное воздействие.
Оборудование
1. Игрушка «Пчёлка»
2. Мёд, разовые ложки по количеству детей.
3. Цветы (картонные, плоские).
4. Цветные карандаши, листы бумаги по количеству детей.
5. Ноутбук, презентация « Кое-что о пчелах».
6. Диск с записями «Жужжание пчелы», «Звуки природы – лесная полянка».
Ход совместной образовательной деятельности
«Пчёлка Майя»
Дети сидят полукругом перед экраном ноутбука. Звучит диск с записью «Жужжание пчелы». В руках у воспитателя игрушка «Пчёлка».
Воспитатель: Дети, смотрите, кто к нам прилетел? (Пчела Майя).
- А что она нам принесла? (Баночку меда).
- Кто собирает мед? (Пчелы).
Слайд №1
- Какое брюшко у пчелы? ( Полосатое - одна полоска желтая, а другая черная).
- Пчелы собирают нектар не у всех растений, а у одного какого-нибудь вида, на который у них образовался условный рефлекс.
- У вас есть глазки? (Да).
- Вы видите хорошо? (Да).
- У пчелы тоже есть глазки. Пчелы видят лучше человека в несколько раз.
Слайд№2
Проводится гимнастика для глаз «Пчёлка».
Воспитатель: Пчелка Майя полетела с цветка на цветок, а вы глазками следите за ней. На какой цветок она села? (Ответы детей – цвет цветка!).
- Пчелы не умеют разговаривать. В пчелиной семье есть пчелы-разведчицы. Когда пчела- разведчик находит подходящую поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы « рассказать» о своей находке своим товарищам. Она рассказывает в танце, где находится пища.
Слайд№3
Воспитатель: Танцы разделены на два вида: «танец по кругу» - полянка находится близко, «танец-колебания» - далеко.
- Давайте покажем, как танцуют пчёлки, если полянка близко и как они танцуют, если полянка далеко! (Дети двигаются по группе под фонограмму «Звуки природы – лесная полянка»).
Слайд№4
На полу разложены картонные плоские цветы.
Воспитатель: Пчелка Майя приглашает поиграть с ней! Мы отправляемся гулять на полянку!
Дети расходятся по группе. Сидя на полу со скрещенными ногами, они под слова текста выполняют соответствующие движения.
Пальчиковая гимнастика «Пчёлки».
С утра проснулись пчелки, Качать сомкнутыми в замок кистями рук.
потом причешут челки, Раскрывать и закрывать пальцы сомкнутых кистей рук.
умоются над лужицей Потирать ладони.
и по лесу закружатся. Качать в разные стороны расслабленными кистями рук.
Далее проводится игра «Пчёлки на лугу». Звучит музыка «Звуки природы – лесная полянка», дети – «пчелы» «летают» по группе. Музыка смолкает, дети ищут цветок на полу и садятся на него. Кто не успел, считается проигравшим и отходит в сторону. Пчёлка Майя хвалит победителей игры (самых ловких пчёлок!).
Воспитатель: Давайте присядем, отдохнем, а я продолжу рассказ.
- Как называется домик где живут пчелы? (Улей).
- Посмотрите на пчелу.
Слайд№5
Воспитатель: У пчелы есть хоботок, который она опускает в цветок и высасывает из него сладкий сок-нектар. На задних лапках пчелы есть корзиночки, в них она откладывает пыльцу с цветков. Молодые пчелы в первые два дня жизни никаких работ не выполняют. Они еще слабы и сами нуждаются в уходе. Через четыре дня они приступают к чистке ячеек, кормлению личинок, а потом к строительству сотов.
- В каждом улье живет большая пчелиная семья, в котором есть самая главная пчела-матка (царица пчел) и рабочие пчелы, которые добывают мед.
- Давайте попробуем мёд! (детям раздаются разовые ложки с мёдом).
- Какой мёд? Расскажите! (сладкий, липкий, вкусный, густой и т.д.)
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо – плохо» (ТРИЗ-технология).
- Хорошо, что мёд – сладкий, но плохо, что мёд - липкий, пальцы пачкает. Хорошо, что мёд – полезный, но плохо, что мёд – вызывает аллергию и т.д.
Воспитатель: Пчёлка майя говорит, что ей скучно играть одной. Давайте нашей пчелке Майе нарисуем друзей, чтобы ей было весело летать и собирать нектар.
Дети садятся за столы и рисуют пчелу.
Воспитатель: Молодцы! Постарались! Пчелка Майя довольна, что у неё теперь много друзей. Она хочет с вами поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Пчёлки в улье».
Вот маленький улей, там пчелки сидят (изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении).
Спрятались пчелки и их не видать (отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие).
Вот солнце пригрело и пчелки летят (скрестить руки на уровне запястий, пальцы растопырить как солнечные лучи).
Пчелки летят, меду хотят (качать в разные стороны расслабленными кистями рук, изображая крылья).
Воспитатель: Скажите, для чего пчелы собирают мед? ( Мед - зимняя пища для пчел, зимой они спят). Летом они трудятся, делают запасы себе и человеку. Мед помогает людям при простуде. Чай с медом пейте и никогда не болейте. Пчелы нам дают не только мед, но и прополис.
Слайд №6
Воспитатель: Прополис - это пчелиный клей, который пчёлы собирают с весенних почек деревьев и изменяют своими ферментами.
- Майя хочет ещё рассказать вам о себе и своих подружках. Посмотрите, какие интересные картинки она для вас приготовила (рассказ о пчёлах – «Это интересно»).
Слайд №7
Пчелка Майя благодарит детей и улетает. Звучит диск с записью «Жужжание пчелы».
Воспитатель: Посмотрите, Майя оставила нам подарок - баночку меда. И сейчас мы будем с этим мёдом пить чай.