Перспективное планирование системы работы по формированию основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста
Квятык Наталья Владимировна,
воспитательГБДОУ д/с №28
Красносельского района Санкт-Петербурга
Введение.
Игра для детей – это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают детей играть. Игра обогащает детей знаниями, развивает речь, умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления.
В тоже время игра для ребёнка является средством
- Максимальной свободы
- Самовыражения
- Общения
- Реализации потребности «быть как взрослый»
А главное, игра для детей – это удовольствие.
Игра – это хороший способ развития речи детей, через неё можно обогащать словарь детей, развивать: диалогическую и монологическую формы речи; умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать. Беря на себя роль взрослого, ребёнок перестаёт быть маленьким, его действия и речь приобретают другой характер. Он старается выразить свои мысли, как взрослый, его речь приобретает интонационные оттенки, что немаловажно для развития интонационной выразительности речи.
Обучаясь сюжетно-ролевым играм на тему пожарной безопасности, дети осваивают правила ролевого поведения и моральные нормы /правила поведения во время пожара дома, на улице, в лесу, правила поведения с пожароопасными предметами/. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, чья профессия связана с пожарной безопасностью. Формируется их отношение к героическому труду пожарных, к событиям и явлениям общественной жизни.
Для обогащения игрового и жизненного опыта детей используются занятия, дидактические и подвижные игры, которые помимо своей обучающей задачи по пожарной безопасности, работают над развитием:
- Общих речевых навыков.
- Грамматического строя речи.
- Связной речи.
- Пространственных, временных и элементарных математических представлений.
- Художественно-творческой деятельности.
Чтобы грамотно и полноценно развить речь детей в игре, необходимо правильно спланировать этапы работы, и создать развивающую предметно-игровую среду.
- I. Обогащение жизненного опыта детей.
Цель:
1.Дать детям яркие впечатления о профессии пожарных, раскрыть значимость их труда.
2.Создать основу для развития и обогащения игры (понимание детьми назначения пожарных, пожарного транспорта, оборудования)
3.Закреплять правила пожарной безопасности.
4.Развивать речь детей.
Месяц |
Задачи |
Содержание работы по обогащению жизненного опыта детей |
Сентябрь- октябрь. |
Углублять и расширять знания детей о работе пожарных по охране жизни людей, о технике, помогающей людям тушить пожар. Обогащать словарь детей /пожарные рукава, огнету- шитель, краги, гидрант/. Учить составлять короткий описательный рассказ. |
Беседа «Пожарный- профессия героическая». Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с пожарной машиной. Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий /работа пожарных/ Чтение стихотворения С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое» Рисование по впечатлениям от прочитанного произведения и от экскурсии.
|
Ноябрь- декабрь. |
Объяснить детям предназ- начение спичек в доме. Познакомить с правилом пожарной безопасности №1 №2,№3. Учить согласовывать суще-ствительное с прилагательным /существительные: спички, огонь, утюг, плита. Прилагательные: опасный, огненный, электрический, газовый и т.д./ |
Занятие- игра «Спички не для игры» на правило №1 пожарной безопасности. (см. приложение 1). Экскурсия в прачечную. Знакомство с работой электроутюга. Игра-занятие «Не суши над газом штаны после стирки, а то от штанов останутся дырки!» На правила №2 и 3 пожарной безопасности. Чтение стихотворения Е.Хоринского «Спичка- невеличка», беседа о прочитанном. Конкурс детских рисунков «Огонь- друг, огонь-враг».
|
Январь- февраль. |
Углублять и систематизи-ровать знания детей о причинах возникновения пожаров; Подвести детей к формулированию правил №4 и 5 пожарной безопасности. Учить детей составлять предложения на заданную тему и объединять их в рассказ.
|
Составление рассказа на тему: «Откуда может прийти беда» или «Почему это случилось» с началом или концом предложенным воспитателем. Занятие-игра на тему «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?» на правила №4 и 5 пожарной безопасности. Чтение произведения С.Маршака «Кошкин дом». Изготовление масок к игре-драматизации «Кошкин дом».
|
Март- Апрель. |
Учить детей правильно вести себя во время пожара, вовремя распознавать опасность, принимать меры предосторожности, защищать себя. Учить детей составлять предложения по моделям на тему: « Правила пожарной безопасности. |
Занятие на тему: «Если в доме случился пожар – телефон 01». Рассматривание плакатов по пожарной безопасности и беседа по их содержанию. Занятие по правилам поведения во время пожара (см. приложение 2). Чтение стихотворения И,Тверабукина «Андрейкино дежурство».
|
Май. |
Закреплять знания пожарной безопасности и умение правильно вести себя во время пожара. Учить детей составлять творческий рассказ по своему рисунку или рисункам других детей. |
Викторина: «Береги свой дом от пожара!» Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть» Беседа о значимости и необходимости профессии пожарного. Коллективная работа по рисованию «Пожарные» |
- II. Обогащение игрового опыта детей.
Цель: Развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры, включая разнообразные виды игр.
Развивать речь детей.
Задачи:
1-е полугодие. Учить детей устанавливать разнообразные ролевые связи. Приёмы руководства: 1. Создание проблемных ситуаций для смены ролей воспитателем по ходу игры. 2. Разыгрывание сюжета по литературным произведениям, где один герой вступает во взаимодействие с разными персонажами.
2-е полугодие. Учить детей менять первоначально взятую на себя роль по ходу игры (схема сюжетов остаётся прежней, но воспитатель берёт на себя не дополнительную роль, а главную.)
Развивать у детей монологическую и диалогическую речь, умение задавать вопросы и правильно на них отвечать, использовать в речи эмоциональные оттенки.
месяц |
Дидактические игры. |
Подвижные игры. |
Сюжетно-ролевые игры
|
Строительно-конструк-тивные игры |
Театрализованные игры |
IX-X |
«Что необхо-димо пожарному?». *
|
«Кто быстрее?» * |
«Мы пожарные» * |
«Построим дом». * |
|
XI- XII |
«Горит – не горит». *
|
«Быстрые и ловкие». * |
Пожарные на учениях».* |
«Построим улицу». *
|
|
I - II |
«Предметы- источники по-жара». * |
Разведчик * |
Пожарные * |
|
«Кошкин дом».* |
III-IV |
«Чрезвычайные ситуации в доме». *
|
«Чья команда быстрее соберётся на пожар».* |
Пожарные на вызове». * |
«Построим пожарную машину». * |
|
V |
«Разложи кар-тинки по порядку»*
|
«Мы помощники пожарных»*
|
«Пожарная часть» * |
«Построим пожарную часть».* |
|
*обозначает, что эта игра планируется в последующие месяцы для закрепления.
III Активизирующее общение педагога с детьми в процессе сюжетно-ролевой игры «Мы пожарные».
(примерный сценарий)
Цель: Способствовать- 1) развитию самостоятельной игры ребёнка,
2)поиску новых задач и способов их решения.
3) формировать у детей навыки общения со взрослыми и детьми.
4)работать над развитием общих речевых навыков.
Роли и их условные сокращения.
Пострадавший –П.
Диспетчер –Д.
Командир пожарного расчёта –К.
Шофёр пожарной машины –Ш.
Пожарные спасатели –П.С.
Оперативный дежурный –О.Д.
Врач скорой помощи –В.
Санитары скорой помощи –С.
Сговор детей- распределение ролей.
П. набирает 01. Раздаётся звонок.
Д. Пожарная часть. Диспетчер Иванов слушает.
П. Алло! Помогите! У нас пожар!
Д. Успокойтесь, назовите точно свой адрес. Какой у вас этаж?
Что загорелось? В какой комнате горит? Есть ли люди в квартире?
П. -----------------------------------
Д. Вызов принят. Покиньте квартиру./ в случае если П. звонит из горящей квартиры/
Д. –К. Тревога! Пожар в жилом доме № -----на улице-------
К. –П.С. Пожарный расчёт по местам. Полная готовность к выезду.
Ш. –К. Машина к выезду готова.
К. –Ш. Выезжаем на улицу----------дом №-------
Прибытие на пожар.
О.Д. –К. Командир пожарного расчёта, доложите обстановку.
К. –О.Д. Прибыли на место. Приступам к тушению пожара.
К. –П.С. Занять места согласно расписания. Приступить к разворачиванию пожарного оборудования. Доложить о готовности.
П.С. 1 –К. Гидрант подключён, к работе готов.
П.С.2,3 –К. Рукава подключены, к работе готовы.
К. –П.С. Приступить к тушению пожара.
Тушение пожара.
П.С. 2. –П.С.1 Увеличь подачу воды.
П.С.2 –П.С3 Сильный огонь в соседней комнате.
П.С.3 –К. В квартире есть пострадавшие.
К. –Д. В квартире есть пострадавшие. Необходима скорая помощь.
Д. –К. Вас понял. Скорая помощь выехала.
Приехала машина скорой помощи.
В. –К. Где пострадавший?
К. –В. Пройдите за мной.
В. –С. У пострадавшего ожоги. Несите носилки. Срочно едем в больницу.
О.Д. –К. Доложите обстановку.
К. – О.Д. Пожар потушен. Один пострадавший доставлен в больницу.
О.Д. - К. Вас понял. Возвращайтесь в часть.
К. –П.С. Свернуть пожарное оборудование. Сложить в машину. Молодцы, с поставленной задачей справились. Возвращаемся в часть.
По возвращении в часть.
О.Д. –К. П.С. За выполнение поставленной задачи и проявленное мужество объ являю всему составу пожарного расчёта благодарность.
IV Создание развивающей предметно-игровой среды.
1.Введение
- Игровые атрибуты ( шлемы пожарных, накидки, имитирующие костюмы пожарных).
- Маркер пространства ( раскладная машина с пожарной символикой, штатив с заменяющимися табличками: пожарная часть, дом, стройка, театр, цирк, лес и т.д.)
- Предметы оперирования: атрибуты ( карта, гидрант, пожарные рукава, огнетушитель), игрушки ( телефоны, рации, руль со звуковым сигналом, пояс спасателя с инструментами).
- Предметы-заменители: огнетушители (крупный строитель – цилиндры), руль (спортивное кольцо, тарелка), телефоны, рации (кирпичики из строительного набора)
- Воображаемые предметы: пожарная лестница, насос, инструменты пожарного, песок в ящике у пожарного щита.
2.Обыгрывание атрибутов воспитателем.
3.Создание проблемных ситуаций, направленных на использование предметов заменителей и воображаемых предметов.
а) не оказалось руля – давай как будто это (спортивное кольцо или тарелка) – руль.
б) пожар на 9-ом этаже – предлагаю воображаемую пожарную лестницу.
в) при пожаре заклинило дверь – предлагаю воображаемые инструменты.
4. Создание проблемных ситуаций, направленных на мотивирование к игре.
а) дети дома играли со спичками.
б) взрослые забыли выключить утюг.
в) в лесу оставили горящий костёр.
5. Создание проблемных ситуаций для сюжетосложения.
а) при пожаре есть пострадавшие. ( + с –р. игра «Больница»).
б) по пути с вызова на пожар разрушился мост или перекрыли дорогу из-за аварии трубопровода ( + с-р.игра «Дорожные строители»).
Приложения к перспективному планированию сюжетно-ролевой игры «Мы пожарные»
Приложение I
ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
- Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
- Уходя из дома или комнаты, не забывай выключать электроприборы.
- Не суши бельё над плитой.
- Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома ( это лучше делать на улице и только со взрослыми).
- В деревне или на даче не подходи к печке и не открывай печную дверцу. От выпавшего уголька может загореться дом.
Приложение II
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА.
- Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же потушить его, набросив плотную ткань или одеяло или залив водой.
- Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
- Если не можешь убежать из горящей квартиры (дома), сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным свой точный адрес и номер своей квартиры (дома). После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
- При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком – внизу дыма меньше.
- При пожаре в подъезде никогда не заходи в лифт. Оп может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.
- Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
- Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.