Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Перспективное планирование системы работы по формированию основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Квятык Наталья Владимировна,
воспитательГБДОУ д/с №28
Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Введение.

Игра для детей – это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают детей играть. Игра обогащает детей знаниями, развивает речь, умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления.

В тоже время игра для ребёнка является средством

  • Максимальной свободы
  • Самовыражения
  • Общения
  • Реализации потребности «быть как взрослый»

А главное, игра для детей – это удовольствие.

Игра – это хороший способ развития речи детей, через неё можно обогащать словарь детей, развивать: диалогическую и монологическую формы речи; умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать. Беря на себя роль взрослого, ребёнок перестаёт быть маленьким, его действия и речь приобретают другой характер. Он старается выразить свои мысли, как взрослый, его речь приобретает интонационные оттенки, что немаловажно для развития интонационной выразительности речи.

Обучаясь сюжетно-ролевым играм на тему пожарной безопасности, дети осваивают правила ролевого поведения и моральные нормы /правила поведения во время пожара дома, на улице, в лесу, правила поведения с пожароопасными предметами/. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, чья профессия связана с пожарной безопасностью. Формируется их отношение к героическому труду пожарных, к событиям и явлениям общественной жизни.

Для обогащения игрового и жизненного опыта детей используются занятия, дидактические и подвижные игры, которые помимо своей обучающей задачи по пожарной безопасности, работают над развитием:

  1. Общих речевых навыков.
  2. Грамматического строя речи.
  3. Связной речи.
  4. Пространственных, временных и элементарных математических представлений.
  5. Художественно-творческой деятельности.

Чтобы грамотно и полноценно развить речь детей в игре, необходимо правильно спланировать этапы работы, и создать развивающую предметно-игровую среду.

 

  1. I. Обогащение жизненного опыта детей.

Цель:

1.Дать детям яркие впечатления о профессии пожарных, раскрыть значимость их труда.

2.Создать основу для развития и обогащения игры (понимание детьми назначения пожарных, пожарного транспорта, оборудования)

3.Закреплять правила пожарной безопасности.

4.Развивать речь детей.

 

 

Месяц

 

Задачи

Содержание работы по

обогащению жизненного

опыта детей

Сентябрь-

октябрь.

Углублять и расширять знания детей о работе пожарных по охране жизни людей, о технике, помогающей людям тушить пожар.

Обогащать словарь детей

/пожарные рукава, огнету-

шитель, краги, гидрант/.

Учить составлять короткий описательный рассказ.

Беседа «Пожарный-

профессия героическая».

Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с пожарной машиной.

Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий /работа пожарных/

Чтение стихотворения  С.Маршака  «Рассказ о неизвестном герое»

Рисование по впечатлениям от прочитанного произведения и от экскурсии.

 

 

Ноябрь-

декабрь.

 

Объяснить детям предназ-

начение спичек в доме.

Познакомить с правилом пожарной безопасности №1

№2,№3.

Учить согласовывать суще-ствительное с прилагательным /существительные: спички, огонь, утюг, плита. Прилагательные: опасный, огненный, электрический, газовый и т.д./

 

Занятие- игра «Спички не для игры» на правило №1 пожарной безопасности. (см. приложение 1).

Экскурсия в прачечную. Знакомство с работой электроутюга.

Игра-занятие «Не суши над газом штаны после стирки, а то от штанов останутся дырки!» На правила №2 и 3 пожарной безопасности.

Чтение стихотворения Е.Хоринского «Спичка- невеличка», беседа о прочитанном.

Конкурс детских рисунков «Огонь- друг, огонь-враг».

 

 

Январь-

февраль.

 

Углублять и систематизи-ровать знания детей о причинах возникновения пожаров;

Подвести детей к формулированию правил №4 и 5 пожарной безопасности.

Учить детей составлять предложения на заданную тему и объединять их в рассказ.

 

 

Составление рассказа на тему: «Откуда может прийти беда» или «Почему это случилось» с началом или концом предложенным воспитателем.

Занятие-игра на тему «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?» на правила №4 и 5 пожарной безопасности.

Чтение произведения С.Маршака «Кошкин дом».

Изготовление масок к игре-драматизации «Кошкин дом».

 

 

Март-

Апрель.

 

Учить детей правильно вести себя во время пожара, вовремя распознавать опасность, принимать меры предосторожности, защищать себя.

Учить детей составлять предложения по моделям на тему: « Правила пожарной безопасности.

 

Занятие на тему: «Если в доме случился пожар – телефон 01».

Рассматривание плакатов по пожарной безопасности и беседа по их содержанию.

Занятие по правилам поведения во время пожара (см. приложение 2).

Чтение стихотворения И,Тверабукина «Андрейкино дежурство».

 

Май.

Закреплять знания пожарной безопасности и умение правильно вести себя во время пожара.

Учить детей составлять творческий рассказ по своему рисунку или рисункам других детей.

Викторина: «Береги свой дом от пожара!»

Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть»

Беседа о значимости и необходимости профессии пожарного.

Коллективная работа по рисованию «Пожарные»

 

 

  1. II. Обогащение игрового опыта детей.

 

Цель: Развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры, включая разнообразные виды игр.

Развивать речь детей.

Задачи:

1-е полугодие. Учить детей устанавливать разнообразные ролевые связи. Приёмы руководства: 1. Создание проблемных ситуаций для смены ролей воспитателем по ходу игры. 2. Разыгрывание сюжета  по литературным произведениям, где один герой вступает во взаимодействие с разными персонажами.

2-е полугодие. Учить детей менять первоначально взятую на себя роль по ходу игры (схема сюжетов остаётся прежней, но воспитатель берёт на себя не дополнительную роль, а главную.)

Развивать у детей монологическую и диалогическую речь, умение задавать вопросы и правильно на них отвечать, использовать в речи эмоциональные оттенки.

 

месяц

Дидактические

игры.

Подвижные игры.

Сюжетно-ролевые игры

 

Строительно-конструк-тивные

игры

Театрализованные

игры

 

IX-X

 

«Что необхо-димо пожарному?». *

 

 

«Кто быстрее?»

*

 

«Мы пожарные»

*

 

«Построим дом».

*

 

 

XI- XII

 

«Горит – не горит».

*

 

 

«Быстрые и ловкие».

*

 

Пожарные на учениях».*

 

«Построим улицу».

*

 

 

 

I - II

 

«Предметы- источники по-жара». *

 

Разведчик

*

 

Пожарные

*

 

 

«Кошкин дом».*

 

III-IV

 

«Чрезвычайные ситуации в доме». *

 

 

«Чья команда быстрее соберётся на пожар».*

 

Пожарные на вызове».

*

 

«Построим пожарную машину».

*

 

 

V

 

«Разложи кар-тинки по порядку»*

 

 

«Мы помощники пожарных»*

 

 

«Пожарная часть»

*

 

«Построим пожарную часть».*

 

*обозначает, что эта игра планируется в последующие  месяцы для закрепления.

 

III Активизирующее общение педагога с детьми в процессе сюжетно-ролевой игры «Мы пожарные».

(примерный сценарий)

Цель: Способствовать- 1) развитию самостоятельной игры ребёнка,

2)поиску новых задач и способов их решения.

3) формировать у детей навыки общения со взрослыми и детьми.

4)работать над развитием общих речевых навыков.

 

Роли и их условные сокращения.

Пострадавший –П.

Диспетчер –Д.

Командир пожарного расчёта –К.

Шофёр  пожарной машины –Ш.

Пожарные спасатели –П.С.

Оперативный дежурный –О.Д.

Врач скорой помощи –В.

Санитары скорой помощи –С.

 

Сговор детей- распределение ролей.

 

П. набирает 01. Раздаётся звонок.

Д. Пожарная часть. Диспетчер Иванов слушает.

П. Алло! Помогите! У нас пожар!

Д. Успокойтесь, назовите точно свой адрес. Какой у вас этаж?

Что загорелось? В какой комнате горит? Есть ли люди в квартире?

П. -----------------------------------

Д. Вызов принят. Покиньте квартиру./ в случае если П. звонит из горящей квартиры/

Д. –К. Тревога! Пожар в жилом доме № -----на улице-------

К. –П.С. Пожарный расчёт по местам. Полная готовность к выезду.

Ш. –К. Машина к выезду готова.

К. –Ш. Выезжаем на улицу----------дом №-------

Прибытие на пожар.

О.Д. –К. Командир пожарного расчёта, доложите обстановку.

К. –О.Д. Прибыли на место. Приступам к тушению пожара.

К. –П.С. Занять места согласно расписания. Приступить к разворачиванию пожарного оборудования. Доложить о готовности.

П.С. 1 –К.  Гидрант подключён, к работе готов.

П.С.2,3 –К. Рукава подключены, к работе готовы.

К. –П.С. Приступить к тушению пожара.

Тушение пожара.

П.С. 2. –П.С.1 Увеличь подачу воды.

П.С.2 –П.С3 Сильный огонь в соседней комнате.

П.С.3 –К. В квартире есть пострадавшие.

К. –Д. В квартире есть пострадавшие. Необходима скорая помощь.

Д. –К. Вас понял. Скорая помощь выехала.

Приехала машина скорой помощи.

В. –К. Где пострадавший?

К. –В. Пройдите за мной.

В. –С. У пострадавшего ожоги. Несите носилки. Срочно едем в больницу.

О.Д. –К. Доложите обстановку.

К. – О.Д. Пожар потушен. Один пострадавший доставлен в больницу.

О.Д. - К.  Вас понял. Возвращайтесь в часть.

К.  –П.С. Свернуть пожарное оборудование. Сложить в машину. Молодцы, с  поставленной задачей справились. Возвращаемся в часть.

По возвращении в часть.

О.Д.  –К. П.С. За выполнение поставленной задачи и проявленное мужество объ являю всему составу пожарного расчёта благодарность.

 

IV Создание развивающей предметно-игровой среды.

1.Введение

- Игровые атрибуты ( шлемы пожарных, накидки, имитирующие костюмы пожарных).

- Маркер пространства ( раскладная машина с пожарной символикой, штатив с заменяющимися табличками: пожарная часть, дом, стройка, театр, цирк, лес и т.д.)

- Предметы оперирования: атрибуты ( карта, гидрант, пожарные рукава, огнетушитель), игрушки ( телефоны, рации, руль со звуковым сигналом, пояс спасателя с инструментами).

- Предметы-заменители: огнетушители (крупный строитель – цилиндры), руль (спортивное кольцо, тарелка), телефоны, рации (кирпичики из строительного набора)

- Воображаемые предметы: пожарная лестница, насос, инструменты пожарного, песок в ящике у пожарного щита.

 

2.Обыгрывание атрибутов воспитателем.

 

3.Создание проблемных ситуаций, направленных на использование предметов заменителей и воображаемых предметов.

а) не оказалось руля – давай как будто это (спортивное кольцо или тарелка) – руль.

б) пожар на 9-ом этаже – предлагаю воображаемую пожарную лестницу.

в) при пожаре заклинило дверь – предлагаю воображаемые инструменты.

 

4. Создание проблемных ситуаций, направленных на мотивирование к игре.

а) дети дома играли со спичками.

б) взрослые забыли выключить утюг.

в) в лесу оставили горящий костёр.

 

5. Создание проблемных ситуаций для сюжетосложения.

а) при пожаре есть пострадавшие. ( +  с –р. игра «Больница»).

б) по пути с вызова на пожар разрушился мост или перекрыли дорогу из-за аварии трубопровода ( + с-р.игра «Дорожные строители»).

Приложения к перспективному планированию    сюжетно-ролевой игры «Мы пожарные»

Приложение I

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

  1. Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
  2. Уходя из дома или комнаты, не забывай выключать электроприборы.
  3. Не суши бельё над плитой.
  4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома ( это лучше делать на улице и только со взрослыми).
  5. В деревне или на даче не подходи к печке и не открывай печную дверцу. От выпавшего уголька может загореться дом.

 

Приложение II

 

ПРАВИЛА  ПОВЕДЕНИЯ  ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА.

 

  1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же потушить его, набросив плотную ткань или одеяло или залив водой.
  2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
  3. Если не можешь убежать из горящей квартиры (дома), сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным свой точный адрес и номер своей квартиры (дома). После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
  4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком – внизу дыма меньше.
  5. При пожаре в подъезде никогда не заходи в лифт. Оп может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.
  6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
  7. Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»